Государственная социальная политика в г.Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью ВАР является рассмотрение приоритетных направлений развития системы социальной поддержки граждан в городе Москве.
Для достижения цели необходимо решить следующие Задачи:
- рассмотреть приоритетные направления социальной политики;
- рассмотреть социальную политику органов государственной власти города Москвы;
- определить специфику проведения социальной политики на муниципальном уровне;
- рассмотреть организационно-финансовую структуру социальной политики города Москвы;

Содержание работы

Введение
2

Глава 1.
Приоритетные направления социальной политики: цели, задачи.

1.1.
Функции и модели социальной политики.
5
1.2.
Основные инструменты реализации социальной политики.
9


Глава 2.
Государственная социальная политика в г.Москва.

2.1.
Состояние социальной политики.
20
2.2.
Государственное регулирование, доступности и качества социальных услуг.
30
2.3.
Государственное социальное обеспечение и специфика проведения социальной политики на муниципальном уровне.
39
2.4.
Организационно-финансовое обеспечение социальной политики.
45


Глава 3.
Совершенствование развития социальной политики в Москве.

3.1.
Специфика столичного мегаполиса и проблемы его социальной сферы.
58
3.2.
Совершенствование проведения социальной политики в Москве.
63


Заключение.
71


Список использованных литературных источников.

Файлы: 1 файл

Государственная социальная политика в г.Москва.docx

— 146.22 Кб (Скачать файл)

Государственная социальная политика должна предусматривать дифференциацию мер социальной поддержки в зависимости от потребностей и возможностей различных групп населения.

В связи с этим, представляется необходимым разграничение трех блоков решения социальных проблем и повышения качества обслуживания: экономического, социального и медицинского. Экономический блок включает проблемы занятости, дохода, жилищного обеспечения лиц пенсионного возраста; социальный блок - систему социального обслуживания; медицинский - систему медицинского обслуживания

В созданной для поддержки населения системе государственной социальной защиты можно выделить два направления – социальные выплаты и обеспечение социального обслуживания. Такой подход позволяет, с одной стороны, организовать социальную поддержку отдельных категорий населения, не способных самостоятельно обеспечивать свое существование, а с другой стороны  создает условия для самостоятельного жизнеобеспечения.

Не менее значимой проблемой является уход от уравнительного подхода в системе выплат льгот и пособий различным категориям населения. Сегодня большинство льгот предоставляется не по уровню дохода, а по другим основаниям: стажу трудовой деятельности, наличию государственной или ведомственной награды и так далее. В результате, дополнительную поддержку нередко имеют граждане, чьи доходы и без этой поддержки обеспечивают им достойную жизнь, что противоречит самой идеологии социальной поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В этих условиях проблема модернизации политики льгот приобретает особую актуальность. Считаю, что в основу модернизации надо положить принцип мотивации экономической активности и социальной ответственности граждан. Идея социальной поддержки должна реализовываться в формах, которые не поставят получателя помощи в иждивенческое положение.

Назрела необходимость разработки новой модели социальной поддержки населения, куда целесообразно включить не только поддержку бедных людей, но и тех, кто проявляет инициативу с целью самообеспечения. Формы поддержки трудовой инициативы достаточно разнообразны. Они охватывают систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров, содействия занятости населения. Очень эффективными мерами являются поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональная переподготовка молодых матерей, жен военнослужащих, поддержка предпринимателей, кто создает рабочие места для инвалидов. Все эти меры должны носить не разовый, а системный характер, стимулировать инициативы самого человека.

Одним из важных условий успешной жизни, является - здоровье человека. Сегодня москвичи сталкиваются, к сожалению, с очень низкой мотивацией населения к здоровому образу жизни, а наплевательское отношение к своему здоровью превращается, чуть ли не в одну из черт московского менталитета. Настало время рассматривать здоровье как важнейший ресурс материального и духовного благополучия граждан города.

Не менее значимым регулятором повышения качества функционирования системы социальной защиты столичного населения является создание современного механизма информационной поддержки, без которого уже не обходится развитие ни одной социальной или экономической системы.

