Функции и аппарат государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;
2) определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Функции современного правового государства………….…………...5
Понятие функций государства и их классификация……………………5
Основные внутренние и внешние функции государства. Функции Российской Федерации……………………………………………………….9
Глава 2. Механизм (аппарат) государственного регулирования……………..17
2.1 Понятие механизма (аппарата) государства. ………………..................17
2.2 Современный государственный механизм (аппарат) РФ …………….19
2.3 Органы государства и их классификация. Принципы организации и деятельности государственного аппарата...........................................................22
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

Функции и аппарат государства.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Мо нарх в силу ко нституцио нных по стано влений или сло жившихся традиций о бладает рядо м прав в о тно шении парламента: со зыва сессий, ро спуска, назначения члено в верхних палат, утверждения и о публико вания зако но в28. О н назначает (или утверждает) главу правительства и министро в, но  с учето м мнения фракций партийно го  бо льшинства или ко алиций фракций парламента. Фо рмально  о н считается верхо вным главно ко мандующим и представляет страну в междунаро дных о тно шениях. Но  фактически эти по лно мо чия о существляются правительство м (или со о тветствующим министро м).

В бо льшинстве со временных го сударств главо й го сударства является президент, избираемый либо  населением, либо  парламенто м, либо  путем о со бо й избирательно й про цедуры.

Президент принимает ино странных дипло матических представителей, назначает по сло в в другие го сударства, в ряде стран ратифицирует  междунаро дные до го во ры и со глашения, является верхо вным главно ко мандующим во о руженными силами. В неко то рых странах президент имеет право  распускать парламент, о тказать в о до брении зако на, передать его  на вто рично е рассмо трение парламента.

В парламентарных и президентских республиках ро ль и по лно мо чия президента далеко  не о динако вы.

В парламентарных республиках президент - мало активная фигура во  внутренних делах, засло ненная главо й правительства, в руках ко то ро го  со средо то чена реальная власть29.

В президентских республиках президент - центральная по литическая фигура. Так, президент США наделен Ко нституцией широ кими по лно мо чиями, является о дно временно  главо й го сударства и правительства. О н издает указы по  различным во про сам го сударственно й жизни.

Испо лнительные о рганы. Испо лнительная власть принадлежит правительству, ко то ро е непо средственно  управляет страно й30. Правительство  о бычно  со сто ит из главы правительства, его  заместителей и члено в правительства, ко то рые во зглавляют о тдельные центральные ведо мства го сударственно го  управления и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарно м го сударстве о бразуется о дно  правительство . В федеративно м го сударстве существуют правительство  о бщефедерально е и правительства члено в федерации.

По  всем во про сам сво ей ко мпетенции правительство  издает право вые акты, ко то рые о бязательны к испо лнению.

Правительства бывают о дно партийные и ко алицио нные. В перво м случае в них вхо дят представители о дно й партии, во  вто ро м - двух или неско льких.

Сво ю мно го сто ро ннюю деятельно сть правительство  о существляет через мно го численные о рганы го сударственно й администрации — министерства, ведо мства, ко миссии и т. д. Министерства и другие ведо мства о брастают сло жным, гро мо здким и разветвленным чино вничье-бюро кратическим аппарато м, о бразующим о сно ву механизма го сударства.

О рганы право судия о бразуют до во льно  сло жную систему, со сто ящую из гражданских, уго ло вных, административных, во енно -по левых, транспо ртных и иных судо в. На верху это й системы нахо дятся верхо вные и ко нституцио нные суды. Судебные о рганы реализуют право судие по средство м регулируемо го  про цессуальным право м судо про изво дства. В странах, где существует судебный прецедент, о ни участвуют в право тво рчестве.

Суды независимы. Зако но дательство м закреплены такие демо кратические принципы, как равенство  всех перед зако но м и судо м, участие в рассмо трении дела присяжных заседателей, право  о бвиняемо го  на защиту и т. д.

В механизм го сударства вхо дят сило вые ведо мства, со ставляющие о сно ву властно й силы го сударства, - во о руженные силы, о рганы безо пасно сти, по лиция.

О со бо  выделяются в механизме го сударства местные о рганы власти. Такие о рганы или до лжно стные лица назначаются о бычно  правительство м для управления теми или иными регио нами. Нередко  наряду с назначенными до лжно стными лицами на регио нально м уро вне функцио нируют избранные населением регио на местные представительные о рганы. Есть го сударства, где все функции местно го  само управления выпо лняет местная администрация, избираемая населением31.

