Глобализация в современной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:54, реферат

Описание работы

Существующая на данный момент ситуация, а время написания данного реферата– самое начало 2015 года – весьма интересна. Казалось бы вся история человечества потихоньку шла к этому моменту. На деле мы можем наблюдать мир, абсолютно непохожий сам на себя в предыдущие эпохи и, продолжающий стремительное развитие. Начало 21 века – это время глобальных изменений в Геополитической и Этнокультурной картине мира. Рассмотрим некоторые из терминов, которые будут приведены в данной работе.

Файлы: 1 файл

глобализация.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

 

Существующая на данный момент ситуация, а время написания данного реферата– самое начало 2015 года – весьма интересна. Казалось бы вся история человечества потихоньку шла к этому моменту. На деле мы можем наблюдать мир, абсолютно непохожий сам на себя в предыдущие эпохи и, продолжающий стремительное развитие. Начало 21 века – это время глобальных изменений в Геополитической и Этнокультурной картине мира. Рассмотрим некоторые из терминов, которые будут приведены в данной работе:

Глобализация – наиболее актуальный для нашей эпохи тренд. Что в сущности подразумевает под собой глобализация? К сожалению, распространено в целом ошибочное мнение, что это причесывание всех народов и государств под одну американскую гребенку. Но это не так. В действительности, глобализация есть становление общемировой общности, подразумевающее под собой принятие сходных ценностей, единых моделей поведения. Таких моделей, суть которых , позволяла бы вести свободное общение каждого гражданина земли с человеком имеющим любое этническое, языковое и государственное происхождение. Глобализация – это путь к единому миру. Однако каким будет этот мир? Может ли он создать это единство, или оно является утопией, невозможной химерой. Иммануил Кант, великий немецкий философ, в своей работе «К вечному миру» предупреждал нас, что полное единство всего человечества невозможно, что войны и дрязги между нациями являются неотъемлимой частью их истории. Но Кант – европеец, немец.

В современной Европе, если подразумевать Евросоюз проживает порядка 500 миллионов человек. Казалось бы, колоссальная цифра. Объединение множества стран, во многом непохожих, потрясающее по своим экономическим характеристикам имеет огромное влияние в Современном мире. Но население всего земного шара – 7 миллиардов человек. И продолжает расти, причем не в пользу Европы.

Вестернизация – процесс, подразумевающий распространение Западных Ценностей, обычаев, культуры, либеральной идеологии и рыночной экономики. Считается, что в данный момент вестернизация, исходящая от Европы и США очень сильно влияет на развитие многих стран, и притом это влияние продолжается уже не меньше пяти веков. В действительности, сколько стран было по-настоящему Вестернизировано? Удивительно сказать… Ни одной! Безусловно Западный мир повлиял на другие страны и очень сильно, но не сумел ни одну из них превратить в часть своей Цивилизации.

Западный мир, Запад – это цивилизация. Ниже мы подробнее рассмотрим этот термин. Но Запад далеко не одинок. 21 век – век становления многополярного мира. Век равного существования многих цивилизаций, способных к разновекторному развитию. Альтернативные Западу Цивилизации развиваются очень и очень быстро, это развитие порождает уверенность их в себе, новые возможности, веру в собственную непобедимость(как это однажды случилось с Западом). А это в свою очередь порождает новые, глобальные опасности такого рода, что первая и вторая мировые войны покажутся Локальными незначительными конфликтами.

Избежать этих конфликтов, урегулировать их в зародыше, решить накопившиеся проблемы можно только с помощью диалога. Собственно рассмотрение диалога цивилизаций и является темой данного эссе.

Что такое цивилизация?

Само слово цивилизация происходит из Латинского языка от слова civilis – гражданский, государственный. В сущности понимать это слово можно очень по разному. Дадим несколько определений:

Цивилизация – это состояние человеческого рода, отличающееся от первобытного, варварского состояния наличием культуры, системы ценностей, отделением от природы и дифференциацией общественного сознания.

Цивилизация – социальная форма движения материи, обеспечивающая ее стабильность и способность к саморазвитию путем саморегуляции обмена с окружающей средой.

Цивилизация – достижение человечеством определенного уровня социальности(одного из многих).

Но эти понятия имеют весьма опосредованное значение к предмету нашего интереса. В соответствии с темой нас интересует феномен локальной цивилизации. Термин Локальная цивилизация был введен посредством обсуждения в научных кругах Европы. В обсуждениях и, если можно так выразиться, обтесывании данного термина приняли участие такие крупные ученые как Жозеф Артюр де Гобино, Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер, Элвин Тоффлер, Арнольд Тойнби.

В качестве обобщающего можно принять определение российского исследователя Ю.В. Яковца, сформулировавшего концепцию мировых цивилизаций. По его концепции, цивилизация – это целостная система, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура. В данной трактовке история рассматривается как последовательная смена цивилизационных циклов. Здесь Яковец перекликается с Гобино, который видел неизбежность крушения каждой цивилизации.

