Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты. Роль государства на рынке медицинских услуг в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:57, научная работа

Описание работы

Государственное регулирование в секторе здравоохранения, наряду с другими секторами, обладает значительным потенциалом для обеспечения здоровья населения. Она представляет собой важное дополнение к проведенным реформам. Инновационное развитие системы здравоохранения в немалой степени создает условия для сохранения здоровья и повышения качества жизни нации. Для решения этой стратегической задачи наряду с другими социальными проектами был принят для реализации в сфере здравоохранения проект «саламатты казахстан», содержит такие приоритеты, как развитие первичной медицинской помощи, развитие профилактического направления медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, и предполагает инновационную модернизацию структуры отечественного здравоохранения, повышения объема, качества и доступности медицинской помощи населению.

Файлы: 1 файл

государственное регулирование.docx

— 66.79 Кб (Скачать файл)

 

Карагандинский  Государственный Медицинский Университет

 

 

                                                                     Кафедра: Истории Казахстана и  СПД

 

 

 

СРС

На тему: государственное регулирование: сущность, цели, инструменты. Роль государства на рынке медицинских услуг в Казахстане.

 

 

 

 

Выполнил: ст.гр.174ОМ

Жакупов К.А

                                                                                    Проверила: Кабиева А.А

 

 

 

 

 

Караганда – 2012

Государственное регулирование  в секторе здравоохранения, наряду с другими секторами, обладает значительным потенциалом для обеспечения  здоровья населения. Она представляет собой важное дополнение к проведенным  реформам. Инновационное развитие системы здравоохранения в немалой степени создает условия для сохранения здоровья и повышения качества жизни нации. Для решения этой стратегической задачи наряду с другими социальными проектами  был принят для реализации в сфере здравоохранения проект «саламатты казахстан», содержит такие  приоритеты, как развитие первичной медицинской помощи, развитие профилактического направления медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной  медицинской помощью, и предполагает инновационную модернизацию структуры отечественного здравоохранения, повышения объема, качества и доступности медицинской помощи населению.

Государством выделяются инвестиции в модернизацию системы  здравоохранения, необходимые для  развития ресурсной базы службы здоровья, оказания эффективной и доступной  медицинской помощи, повышения качества и продолжительности жизни. Однако в настоящее время нерешенными  остаются многие вопросы формирования государственного регулирования и  развития системы здравоохранения  на макро-, мезо- и микроуровнях, требуют модернизации и реформирования механизмы, методы  и инструменты реализации высокотехнологичной медицинской помощи как примера реализации принципов государственно-частного партнерства в области здравоохранения. В этой связи особый интерес представляет выработка теоретических и методических подходов к формированию стратегии инновационного развития территориального здравоохранения посредством использования методов и инструментов государственно-частного партнерства, способного обеспечить доступность для населения качественной медицинской помощи в рыночных условиях хозяйствования. В работе показано, что управление инновационным развитием здравоохранения – это сложная многоуровневая и многокомпонентная система мероприятий, обеспечивающих рациональное функционирование отрасли и ее ресурсов (кадры, организации здравоохранения, материально-техническая база, финансирование). В принципиально новых условиях развития общества управление системой здравоохранения должно соответствовать не только новой парадигме инновационного развития здравоохранения в рамках применения современных управленческих технологий, но и новым принципам организации охраны здоровья населения. На основе изучение литературных источников установлено, что управление здравоохранением должно включать мониторинг ресурсов здравоохранения и результатов деятельности системы здравоохранения, регулирование в рамках систем «централизация – децентрализация», «государственное регулирование и самоуправление», «государственные и рыночные механизмы, методы и инструменты регулирования», «ведомственное, государственное и частное  здравоохранение», «межсекторальное  взаимодействие  системы охраны здоровья граждан». 

Процесс преобразования представляет собой схему, состоящую из ряда последовательных событий, наступление которых сопровождается преобразованием инноваций от идеи до конкретного ее выражения (продукта, технологии, нового подхода к решению  поставленной задачи, объединенного  в данном исследовании общим термином – «медицинская продукция») (рис.1).

 

 

Инновационная модель развития здравоохранения должна предусматривать  единство медицинской науки, развитие системы непрерывного медицинского образования, международное партнерство  с ведущими странами и научными центрами, охрану интеллектуальной собственности, развитие государственно-частного партнерства, создание целевых межведомственных медицинских научных программ.

Под инновационным развитием  территориальной системы здравоохранения  понимается деятельность, результатом  которой выступает разработка новой  или усовершенствованной медицинской  продукции (техники, технологии, программы  или услуги), реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса ее изготовления, используемого  в практической медицине. При этом в условиях дифференциации обязательно  должно происходить изменение процесса, методов и инструментов государственного регулирования инновационного развития системы здравоохранения.

