Государственная Дума в России: назначение и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 06:36, контрольная работа

Описание работы

В России парламентом является Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ. Оно состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).
Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Файлы: 1 файл

Государственная Дума в России.docx

— 27.03 Кб (Скачать файл)

Государственная Дума в России: назначение и функции  
  
  
  
 

Выполнил: студент гр. ИЭЗУ-01

 

           Шнитова Ю. В. 

 

 Проверил: Гурьянов А. С.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Красноярск, 2012 г.   
 
Содержание  
 
  
 

Введение

 

  
     Парламент – обобщенное название законодательного органа государства, и в каждой стране он имеет свое название (Конгресс, Ригсдаг, Стортинг, Меджлис, Рада, Кнессет, Национальное или Народное собрание, Хурал, Совет и др.).      
     В России парламентом является Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ. Оно состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией). 
     Российский  парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно. 
     Парламент Российской Федерации закреплен  как законодательный орган. Это означает, что он является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам. 
     Государственная Дума представляет интересы всего населения России, обладающего избирательным правом, являясь его законным представителем. О том, что Государственная Дума РФ является законодательным органом, говорят возложенные на неё полномочия издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой только сила самой Конституции и международных договоров. 

Порядок выборов в Государственную  Думу РФ

 

  
     Выборы  Государственной Думы назначает  Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее  чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до голосования. Днём голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы прежнего созыва. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно  назначает досрочные выборы. Днём голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днём, когда истекают три месяца со дня роспуска. При неназначении выборов Президентом РФ это делает Центральная избирательная комиссия РФ. 
     С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам). Политические партии выдвигают федеральные списки кандидатов, самостоятельно определяя состав такого списка и порядок размещения в нем кандидатов. Выдвигать списки кандидатов могут только политические партии, имеющие региональные отделения более чем в половине субъектов РФ.  
     Избиратели  при проведении выборов по пропорциональной системе голосуют не за отдельных  кандидатов, а за политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов в депутаты. Каждая партия получает  число депутатских мест, пропорциональное числу поданных за неё голосов избирателей. Чем более популярной является политическая партия в обществе, тем больше депутатских мест она получит, а значит, её политика окажет более значительное влияние на законодательную деятельность и решение других важных вопросов, находящихся в компетенции парламента.  
     Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные  партии и нежелательных кандидатов в Государственную Думу. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). 

Функции Государственной  Думы

 

  
     Статья 103 Конституции Российской Федерации1 определяет компетенцию Государственной Думы и порядок принятия постановлений Государственной Думы. 
     Следует заметить, что эта статья – не единственная статья Конституции Российской Федерации, в которой закрепляется компетенция Государственной Думы. В этом можно убедиться путем системного толкования ст. 71, 72, 76, 104 и 105 Конституции Российской Федерации. Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации определяет предметы ведения Российской Федерации. Статья 72 Конституции Российской Федерации – предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы и федеральные конституционные законы, а по предметам совместного ведения – федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Статья 104 устанавливает: «Законопроекты вносятся в Государственную Думу». Наконец, ст. 105 констатирует: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой».  
     Сопоставляя ст. 103 Конституции Российской Федерации  с аналогичными статьями предыдущей Конституции, можно убедиться, что компетенция Государственной Думы существенно изменилась. В ней нет статей, закрепляющих «полновластие» представительных органов власти, исчезло право «направлять» деятельность нижестоящих органов власти, нет статей, устанавливающих подотчетность и подконтрольность исполнительных органов власти и т.д. Все эти изменения связаны с новой моделью федерализма, новым пониманием разделения властей, реализованным в действующей Конституции Российской Федерации. 
     В Конституции Российской Федерации не закреплено право парламента давать толкование принимаемых им законов, исчезло указание на контрольные полномочия законодательной и представительной власти. Ряд вопросов внутренней и внешней политики (принятие бюджета, ратификация международных договоров) оказались не отраженными в компетенции палат парламента или отраженными менее полно, чем это было ранее. По сравнению с прежней Конституцией компетенция законодательного и представительного органа Российской Федерации существенно сузилась.2 
     Пункт «а» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации относит к числу полномочий Государственной Думы дачу согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно ст. 111 Конституции Российской Федерации, предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в его должность или в такой же срок после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой. 
     Государственная Дума обязана рассмотреть внесенную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя в течение недели. Регламентом Государственной Думы предусмотрено, что Президент Российской Федерации либо его полномочный представитель в Федеральном Собрании официально представляет кандидатуру на заседании Государственной Думы.  
     Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы. Согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. По результатам голосования о даче согласия на назначении Председателя Правительства Российской Федерации принимается постановление. 
     Государственная Дума вправе отклонить предложенную Президентом Российской Федерации  кандидатуру, после чего Президент  Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы ту же самую или иную кандидатуру.  
     Решение вопроса о доверии Правительству  Российской Федерации – еще одно самостоятельное полномочие Государственной Думы, закрепленное в п. «б» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации. Порядок осуществления данного полномочие конкретизирован ст. 117 Конституции Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы. Согласно ст. 117 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление по этому вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае выражения недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы.  
     Председатель  Правительства Российской Федерации  может поставить перед Государственной  Думой вопрос о доверии Правительству  Российской Федерации по собственной  инициативе. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. 
     Согласно  п. «в» ч. 1 ст. 103 в компетенцию Государственной Думы входит назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. В соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации кандидатуру на эту должность представляет Президент Российской Федерации. 
     Кандидатура на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, кредитным организациям и финансовым рынкам, которые выносят свое заключение.  
     Председатель Центрального банка Российской Федерации считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.3 
     Вопрос  об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации  решается Государственной Думой  по представлению Президента Российской Федерации. Если решение об освобождении не принято, освобождение считается несостоявшимся. 
     Пункт «г» ч. 1 ст. 103 относит к компетенции Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. В соответствии с Федеральным законом от 18 ноября 1994 г. «О Счетной палате Российской Федерации»4, Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Председатель Счетной палаты назначается Государственной Думой сроком на шесть лет.  
     Аудиторами  Счетной палаты являются должностные  лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, охватывающие, как правило, совокупность доходных или расходных статей федерального бюджета.  
     Согласно п. «д» ч. 1 ст. 103 к числу полномочий Государственной думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. 
     Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»5 был принят 26 февраля 1997 г. и вступил в силу с 4 марта 1997 г. Согласно этому закону, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.  
     Пункт «е» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации относит к компетенции Государственной Думы объявление амнистии. Амнистия – это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким. 
     В соответствии со ст. 84 Уголовного кодекса  Российской Федерации6, амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. 
     Согласно  п. «ж» ч. 1 ст. 103 к компетенции Государственной Думы относится выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Порядок реализации этого полномочия урегулирован ст. 93 Конституции Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы. Постановлением Государственной Думы от 21 апреля 1999 г. № 3898-II ГД процедура рассмотрения вопроса о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации была существенно уточнена и конкретизирована. 
     Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения  его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Это предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации, а также обоснование его причастности к этому преступлению.7 
     Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой. 
     Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации обвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных правил. Комиссия большинством голосов принимает заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.8  
     Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы.  
     Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. 
     По  вопросам, отнесенным ст. 103 Конституции  Российской Федерации к ее ведению, Государственная Дума принимает  постановления. Таким образом, постановления Государственной Думы имеют весьма узкую, строго определенную ст. 103 Конституции Российской Федерации сферу применения.  
 