Также любопытно определение классика цивилизационного подхода к изучению истории Самюэла Хантингтона, по которому Цивилизация – это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо определяющими признаками(культура, язык, религия). Цивилизации это долговременные явления. Вообще, Хантингтон в своем труде «Столкновение Цивилизаций и преобразование мирового порядка» затрагивает темы широко применимые к данному эссе. Посему автор будет активно пользоваться его определениями, раскрывая их по ходу описания.

Для данной работы необходимо из вышеизложенных синтезировать специальное понятие цивилизации. Итак:

Цивилизация – это общность людей в долговременной темпоральной перспективе на определенных, порою смещающихся, территориях, сформированная рядом стержневых факторов: глубокими экономическими связями, культурной идентичностью, духовной единообразием, общностью политической истории в мировом масштабе. Цивилизация может быть достоянием как одной страны, так и множества их. Притом страны могут переходить от одной цивилизационной идентичности к другой, если находятся на цивилизационной периферии.

Такое определение позволяет широко раскрыть тему данного эссе.

История Цивилизаций.

Цивилизация, как состояние человеческого общества начала проявляться к восьмому тысячелетию до нашей эры. Переход от варварского(нецивилизованного) состояния занял порядка пяти тысяч лет. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры древние цивилизации сумели достичь невероятных успехов в науке, культуру, проявилось раннеклассовая стратификация общества. В соответствии с концепцией Ю.В. Яковца о Развертывании цивилизации по времени, можно выделить несколько суперциклов.

Первый включает в себя цивилизации Древнего Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, Древней Греции, Индийскую и Китайскую и длился с 8-ого тысячелетние до новой эры до 1 тысячелетия нашей эры. Притом сразу нужно сказать, что время существования данных цивилизаций весьма разнится! Если Шумер, Ассирия, Вавилон давно канули в лету, поочередно сменив друг друга, то цивилизация Древнего Египта просуществовала без серьезных изменений практически до Средневековья. А Индийская и Китайская цивилизации и вовсе существует до сих пор. К теме данного Эссе нужно заметить, что взаимодействие данных цивилизаций началось уже в ту раннюю эпоху. Однако следует вспомнить произведение Бенжамена Констана «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей». Взаимодействие древних цивилизаций в основном имело форму войны, так как война приносила выгоды, в частности рабов. Но в Новое время коммерция выгоднее войны. Стало быть диалог цивилизаций в том периоде общечеловеческой истории был убыточен и ни о каком цивилизованном, извиняюсь за каламбур, диалоге и речи быть не могло. Второе поколение данного суперцикла включает Греко-Римскую, Персидскую, Финикийскую, Индийскую, Китайскую, Древнеамериканскую и Японскую цивилизации(хотя можно оспорить последние две). Так как единого, глобального общества не могло тогда существовать диалог также невозможен. Хотя обмен культурами на уровне завоеваний имел место быть.

Второй суперцикл включает индустриальную эпоху и средневековье(шестой-двадцатый века) включает в себя Византийскую, Западноевропейскую, восточнославянскую, Китайскую и Индийскую цивилизацию на этапе Средневековья и Западную, Евразийскую, Буддийскую, Мусульманскую, Китайскую, Индийскую, Японскую цивилизации на этапе индустриального общества.

Наконец третий суперцикл начинается в двадцать первом веке и закончится не раньше двадцать третьего, если человечество доживет конечно, а не сотрет в порошок само себя, в соответствии с древнеримской поговоркой «Зло пожирает само себя». Заглянуть в будущее однако невозможно, но можно подробно рассмотреть существующую ситуацию в цивилизационном плане.

Итак, современную эпоху можно отсчитывать с крушения мировой коммунистической системы. Двадцатый век стал противостоянием двух экономических моделей, притом обе родились на Западе. Это противостояние Капитализма и Коммунизма было конфликтом родственных во многом Западной и Евразийской(русской) цивилизации. Падение коммунизма и падение колониальной системы тремя десятилетиями раньше на протяжении девяностых годов – на фоне процветания США и Западной Европы породили Иллюзию о тотальном Доминировании Западной Цивилизации в Мире, но… Как уже говорилось, Западная Цивилизация, а это США, Большая часть Европы, Новая Зеландия, Канада, Австралия и несколько других поменьше, хоть в экономическом плане действительно доминирует, но по численности населения уступает тому же Китаю или Индии. Альтернативные Цивилизации Азии крепнут день ото дня и в итоге формируется многополярный мир. Подход Хантингтона на наш взгляд наиболее объективен, поэтому возьмем за основу дальнейшего рассуждения его наработки по части количества и характеристики цивилизаций, впрочем кое-что все-таки следует добавить, так как со времени написания книги «Столкновение Цивилизаций» минуло не менее семнадцати лет, а стремительно меняющемся мире это немалый срок.


Информация о работе Глобализация в современной политике