Методом инновационного развития территории является программно-целевое  управление. Основная особенность программно-целевого управления — это его нацеленность на конечный результат. Применительно  к отрасли здравоохранения конечный результат программно-целевого управления выражается в сокращении смертности, инвалидности и заболеваемости населения, повышения качества и доступности  медицинской помощи, улучшение демографической  ситуации. Эти показатели рассматриваются  в данном исследовании в качестве основных индикаторов (критериев)  программно – целевого управления на уровне территории и муниципального образования. Основными принципами программно-целевого управления в здравоохранении являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Целевые программы являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов. Управление посредством программ осуществляется по схеме «цели-мероприятия-ресурсы». На основании целей, преследуемых при реализации той или иной целевой программы устанавливаются способы их достижения, которые согласуются непосредственно с соответствующими органам государственной власти и увязываются с необходимыми ресурсами. Единство таких целей, мероприятий и ресурсов воплощается в программу действий, отражающую каким именно образом будут достигаться цели, какие будут необходимы затраты на их достижение и сколько времени на это потребуется. Сроки реализации программных мероприятий и решения программных задач обусловлены определенно-сложившейся логикой построения, содержанием, технологией, последовательностью и ресурсными возможностями программы. Ни в одной стране мира не идет речь об отказе от всеобщего медицинского страхования, но отход от централизованного государственного контроля и перевод системы здравоохранения на рыночную основу инновационного развития следует признать преобладающей мировой тенденцией. Особую роль в поддержании здоровья людей играет четко налаженная, современная и эффективная система здравоохранения. Забота о здоровье нации всегда была и остается одним из важнейших приоритетов государственной политики каждой страны. Система здравоохранения Германии по праву считается одной из лучших в мире, но, несмотря на это, существуют определенные недостатки, которые связаны в первую очередь с увеличением стоимости медицинских услуг и фармацевтических препаратов. Национальная политика развития здравоохранения в Республики Беларусь направлена на поиск дополнительных источников финансирования, максимальное приближение медицинской помощи к населению, повышение роли и авторитета врача, формирование в обществе здорового образа жизни. На сегодняшний день около 15% всего валового внутреннего продукта США уходит на здравоохранение (на оборону - почти в 4 раза меньше). Однако непосредственно государственные затраты на здравоохранение в США составляют незначительную часть, что связано с низкой долей (30%) суммарных налоговых поступлений в казну к объему валового внутреннего продукта (в Великобритании и Германии - 37%, во Франции - 44%). Это сдерживает рост государственных расходов на здравоохранение, которые в среднем по Западной Европе составляют свыше 75% (в Норвегии - более 90%) от всех расходов на здравоохранение. В странах Западной Европы на лекарственные расходы приходится свыше 20% от общих издержек на здравоохранение. Указанная тенденция к поддержанию низкого уровня налогообложения ослабляет роль государства, способствует в США развитию частной медицины, ведет к еще большей диспропорции в оказании медицинской помощи разным слоям населения и не свидетельствует о возможности реформ, хотя бы по канадскому образцу, где основное финансирование здравоохранения обеспечивается из государственных фондов. Канадская система здравоохранения эффективно справляется с задачей контроля над затратами. Все граждане Канады получают равную медицинскую помощь независимо от их финансового положения. Проведение финансовых расчетов с медицинскими учреждениями и клиниками осуществляется на основании учета количества обращений и предоставления услуг пациентам с пластиковыми картами обязательного медицинского страхования (Health Card). Причем лица старше 65 лет получают специальную Health 65 Card, которая дает право на значительно большее количество льгот, чем обычная Health Card. Во Франции базовый уровень всеобщего обязательного медицинского страхования обеспечивается через систему страховых фондов, которые в основном привязаны к месту работы. Уровень страховых взносов, выплаты и компенсации провайдерам медицинских услуг определяются государством.  Французская система здравоохранения занимает третье место в мире по объему затрат: расходы составляют около 11% ВВП, таким образом, Франция уступает только США (15% ВВП) и Швейцарии (11,5% ВВП). Крупнейшим источником финансирования здравоохранения является налог на заработную плату (общая ставка налога 13,55%).  Эти поступления теоретически обязаны обеспечивать финансирование системы здравоохранения Франции в полном объеме, но на деле их не хватает чтобы компенсировать все затраты в рамках этой программы. Социальные реформы остаются одним из самых активных факторов трансформации всего общества.

Как свидетельствует мировой  опыт, развитые страны широко практикуют кластерные формы организации предприятий  в фармацевтической отрасли. Так, в  США действует около 9 фармацевтических и биотехнологических кластеров, в  Германии - 4, во Франции – 10. Завершая анализ различных систем финансирования здравоохранения, подчеркнем необходимость творческого, на основе системного анализа, использования опыта зарубежных стран при поэтапном  реформировании системы здравоохранения в России, в первую очередь, в сфере повышения эффективности методов и инструментов государственного регулирования и инновационного развития, а также формирования и использования финансовых ресурсов здравоохранения. В современных условиях (и это хорошо видно на примере США, Германии и других стран) система охраны здоровье, т.е. здравоохранение, приобретает статус приоритета и реализуется в виде государственной политики, за которую несет ответственность первое лицо государства. Методом инновационного развития территории является программно-целевое управление. Применительно к отрасли здравоохранения  конечный результат программно-целевого управления определяется основными индикаторами на уровне региона и муниципального образования:  сокращение смертности, инвалидности и заболеваемости населения, повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение демографической ситуации. Основой программно-целевого  управления  в здравоохранении выступает Программа государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. Разработанная (рис.3) программно-целевая модель позволяет выделить ключевые элементы управления в конкретном регионе, либо  муниципальном образовании, и, воздействуя на них, управлять инновационным процессом.

