Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:14, реферат

Описание работы

Французская революция началась 14 июля 1789 г. с освобождения семи политических заключенных из Бастилии. Этот символический акт до сих пор считается переломным моментом в европейском понимании свободы, ибо он стал одним из первых примеров реализации главной идеи эпохи Просвещения – идеи о том, что власть государства должна иметь предел, и граница, за которую государственной власти ступать не положено, пролегает там, где начинается зона господства «прав человека». Весьма интригующим представляется следующий вопрос: почему при получении сообщения о намерении короля разогнать лишь недавно созванные Генеральные штаты народ Парижа обратил свой гнев именно против Бастилии?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Конституционные пределы государственной власти.............................................................................................................4

Глава 2 Порядок осуществления государственной власти…………………………………………..…………..………………..10

Заключение………………………………..……………………….....15

Список литературы…………………..……………………...............16

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 42.68 Кб (Скачать файл)

Существует и ограничение  возможности обращения управителей  в судебные органы. Так, например, Конституционная  система  ФРГ  кумулирует  процедуры  в  области  контроля  за конституционностью, поскольку в ст. 93-й, ч. 2,  уточняется, что "в случаях, расхождения мнений  или  появления  сомнений  о  согласованности  по  форме  и  по  содержанию федерального  права  или  права  земель  с  настоящим  Основным  законом  федеральное правительство, правительство земли или одна треть членов бундестага могут обратиться в Конституционный суд. Предметом обращения, таким образом, является обнародованный и  вошедший  в  силу  закон,  содержание  которого  оспаривается  в  виду  его предположительного  несоответствия  Основному  закону.  Подобная  процедура предусмотрена статьей 161-й, п. 1, Конституции Испании. В единой процедуре проверки конституционности  законов,  предусмотренной  Конституцией  Франции  1958  г., обнаруживается такой же механизм ограничения права обращения в суд представителей как исполнительной, так и законодательной властей. Речь может идти только о законе, принятом путем голосования, но еще не промульгированном. 

Контроль конституционности  с помощью процедуры исключения – еще одна из форм контроля за конституционностью. Контроль конституционности путем исключения осуществляется судом общей Юрисдикции,  чаще  всего  в  ходе  судебного  процесса.  Сам  судья  или  одна  из  сторон, участвующих  в  процессе,  ставит  вопрос  о том,  соответствует ли  конституции закон, применяемый в споре. Судья высказывает свое суждение относительно соответствия закона Конституции; в  случае  отрицательной  квалификации  закона  судья  принимает  решение  о  его неприменении в рассматриваемом деле. Такую процедуру и называют "исключением по причине  неконституционности''.  Рано  или поздно  в апелляционном порядке спор, а вместе с ним правовая проблема попадает в Верховный суд, который и решает ее окончательно. Такой порядок характерен для судебной системы США.

Итальянская система отличается от американской тем, что в ней  существует особый Конституционный суд. Судья общей юрисдикции приостанавливает разбирательство и ставит  правовую  проблему  перед  Конституционным  судом  (ст.  134  Конституции  Италии 1947  г.).  Такую  процедуру  называют  "предсудебным  вопросом".  Смысл  ее  —  доверить разрешение  правовой  проблемы  специализированному  органу  правосудия  с  тем,  чтобы суд общей юрисдикции смог возобновить процесс и решить спор между участвующими в нем  сторонами.

Особенностью  французской  системы  правосудия  является  ее  разделение  на  две части.  Наряду  с  органами  общей  юрисдикции  существуют  органы  административной юстиции  (административные  суды,  апелляционные  административные  суды  и Государственный  Совет).  Эти  последние  институты  гарантируют  управляемым соответствие подзаконных  актов закону и Конституции. Обращаться в административный суд  может  любое  заинтересованное  лицо,  требующее  отмены  акта  как  незаконного  и жалующееся на превышение власти (незаконность понимается здесь  очень широко, ибо концепция  охватывает  не  только  общее  законодательство,  но  также  Конституцию, договоры, общие принципы права и практику его применения). Кроме того, любой  истец в ходе процесса в суде общей  юрисдикции имеет право поднять  вопрос о несоответствии нормативного  акта  закону  или  Конституции.  Если  судья  примет  во  внимание представленный довод, он может отказаться от применения в деле акта, поставленного  под  сомнение,  используя  процедуру  "исключения  по  причине  незаконности".