Каждый гражданин, москвич, обязан знать свои права в социальной сфере. Для того, чтобы общаться с чиновником, к сожалению, нам нужно быть достаточно грамотным. Найти необходимую информацию подчас очень непросто, например, по проблемам пенсии, по проблемам детей и родителей, по вопросам труда, занятости, по проблемам инвалидов, по проблемам военнослужащих – вся информация в одном месте нигде не сосредоточена. Хорошо тому, кто владеет интернетом, у кого он есть… Но большая часть тех, кому необходима сегодня социальная помощь – не имеют нужной им информации. Это очень важный вопрос, требующий также безотлагательного решения властей города Москвы. Масштабная вещь – брошюры. Брошюры – каждому жителю Москвы, а не так – реклама в почтовый ящик!

Полезно:

- совершенствование  системы лечебно-курортных учреждений  по специальной государственной  программе;

- введение  бесплатного обеспечения пенсионеров  и инвалидов медикаментами, лечебным  питанием, специальным медицинским  оборудованием. Инвалиды, ветераны  войны и труда должны обладать  разветвленной и неприкосновенной  системой льгот и скидок;

- разработка  городской (государственной) программы  обеспечения жильем всех граждан  Москвы (России). Эта программа должна  предусматривать государственное  жилищное строительство для многодетных  и малоимущих семей, предоставление  необременительных кредитов гражданам, особенно молодым семьям;

- доступность  квартир всем нуждающимся. Плата  за жилищно-коммунальные услуги  не должна быть обременительной  и может дотироваться государством;

- предоставление  москвичам кредитов на жилье  на срок 30-50 лет под 2-3% годовых.

Долгое время Москва лидировала в области социальной политики среди других российских городов, однако в последнее время ситуация изменилась. Необходимо ликвидировать социальные проблемы города, в частности, решить вопрос с дефицитом детских садов, с практикой незаконных поборов с родителей московских школьников. Необходимо сделать более доступной спортивную инфраструктуру для москвичей путем строительства новых спортивных объектов.

Экономическое и социальное развитие Москвы в долгосрочной перспективе должно быть связано с решением следующих крупных приоритетных задач:

- формирование  экономики инновационного типа  с опорой на высокотехнологичное  машиностроение, информационно-коммуникационные  технологии, электронику, микромеханику, нано- и биотехнологии и другие прогрессивные достижения науки и техники;

- реструктуризация  и развитие научно-технического  комплекса Москвы, специализирующегося  на новейших направлениях научно-исследовательских  работ, создание институтов внедрения, повышения конкурентоспособности  московской и российской продукции;

- развитие  системы высшего и среднего  специального образования по  подготовке высокопрофессиональных  кадров, ориентированной на потребности  народнохозяйственного комплекса  г.Москвы и других регионов России;

- устойчивое  энергетическое обеспечение жизнедеятельности  города;

- комплексное  развитие транспортной и логистической систем города как крупного международного и российского центра грузовых, но особенно пассажирских перевозок;

- реорганизация  действующих и формирование новых  производственных и технологических  зон на территории города и  вне его пределов;

- выход  Москвы на социальные стандарты  уровня жизни развитых стран  мира;

- создание  для москвичей комфортных жилищных  условий, строительство муниципального  и доступного для населения  города жилья, развитие ипотечной и сберегательно-накопительных систем;

- модернизация  жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, физкультуры и  спорта – отраслей, определяющих  высокое качество человеческого  потенциала и конкурентоспособность  кадров, занятых в экономике города;

- охрана  городской природной среды и  создание для жителей Москвы  благоприятных экологических условий  и др.

Указанные приоритеты должны составить основу системы мероприятий стратегии социально-экономического развития города Москвы в перспективе до 2025 года. Определение приоритетности осуществляется по критериям актуальности, масштабности, ожидаемой экономической и социальной эффективности. В этих целях необходимы расчеты региональных потребностей в том или ином виде конечного продукта или объема выпуска (реализации), а также проведение балансовых расчетов, в том числе для оценки структуры и объема ВРП.

Важны также анализ развития отраслей; изучение планов ОАО, собственно предприятий и дополнительное обсуждение по существу каждой крупной проблемы высокопрофессиональными специалистами в создаваемых для этой цели тематических экспертных группах. Кроме того, должны быть определены приоритеты в трех сферах жизнедеятельности города: экономике, социуме и экологии. От сбалансированности развития этих трех сфер зависит устойчивость всей социально-экономической системы Москвы, как и любого другого крупного города. Особое значение в связи с этим приобретает учет особенностей современного планирования и прогнозирования развития городов.

Принципами стратегического развития крупных городов высокоразвитых зарубежных стран являются конкурентоспособность, взаимодействие, согласование различных групп интересов. В связи с этим прогнозы их развития – это сценарии обеспечения достойного уровня жизни, адаптации к конкурентной рыночной среде как основа устойчивого развития города.