Применение  технологических и социальных инноваций приводит к созданию нового набора изделий массового потребления, по средствам изменений в сфере управления. Этот факт предполагает рост стоимости продукта с новыми потребительскими свойствами и снижение затрат на его изготовление через использование новых технологий. Технологические инновации целесообразно проанализировать через призму отдельных стадий и этапов инновационного процесса. Доказано, что в области здравоохранения существует тесная корреляция между технологическими инновациями и циклическим развитием системы оказания медицинской помощи населению. С целью успешной реализации инновационно-инвестиционных циклов необходимо формировании и развитие производственной, финансовой, социальной и рыночной инфраструктуры. Следовательно, возникает необходимость применения системного подхода к организации и практической реализации инновационно-инвестиционного цикла на базе развития производственных кластеров (рис. 4). Кластер – это системно организованные экономически взаимосвязанные связи институциональных систем, которые возникают в определенных районах и странах в целях получения конкурентных преимуществ. Базовым принципом непрерывного инвестирования инновационных циклов выступает формирование кластеров, способных обеспечить достижение конкурентных преимуществ в выпуске инновационных товаров и высоких технологий. Использование кластерной структуры способствует эффективной разработке инвестиционных и инновационных проектов развития сферы здравоохранения, их распространению и освоению в процессе производства; оказание услуг по страхованию и санаторно-курортной деятельности, подготовке высококвалифицированных кадров и др. В целях стимулирования инновационной активности и контроля всей системы управления рекомендуется применение мониторинга, поскольку внешняя среда инновационно-инвестиционного развития в территориальном здравоохранении достаточно не стабильна.  

 

 

 

Для формирования грамотной политики в области экономики здравоохранения необходимо эффективно развивать взаимодействие государства и частного бизнеса. Преимущества модели государственно-частного партнерства в здравоохранении заключается в том, что ее использование позволит улучшить ситуацию в сфере здравоохранения посредством оптимизации расходов, увеличения эффективности вложения средств, использования ресурсов и управления,  и создания условий для стабильного роста в отрасли, что со временем должно стимулировать  рост частных инвестиций в сферу здравоохранения.  Именно проекты государственно-частного партнерства являются наиболее используемыми для привлечения частных инвестиций.

Общий механизм привлечения  частных партнеров в государственную  сферу 

Программа модернизации здравоохранения  позволяет включить эту перспективную  форму привлечения средств в  медицину и в систему территориального здравоохранения.

В тоже время резкий переход  от существующей системы государственной поддержки развития здравоохранения, ориентированной в основном на компенсацию производственных затрат по средства реализации приоритетного национального проекта и целого ряда целевых программ развития разных направлений сферы здравоохранения к системе, основу которой составляет программно-целевой подход, развитие инновационной инфраструктуры и рыночной информации, поддержание высокого уровня спроса на товары и услуги медицинского назначения будет неэффективным и нецелесообразным. Улучшение показателей инновационного развития территориальной системы здравоохранения, по мнению автора, возможно за счет: увеличения объема поставок в рамках системы федерального лизинга медицинского инструментария, техники и оборудования, а также снижения ставок за использование и продление срока лизинга техники и оборудования для учреждений здравоохранения до 10 лет; разработки программы поддержки кредитования медицинских учреждений в рамках реализации программно-целевого подхода; сотрудничества с Научно-исследовательским центром по подготовке и переподготовке медицинских кадров всех уровней; разработки механизма постоянного мониторинга инновационной деятельности.

 

 

 

Список литературы:

  1. Провоторова Ю.С. Методы инновационного развития здравоохранения региона. [Текст]/ Ю.С. Провоторова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №10., (0,3 п.л.).
  2. В.Д. Селезнев, И.В. Поляков. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург, 1996г.
  3. В.С. Лучкевич. Основы социальной медицины и управления здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997г.
  4. А.М. Таранова, Н.А.Кравченко Менеджмент в системе обязательного медицинского страхования и здравоохранения Учебно-методическое пособие, Москва «Фомс» 1999г.
  5. Р.Б.Солтман, Дж.Фигейрас Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегии. /Пер. с англ. -Москва. «Геотар медицина» 2000г.
  6. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. Москва. «Издатцентр», 1998г.

 


Информация о работе Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты. Роль государства на рынке медицинских услуг в Казахстане