Ко всему прочему, путем  специальной уголовной процедуры  возможно отрешение от должности  управителей, т.е.  лица – носители исполнительной власти, которые в  рамках своих  политических функций  действовали  вопреки  законности  (превышение  или  злоупотребление  властью) или  нанесли  ущерб  государству  (государственная  измена,  заговор  против  государства).

Исторически  воплощенная  в  британском  импичменте,  такая уголовная процедура направлена  против  политиков.  Она повсеместно входит  в конституционные системы,  но  также почти повсеместно не  используется  на  практике.  Объясняется это просто:  процедура несовместима  с чувством  братства внутри  политического класса, в котором возобладал дух компромисса. Поэтому  эффективность  импичмента  с  точки  зрения  защиты  прав  управляемых  весьма слаба.

Импичмент  основан  на  принципе  феодального  правосудия:  знатных  людей  должны судить  равные  им.  В  Великобритании  эта  процедура,  предусматривающая  два  этапа, применяется только по отношению к министрам. Палата общин  формулирует и голосует за обвинительное  заключение.  В  случае  его  принятия  там  Палата  лордов  превращается  в судебное присутствие  и также путем голосования  высказывается по существу обвинения. Ее решение окончательное. США приняли  такую же систему в 1787 г.

 

 

Глава 2. Порядок  осуществления государственной  власти

 

Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность последних и составляет механизм государственной власти. Центральное  место в механизме государственной  власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов  государственной власти и тот  особый слой людей, которых можно  назвать государственными чиновниками  или служащими и которые осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов.

Наряду с государственным  аппаратом в механизм государственной  власти включаются и некоторые формы  непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно  населением.

Механизм государства  состоит из особого разряда людей, реализующих функции государства. С другой стороны, это система  государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Наконец, для обеспечения выполнения возложенных на него функций он располагает  необходимыми организационными и материальными  средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения  в случае необходимости к исполнению велений государства.

Механизм государства, как  и механизм государственной власти, представляет собой, таким образом, материализованное, непосредственное существование самого государства, это реальная организационно-материальная сила, располагая которой государство властвует.

Решающую роль в механизме  государственной власти играют государственные  органы. Именно они специально образуются для осуществления государственной  власти. Особенностью государственных  органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными  полномочиями. Последние необходимы для эффективного выполнения государством своих функций. Государство, действуя через свои органы, возлагает на них определенные обязанности и соответствующие права. Полномочия – это и есть соединение юридической обязанности органа с его правом. У государственного органа не существует прав в чистом виде, это не какие-то его привилегии, они возникают лишь в связи с необходимостью для данного органа выполнять возложенные на него обязанности. Более того, каждое конкретное право государственного органа выступает одновременно и в качестве его обязанности. Таким образом, существует принципиальное различие между субъективными правами гражданина и правами (полномочиями) государственных органов, поскольку для последних возможное поведение есть одновременно и должное поведение.

Помимо наличия у государственного органа государственно-властных полномочий к его основным чертам можно отнести  следующие: орган образуется в установленном  государством порядке; он уполномочен  государством осуществлять задачи и  функции последнего; он действует  в установленном для него государством порядке; органы государства являются частями единого государственного аппарата.

Каждый орган государства, наконец, характеризуется наличием определенной компетенции (кругом вопросов его ведения и совокупностью  полномочий, взятых вместе), структуры, кадрового состава.