Стратегическое развитие г.Москвы осуществляется путем создания условий для реализации обоснованных приоритетных направлений и в результате совместных усилий городской администрации, деловых кругов, общественных организаций и собственно городского населения. Поэтому важно, чтобы участвующие в развитии города стороны, действуя самостоятельно, были заинтересованы в единых, согласованных конечных результатах.

В целях повышения качества обслуживания в сфере социальной защиты населения города Москвы, будет полезным введение института менеджмента, то есть управленца клиента. Такой персональный администратор мог бы комплексно вести дела одного клиента в органах социальной защиты населения, решая вопросы его социальной или профессиональной реинтеграции.

В качестве еще одного подхода к повышению эффективности регулирования системы социальной защиты населения может быть рассмотрено участие негосударственных компаний в проведении социальной политики. Уже давно в зарубежной и относительно недавно в отечественной экономической науке появился термин "социальная ответственность бизнеса", предусматривающий, что помимо соблюдения законов, выплаты налогов, создания дополнительных рабочих мест, обеспечивается баланс интересов работодателя и наемных работников; долевое участие предприятия в оплате социальных услуг; сочетание социальных гарантий и экономических стимулов.

В сфере развития социальной защиты населения должны работать как государство, так и коммерческий и некоммерческий сектор. Роль государственных органов в данной ситуации может состоять в том, чтобы помочь сложиться оптимальному сочетанию этих видов деятельности на подведомственных территориях. Даже частичное самоустранение государства из этой сферы невозможно без подготовки почвы для коммерческих и некоммерческих организаций на конкретной территории в отношении групп лиц, нуждающихся в социальной защите.

 

 

Заключение.

Рассмотрев социальную политику, осуществляемую и проводимую органами власти города Москвы, можно сделать следующие выводы.

Основными функциональными направлениями социальной работы с населением являются: социальное обеспечение и обслуживание населения, социальная защита и поддержка отдельных категорий населения, социальная профилактика, коррекция и диагностика, а также социальная адаптация и реабилитация населения  в изменившихся условиях и обстоятельствах жизнедеятельности.

Основные принципы социальной поддержки (защиты) населения, имеющие принципиально важное значение для повышения качества жизни населения:

- содействие в практической  реализации прав и законных  интересов отдельных категорий граждан;

- дифференциация подходов к  разрешению проблем различных  групп населения на основе учета факторов социального риска;

- адресность при предоставлении  социальной поддержки с приоритетным  содействием в ситуациях, угрожающих здоровью граждан;

- развитие взаимодействия между  поколениями в семье и обществе;

- содействие созданию и эффективному  функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития.

Важнейшими приоритетами государственной социальной политики правительства города Москвы являются защита прав и законных интересов граждан, в том числе старшего поколения, поддержание их социального статуса и обеспечение активного долголетия путем комплексного решения существующих проблем и обеспечения социально приемлемого уровня жизни, доступности и высокого качества базовых социальных услуг.

Принимая во внимание необходимость совершенствования управления качеством обслуживания населения, можно выделить основополагающее значение в реализации государственной социальной политики. Это - обеспечение взаимодействия с различными государственными и общественными структурами, последовательное увеличение числа учреждений, как стационарных, так и нестационарных форм обслуживания, поиск и внедрение новых, наиболее востребованных форм обслуживания и типов учреждений.

Исходя из этого, целесообразно:

1. Беспрепятственное осуществление  права каждого на меры социальной поддержки при одновременном учете интересов отдельных социально - демографических групп населения.

2. Обеспечение доступности и  повышение качества бесплатных  или субсидируемых услуг, предоставляемых гражданам в соответствии с их нуждаемостью по состоянию здоровья и социальным показаниям.

3. Учет федеральными органами  государственной власти, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации  задач совершенствования социального обслуживания в программах социально - экономического развития, а также в федеральных целевых программах.

4. Создание благоприятных условий  для сбалансированного развития государственного сектора в социальном обслуживании, обеспечивающего предоставление населению базовых услуг, и негосударственного сектора.

5. Формирование эффективной, ориентированной  на конечный результат системы  предоставления услуг социального  обслуживания и усиление профилактической и реабилитационной направленности деятельности социальных служб.

Информация о работе Государственная социальная политика в г.Москва