Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Общая характеристика власти
1.2 Виды власти
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
2.1 Особенности государственной власти
2.2 Компоненты государственной власти
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Система государственных органов Российской Федерации
3.2 Президентская власть
3.3 Органы законодательной власти
3.4 Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти
3.5 Органы судебной власти в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

политолог2.docx

— 48.48 Кб (Скачать файл)

в-третьих, суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Она полновластна и самостоятельна. Но в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитетпервичен по отношению к государственному суверенитету. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;

в-четвертых, универсальна, она распространяется на всю территорию страны и все ее население;

в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права.

При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. Государственная  же власть выражает интересы отдельных  классов, социальных групп, слоев населения, которые занимают господствующее положение  в обществе и в силу этого обладают и государственной властью.

2. Родовая власть не  знала особого аппарата управления  или слоя людей, исключительно  занимающихся управленческой деятельностью  на профессиональной основе. Старейшины  и другие выборные лица были  первыми среди равных и не  имели каких-либо привилегий. Иначе  обстоит дело в государственно  организованном обществе: здесь  появляется специальный аппарат  управления и особый слой людей,  занимающихся только управленческой  деятельностью.

3. При первобытнообщинном  строе, где в целом не существовало  внутренних антагонизмов, главными  способами принуждения были обычаи  и общественное мнение. Государственная  власть широко использует санкции,  различные виды государственного  принуждения, для чего создает  специальный карательный аппарат.

4. Для содержания государственного  аппарата и всей государственной  власти требуются специальные  средства, которые взимаются с  населения, — налоги. Родовому  строю они не были известны.

5. При родовом строе  люди подразделяются по принципу  кровного родства, государственная  же власть управляет по территориальному  принципу.

Кроме того, появились понятия "подданство" или "гражданство".

Таким образом, государственная  власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определенное искусство управления, т.е. осуществлять политику.

2.2 Компоненты государственной  власти

В структуре государственной  власти принято выделять следующие  элементы:

1) субъект власти;

2) объект власти;

3) содержание властной  деятельности (властеотношение);

4) средства, способы, приемы  осуществления государственной  власти;

5) ресурсы власти.

Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.

Природа подчинения сложна и  может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентации имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели. Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.

Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом — резко разграничены.

Содержание властеотношений — один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решения возникающих перед ним задач.

Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотнощения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся наутилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные - это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.

Широко распространена классификация  ресурсов власти в соответствии с  важнейшими сферами жизнедеятельности  общества. По этим критериям выделяют экономические(материальные) ресурсы, социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти.

Опираясь на экономические  ресурсы, государственная власть добивается порядка, устойчивости в экономике, охраняет различные формы собственности. Кроме того, экономические ресурсы  позволяют государственной власти осуществлять экономический контроль в стране.

Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населения, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть способна распределять население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий и др.

Культурно-информационные ресурсы — это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государства бережно относятся к историческим, национальным и социально-культурным корням.

Среди ресурсов государственной  власти особое место занимает идеология.Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определенный авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах.

Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его.

Если государственная  власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то она способна выполнить  свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность  хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает ее нежизнеспособной.

 

3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

3.1 Система государственных органов  Российской Федерации

Органы государства —  это один из каналов, через который  народ согласно Конституции РФ (ст. 3) осуществляет свою власть.

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются  следующими основными чертами.

1.Каждый государственный  орган наделен государственно-властными полномочиями,позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Компетенция органов государства  определяется Конституцией РФ, конституциями  и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

2. Каждый государственный  орган образуется в установленном государством порядке.Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции).

3. Каждый государственный  орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

4. Каждый государственный  орган действует в установленном государством порядке.Например, согласно Конституции РФ (ст. 114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, иных федеральных судов (ст. 128).

5. Каждый государственный  орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. 15 Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Все это дает основание  сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, — уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности органы государственной власти Российской Федерации образуютединую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных  органов Российской Федерации обусловлено  тем, что эта система основывается на государственной целостности  Российской Федерации, на единстве системы  государственной власти.

Единство системы государственных  органов Российской Федерации проявляется  в разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что  все органы этой системы действуют  совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы  избираются или назначаются другими  органами, одни из них руководят  другими, одни подконтрольны или  подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных  органов Российской Федерации усиливается  еще и тем, что ее составные  части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции РФ (ст. 77) в пределах ведения Российской Федерации  и полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Информация о работе Государственная власть