Институты государственной  власти формируются на основе разделения властей – структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и контроля. Данный принцип  имеет давнюю историю. Вот как  его формулировал в 1748 г. французский  просветитель Монтескье: «Политическая  свобода объекта представляет собой  уравновешенность ума, возникающую  из понимания, которое каждая личность имеет о своей безопасности. Для  того чтобы иметь эту свободу, требуется, чтобы правительство  было организовано таким образом, дабы люди не боялись друг друга.

Когда законодательные и  исполнительные силы объединены в одном  и том же человеке или в одном  и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут  возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.

Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена  с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной  властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному  контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя». Наиболее полное и последовательное отражение данный принцип нашел сначала в конституциях штатов (Вирджинии – в 1776г., Массачусетса– в 1780г. и др.), а затем и в федеральной Конституции США в 1787 г. Разделение властей представляет собой гораздо большее, чем просто обеспечение разделения государственных органов. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов.

Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. С одной стороны, правовое государство невозможно без разделения властей, поскольку это способ его организации и функционирования; с другой – правовое государство само есть условие и основа для эффективного разделения властей. Разделение властей – это и результат, и сущностная характеристика степени развитости права, условие и предпосылка для организации и функционирования государства, законности.

Без разделения властей и  соответствующей эффективной системы  сдержек и противовесов не может  быть правового государства и  правовых законов. Препятствие для  возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении  власти между органами государства  таким образом, что ни одному из них  не принадлежит вся государственная  власть в полном объеме.

Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который  из теории общественного договора выводил  происхождение отдельных видов  власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества. Таким образом, выделяют 3 вида власти:

Законодательная власть

  • один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей;
  • система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.

Исполнительная  власть

  • один из основных видов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны или местного территориального сообщества людей. Это не значит, что исполнительная власть носит подчиненный законодательной власти характер. Они взаимозависимы и в то же время взаимосвязаны друг с другом. Специфика положения исполнительной власти и ее органов в государстве такова, что она находится непосредственно в гуще народных интересов, потому обязана гибко, подвижно, оперативно реагировать на народные потребности и интересы.
  • Исполнительная власть осуществляет функции управления государственными делами, основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Помимо управления исполнительной власти принадлежат полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), внешнеполитического представительства, административного контроля. Большинство конституций формально наделяют исполнительной властью главу государства - в парламентарных республиках и монархиях, в президентских республиках; или правительство - в республиках смешанного типа. На самом деле в парламентарных монархиях и республиках исполнительная власть полностью принадлежит правительству, в дуалистических монархиях - монарху совместно с правительством, в республиках смешанного типа и президентских республиках осуществление исполнительной власти происходит под руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне функции исполнительной власти возложены на органы регионального и местного управления и самоуправления. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти. Глава исполнительной власти является высшим руководителем органов государственного управления на общенациональном, региональном или местном уровне. На общенациональном уровне в монархических государствах главой исполнительной власти формально является монарх. В парламентарных монархиях главой исполнительной власти фактически является глава правительства. В президентских республиках - президент, в парламентарных - формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках - президент, но иногда формально глава правительства.
  • Дуализм исполнительной власти (от лат. dualis - двойственный) является характерной чертой республик смешанного типа, где существуют сильный всенародно избранный президент и ответственное перед парламентом правительство. При этом исполнительная власть распадается на два лагеря: президент и его администрация - с одной стороны, премьер-министр и правительство - с другой. Особенно ярко дуализм исполнительной власти проявляется, когда президент и премьер-министр принадлежат к соперничающим политическим партиям. Примером дуализма исполнительной власти могут служить ситуации во Франции 1986-1988 годов, на Украине 2006-2007 годов. Согласно конституционно-правовой доктрине США президент, как глава исполнительной власти, обладает привилегией исполнительной власти, которая заключается в праве не предоставлять органам Конгресса США (в том числе следственным комиссиям) запрашиваемые сведения под предлогом того, что они содержат государственную или военную тайну.

Информация о работе Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления