Генезис и основные этапы становления конституционализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 09:56, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

Реферат по конституционному праву.docx

— 58.53 Кб (Скачать файл)

3. Равноправие граждан,  гарантированность прав и свобод. Данный принцип выражается в  признании человека, его прав  и свобод высшей ценностью.  Конституция РФ закрепляет юридическое  равенство (фактическое равенство  практически невозможно), выраженное  в предоставлении каждому равных  юридических возможностей пользоваться  правами и свободами. Государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности их реализации.

Конституция РФ гарантирует  гражданам возможность реализации своих прав и свобод «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства» (ст. 2). Конкретные гарантии реализации прав и свобод установлены  в нормах второй главы Конституции  РФ.

4. Гуманизм. Гуманизм выражается  в заботе о человеке, о всемерном  развитии его духовных и физических  качеств, материальных условиях  жизни. В Конституции РФ это  ярко проявляется в ст. 17, провозглашающей  не отчуждаемость прав и свобод  человека и их принадлежность  каждому от рождения.

5. Государственное единство. Этот принцип нашел свое закрепление  в Преамбуле и ст. 4 Конституции  РФ, где провозглашается целостность  и неприкосновенность территории  Российской Федерации.

6. Равноправие и самоопределение  народов. Этот принцип обусловлен  многонациональным характером России  и ее федеральным устройством,  он закреплен в ст. 5 Конституции  РФ, устанавливающей перечень субъектов  Федерации и указывающей, что  во взаимоотношениях с федеральными  органами все субъекты равноправны.  Статья 73 закрепляет, что вне пределов  ведения Федерации и совместного  ведения Федерации и субъектов  последние обладают всей полнотой  государственной власти.

7. Принцип разделения  властей новый в российском  конституционном законодательстве. В ст. 10 Конституции РФ сказано,  что государственная власть в  Российской Федерации осуществляется  на основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Органы  каждой из перечисленных ветвей  государственной власти самостоятельны.

8. Конституция РФ закрепляет  также ранее не известный российскому  законодательству принцип идеологического  многообразия, многопартийности Согласно  ст. 13 Конституции РФ никакая идеология  в России не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. В РФ признается  политическое многообразие, многопартийность.

Конституция, как основной закон государства носит стабильный, долгосрочный характер, регулирует наиболее важные коренные общественные отношения  и поэтому не предназначена для  детального регулирования конкретного  вида общественных отношений.

Конституции, как основному  закону государства свойственны  правовые признаки (юридические свойства), которые отличают ее от актов текущего законодательства.

Основным юридическим  свойством Конституции РФ является ее верховенство в системе законодательных  актов государства. Это свойство указано в самом тексте Конституции (ст. 15) "Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации".

Конституция РФ содержит основные начала всех законодательные актов, всех отраслей права. В тексте Конституции  РФ 1993 г. содержится отсылка к 14 федеральным  конституционным законам и к  более 40 федеральным законам. На нормах и принципах Конституции РФ базируется все текущее законодательство как  Федерации, так и ее субъектов  Значительные изменения и дополнения Конституции РФ влекут за собой коренную переработку всех отраслей российского  законодательства. Существует, однако, и обратная связь, которая заключается  в воздействии отраслевого законодательства на содержание Конституции, что говорит  об обязательной адекватности основного  закона государства общественной жизни.

Важным юридическим свойством  Конституции РФ является особый порядок  её принятия или изменения. Этот порядок  установлен в девятой главе Конституции  «Конституционные поправки и пересмотр  Конституции». Так в нормах этой главы установлен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения  о поправках и пересмотре Конституции. Это - Президент РФ, Совет Федерации. Государственная Дума, Правительство  РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой  членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы.

