Генезис и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

1. Раскрыть причины и события, повлиявшие на последующее образование «государства» как органа управления обществом.
2. Изучить образование государственности и концепции генезиса государства.
3. Объяснить назначение и сущность государства.

Содержание работы

Введение
1. Генезис государства, его основные концепции……………………………...…..4
2. Функции государства и их сущность……………………………………..………8
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

       Функции государства и их конкретное содержание зависят от формы организации  государственной власти, от того, какие  цели государство ставит перед собой. В зависимости от социальной направленности функции государства могут в  значительной мере отличаться друг от друга. Так, при либерально-демократическом  режиме государство признает за собой  функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение мира и  согласия, социальной безопасности, а  при тоталитарном политическом режиме, наоборот, стремится полностью держать  монополию своей власти над обществом (свобода личности ограничена, отсутствует  политический плюрализм и гласность, экономика полностью управляется  государством).

       Основные  функции государства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций  государства является деление их на внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). Между внутренними  и внешними функциями существует неразрывная связь, ибо внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства, в свою очередь, взятые государством на себя, диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.

       По  времени осуществления различают  функции постоянные (на всех этапах развития государства) и временные, появление которых обеспечено специфическими условиями конкретного периода  развития государства.

       По  формам деятельности функции государства  подразделяются на законотворческие, управленческие, судебные и контрольно-надзорные, которые отражают механизм реализации государственной власти. Законодательные  функции осуществляют органы законодательной  власти, управленческие – органы исполнительной власти, судебные – органы судебной власти, надзорные – органы прокуратуры  и другие контрольно-надзорные органы.

       Государство в процессе своей деятельности оказывает  целенаправленное воздействие на различные  сферы общественной жизни. В зависимости  от этого внутренние функции государства  можно подразделить на политические, экономические, социальные, экологические, а также осуществляемые в культурной сфере.

       В политической сфере функции государства  связаны:

       с признанием и защитой прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого  достоинства, защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение  условий для гармоничного развития личности – вот первейшая обязанность  и задача государства, его органов. Государство в своих законодательных  актах закрепляет основные права  и свободы человека и гражданина и создает систему их гарантий;

       с регулированием политических процессов  в обществе посредством законодательного закрепления принципов организации  и деятельности политических партий и объединений, их взаимодействия с  органами государственной власти и  местного самоуправления;

       с обеспечением общественной безопасности. Государство разрешает социальные и межнациональные конфликты, поддерживает общественное согласие, оказывает помощь беженцам и вынужденным переселенцам и т. п.

       В экономической сфере государство  обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики. Деятельность государства в области экономики  направлена на поддержание приоритетных направлений экономического развития, охрану существующих форм собственности, обеспечение свободы экономической  деятельности, организацию внешнеэкономических  связей, установление системы налогов  и т. д.

       Функции государства можно подразделить также на регулятивные и охранительные, которые могут реализовываться  в правовых и организационных  формах.

       Среди правовых форм можно выделить законотворческую (нормотворческую) деятельность государства (разработка и принятие законов и  других нормативных актов), правоприменительную  деятельность (государственно-властную деятельность компетентных органов  по реализации норм права) и правоохранительную деятельность, направленную на осуществление  правового контроля и реализацию юридической ответственности. К  организационным формам относят  создание органов государственной  власти, их материально-техническое  и информационное обеспечение и  т. д.

       Методами  осуществления функций государства  являются:

       метод нормативно-правового регулирования;

       метод убеждения;

       метод принуждения;

       метод надзора и контроля.

       Используя метод нормативно-правового регулирования, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно  полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения  общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.

       Государство в своей деятельности в основном использует метод убеждения. Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становится основным методом осуществления государством своей деятельности. Принуждение  как один из методов осуществления  государством своей деятельности имеет  место в тех случаях, когда  есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.

       Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство  активно использует метод надзора  и контроля. Например, органы прокуратуры  осуществляют высший надзор за исполнением  действующего законодательства; финансово-контрольные  органы государственной власти  – финансовый контроль. 

       Заключение

       Выявление и анализ повторяющихся, то есть закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть  настоящее, и заглянуть в будущее  данного феномена.

       Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные  закономерности развития. Однако главные  импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся  обществом.

       Однако  из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации  и развитие демократии оно превращается из примитивного, “варварского” образования  принудительно-репрессивного характера  в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в  соответствии с принципом разделения властей.

       Демократически  развивающееся общество нуждается  в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в  центре внимания государства, оно стимулирует  развертывание обще-социальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства - возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы - министерства экономики, труда, культуры, образования.

       Практика  показала , что именно сегодня в  силу многих причин государство “пришло” в экономику и тем самым  стабилизировало экономическую  жизнь, оградило ее от экономических  потрясений во многих странах мира.

       Под воздействием научно-технической революции  и начавшегося процесса мировой  интеграции, создания мирового рынка  в развитие государства появилось  новая закономерность - сближение  различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в  свое время западные государства  в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные  линии эволюции государств нашей  планеты. Развитие конкретного государства  нередко бывает весьма противоречивым. 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованных источников

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права, М.: Новый юрист, 1998.

2. Генезис государства: http://deipra.ru/2/2-2/2-2-2.html?limitstart=0.

3. Сущность  и функции государства: http://deipra.ru/2/2-2/2-2-3.html.

Информация о работе Генезис и функции государства