3. Структура Государственной Думы  
 
     Государственная Дума является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов. Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и Регламентом.9 
     Деятельность  Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. 
     Для совместной деятельности и выражения  единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе (далее – депутатские объединения) в порядке, установленном Регламентом. 

3.1 Председатель  Думы, заместители председателя

 

  
     Председатель  Государственной Думы, первые заместители  Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. 
     Кандидатов  на должность Председателя Государственной  Думы вправе выдвигать депутатские  объединения и депутаты Государственной Думы. 
     В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться  на должность Председателя Государственной  Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы.  
     Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем депутатского объединения, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство депутатским объединением. 
     В случае, если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. 
     Если  Государственная Дума принимает  решение о переходе к выборам  первых заместителей Председателя Государственной  Думы и заместителей Председателя Государственной  Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы. 
     Решение об избрании Председателя Государственной  Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования. Решение об освобождении Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 
     Государственная Дума принимает решение о числе  заместителей Председателя Государственной Думы. Кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы.  
     Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя Государственной Думы, могут быть предварительно рассмотрены  депутатскими объединениями и Советом Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытое голосование по списку в целом.10 
     Избранными  на должности заместителей Председателя Государственной Думы считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.  
     Решение об избрании первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы оформляется постановлением палаты без дополнительного голосования.11 
     Председатель  Государственной Думы: 
     – ведет заседания палаты; 
     – ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим  Регламентом; 
     –     организует работу Совета Государственной Думы; 
     – осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; 
     – назначает на должность и освобождает  от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной  Думы по Регламенту и организации  работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата – управляющего делами Государственной Думы и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы; 
     – представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации), Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями; 
     – участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации  для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 
     – направляет поступивший в Государственную  Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения (далее – профильный комитет); 
     –   подписывает постановления Государственной Думы; 
     – направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы; 
     – направляет Президенту Российской Федерации  федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации; 
     – издает распоряжения и дает поручения  по вопросам, отнесенным к его компетенции; 
     – направляет внесенный в Государственную  Думу проект постановления Государственной Думы и материалы к нему в профильный комитет для рассмотрения и устанавливает срок подготовки проекта постановления Государственной Думы к рассмотрению палатой. 
     Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы. Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думы следующие вопросы: 
     – о выборах на вакантную должность  заместителя Председателя Государственной Думы; 
     – о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы. 
     Председатель  Государственной Думы или по его  поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления. 
     Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы. 
     Деятельность  Председателя Государственной Думы обеспечивается Секретариатом Председателя Государственной Думы,  
     Деятельность  Председателя Государственной Думы обеспечивается Секретариатом Председателя Государственной Думы, а деятельность первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы обеспечивается их секретариатами. 

 

  Совет  Думы

 

  
     Совет Государственной Думы создается  для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. 
     Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители  Председ  
и т.д.................


Информация о работе Государственная Дума в России: назначение и функции