Порядок изменения положений  глав Конституции РФ различен. Так, положения глав 1,2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же предложения о таком пересмотре поступят и будут поддержаны тремя  пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным  законом созывается Конституционное  Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает  проект новой Конституции РФ, который  принимается Конституционным Собранием  двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится  на всенародное голосование (референдум). При проведении всенародного голосования  Конституция РФ считается принятой если за нее проголосовало более половины избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

«Поправки и изменения  к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее  чем двух третей субъектов Российской Федерации» (ст.36).

Следующее юридическое свойство Конституции РФ - контроль за её совпадением (конституционный контроль). Прочность  конституционного строя России прямо  зависит от соблюдения Конституции  РФ, от законопослушности граждан, должностных  лиц и органов государства.

Наиболее грубые и общественно  опасные правонарушения в РФ наказываются в уголовном порядке (Уголовный  Кодекс РФ - раздел VII «Преступления  против личности», глава 16 «Преступления  против жизни и здоровья», глава 19 «Преступления против конституционных  прав и свобод человека и гражданина», раздел X «Преступления против государственной  власти» глава 29 «Преступления против основ конституционного строя и  безопасности государства»). Однако высшие гарантии безопасности Конституции РФ заложены в самом ее тексте.

Особое место в защите Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, который, как глава государства, является гарантом Конституции. Обязанность  соблюдать и защищать Конституцию  РФ входит в содержание присяги Президента РФ.

В целях защиты Конституции  РФ формируется Конституционный  Суд РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех нормативных  актов государства (законов, конституций  республик и др.), разрешает споры  о компетенции, дает толкование Конституции  РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции РФ.

Конституция РФ не возлагает  специальных обязанностей по решению  задач конституционного контроля на Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ, Верховный и Высший суды РФ. Но, в силу своих конституционных  полномочий, а также при чрезвычайных обстоятельствах, представляющих угрозу конституционному строю России, они  обязаны действовать в соответствии с Конституцией и в её защиту.

 

7. Современные  проблемы конституционного развития  РФ

Весьма актуальное значение в нашем государстве имеет  проблема обеспечения действия Конституции. Напомним еще раз то, что записано в самой Конституции Согласно ст. 15 она имеет прямое действие. Дискуссия о том, в чем выражается прямое действие конституции, каков механизм реализации конституции, ведется давно, литература на этот счет обширна.

Можно говорить о нескольких аспектах прямого действия Конституции  РФ. Во-первых, своими нормами она  закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или  должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями  для общества, государства, статуса  личности. На каком-то этапе могут  возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений  действующей Конституции. Т.е., как  видим, здесь правило прямого  действия состоит не в обращении  к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и  государстве.

Во-вторых, Конституции РФ отнюдь не должно быть чуждо правило  прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы не вообще строя, системы, а определенных видов общественных отношений. Разумеется, извечно будет  стоять проблема соотношения начал  общего и особенного в конституции  вообще, нашей Конституции в частности. Проблема здесь может быть связана  и с так называемой достаточностью или недостаточностью конституционного регулирования. Не надо забывать о том, что оно в принципе является сжатым.

В-третьих, прямое действие Конституции связано с такой  категорией как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта  категория опасна, поскольку упирается  в трактовку Конституции. Надо сказать, что прямое применение норм Конституции  РФ по их духу или смыслу уже имеет  место. В ряде случаев это касается некоторых принципиальных концепций  государственного строительства.

К сожалению, приходится констатировать, что порой в Конституции РФ заложены ошибочные конструкции. И  поэтому на практике возникают проблемы либо из-за трудности применения нормы, либо из-за выхода правоприменителей  за пределы нормы, что каждый раз  ставит вопрос о конституционности  их действий.

В федеративном государстве  проблема соотношения федеральной  конституции и основополагающих актов субъектов федерации имеет  большое значение, в российской практике фундаментальными для определения  их соотношения являются следующие  моменты:

- принцип приоритета в  регулировании общественных отношений  в федеральной Конституции. Суть  этого принципа состоит в том,  что РФ в своей Конституции  либо регулирует общественные отношения, либо отказывается это делать и прямо передает их регулирование субъектам;

- общий принцип верховенства  федеральных актов - в ч.2 ст.4 Конституции  РФ говорится, что Конституция  РФ и федеральные законы "имеют  верховенство на всей территории  Российской Федерации";

- разграничение компетенции  между РФ и субъектами устанавливается  в федеральной Конституции посредством  выделения трех групп вопросов - федерального ведения, совместного  ведения и ведения субъектов  РФ;

- введение конституционного  принципа субординации актов:  по первой группе вопросов  действуют только федеральные  акты; по второй группе вопросов  действуют и акты РФ, и акты  субъектов; по третьей группе  вопросов действуют лишь акты  субъектов РФ. Соответственно акты  субъектов не могут касаться  первой группы вопросов. Во второй  группе акты субъектов должны  соответствовать федеральным законам  в сферах совместного ведения.  Соответственно РФ не должна  вторгаться в те вопросы, которые  отданы субъектам в сфере совместного  ведения и принадлежат им в  сферах собственного ведения. 

К сожалению, несмотря на то, что модель отношений РФ и ее субъектов  не сложна, на практике должного уважения к Конституции РФ не проявляется. На определенном этапе развития - началось это еще при существовании  СССР - в погоне за суверенизацией не только союзные республики, но и  многие республики в составе РСФСР, официально тогда называвшиеся автономными, приняли свои декларации о (государственном) суверенитете.

В процессе применения действующей  Конституции РФ возникает немало неясностей. Чаще всего они выражаются либо в том, что вообще непонятно, как применять конституционную  норму, либо же вырисовываются два и  более вариантов ее применения, - но взаимно друг друга исключающих. И тогда требуется официальное  толкование Конституции. Казалось бы, толкование должно быть разъяснением содержания и смысла нормы Конституции, вытекающего из нее порядка применения соответствующих предписаний.

Разговор о действии и  реализации Конституции РФ с неизбежностью  должен перейти в краткое рассмотрение проблемы обеспечения авторитета Основного  закона. Из множества ее аспектов я  остановилась лишь на тех, которые имеют  правовую окраску.

Хватает проблем в реализации положений Конституции. Имеющиеся  конституционные институты зачастую существуют как бы в формально-правовом плане. Реальное же использование конституционных  норм таково, что приводит к их обесцениванию. Это не мелкие огрехи при применении конституционных норм, которые не влияют в принципе на характер как  соответствующих институтов, так  и веру в них со стороны граждан. Изъяны могут быть настолько серьезны, что ведут к деформации конституционного правосознания, причем в ситуации, когда оно еще даже не сложилось.

Прежде всего, заложенные в Конституции РФ идеи надо воплощать  в жизнь не сами по себе, а с  учетом комплекса экономических, социальных, нравственных и иных факторов. Авторитет  Конституции зависит отнюдь не от нее самой, а от того, что ценности Конституции входят в сознание граждан  вместе с мерами по обеспечению действия Конституции.

Сейчас в большей мере обращают внимание на необходимость  соблюдения норм самой Конституции, а в характеристике правового  государства больше внимания уделяют  судебной форме защиты прав граждан». Между тем все-таки есть основания  говорить о конституционной законности как о высшем пласте законности в  целом. Она обеспечивается отнюдь не только путем восстановления нарушенного  права, в том числе в судебном порядке, хотя это и очень важно. Поэтому в первую очередь следует  говорить о конституционной законности как превентивном факторе – соблюдении норм Конституции при издании  актов и совершении действий всеми  без исключения органами государственной  власти и органами местного самоуправления. Иначе говоря, конституционная законность начинается не тогда, когда посредством  решений компетентных органов обеспечивается восстановление их действия, а тогда, когда любые органы начинают с  соблюдения Конституции и следования ей.

Информация о работе Генезис и основные этапы становления конституционализма в России