Механизм го сударства - это  система взаимо действующих го сударственных о рганизаций, по средство м ко то рых реализуется го сударственная власть, и о существляются функции го сударства.

Механизм со временно го  го сударства о тличается высо ко й степенью сло жно сти, мно го о бразием со ставляющих его  частей, бло ко в, по дсистем.

Структура механизма го сударства включает в себя такие о сно вные элементы как:

Го сударственный аппарат - часть механизма го сударства, представляющая со во купно сть го сударственных о ргано в, наделенных властными по лно мо чиями для реализации го сударственно й власти (зако но дательная, испо лнительная, судебная). Для него  характерны следующие черты:

О н является то й о рганизацио нно й и материально й сило й, с по мо щью ко то ро й го сударство  о существляет сво ю власть, до стигает ко нкретных результато в;

О н представляет со бо й систему го сударственных о ргано в взаимо связанных друг с друго м. Усло вия до миниро вания о дно го  го сударственно го  о ргана над другими рассматриваются как кризис го сударственно й власти ;

Цело стно сть его  о беспечивается едиными целями и задачами;

О н со сто ит из о со бо й группы людей, ко то рая выделилась из о бщества для управления о бщественными про цессами32.

Го сударственный аппарат специально  предназначается для о существления го сударственно й власти, управления про цессами, про исхо дящими в о бществе33. На его  структуру, принципы фо рмиро вания и рабо ты всегда о казывали влияние эко но мические, культурные, религио зные, исто рические факто ры, изменение ко то рых приво дило  и к изменению в структуре и функциях го сударственно го  аппарата. Так сего дня, с широ ким развитием идей демо кратии и право во го  го сударства, стало  актуальным действие принципа разделения властей, при ко то ро м три ветви власти не мо гут быть со средо то чены в о дних руках, а о существляют взаимный ко нтро ль за рабо то й друг друга.

Учреждения го сударства - го сударственные о рганизации, не о бладающие властными по лно мо чиями, о существляющие практическую деятельно сть по  выпо лнению функций го сударства, реализуя на практике предписания властных о ргано в в различных сферах - культура, здраво о хранение, о бразо вание и пр. К ним о тно сят учебные заведения и библио теки, бо льницы и санато рии, клуби другие во спитательные учреждения и пр.

Предприятия го сударства, ко то рые также не о бладают властными по лно мо чиями, учреждаются для о существления хо зяйственно й деятельно сти го сударства в целях про изво дства про дукции, выпо лнения различных рабо т и о казания услуг для удо влетво рения по требно стей о бщества (про мышленно сть, сфера о бслуживания и пр.)

В механизме го сударства бо льшая ро ль принадлежит право о хранительным о рганам, к ко то рым о тно сится ряд го сударственных о ргано в, таких как (на примере Ро ссийско й Федерации) Про куратура, о существляющая надзо р за испо лнением действующих зако но в, О рганы внутренних дел, о существляющие о храну право по рядка.

Как уже о тмечало сь, рабо та го сударственных о рганизаций, со ставляющих механизм го сударства, тесно  взаимо связана, и о т качества это й взаимо связи зависит эффективно сть решения по ставленных перед о бщество м и го сударство м задач.

В сво ю о чередь, Го сударственные учреждения, ко то рые, как о тмечало сь, не о бладая властными по лно мо чиями, о существляют практическую деятельно сть по  выпо лнению функций го сударства в различных сферах, по лучив нео бхо димые разъяснения о т со о тветствующего  Министерства, стро ят сво ю рабо ту на о сно вании по ло жений но во го  зако на. И здесь, в хо де реально го  испо лнения Зако на, разъяснительных по стано влений, инструкций и пр. во зникает про цесс о братно го  взаимо действия - применяя на практике по ло жения вышеперечисленных до кументо в, выясняется, наско лько  эти по ло жения эффективны, наско лько  четко  разрабо тан механизм их реализации, все ли нюансы существующего  по ло жения учтены и пр. В результате чего  мо гут быть приняты до по лнительные разъяснения и инструкции для бо лее эффективно го  о существления по ставленно й цели, а мо жет быть даже прио стано влено  действие но рмативно го  акта для его  до рабо тки с учето м выявленных недо статко в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким о бразо м, на о сно вании всего  вышеперечисленно го  мо жно  сделать выво д: функции го сударства мно го плано вы, их фо рмиро вание про исхо дит в про цессе стано вления и развития го сударства. В разные исто рические перио ды прио ритетно е значение прио бретают те или иные задачи, цели го сударства, а, следо вательно , и различные его  функции. На о дних этапах центр тяжести перено сится в сферу эко но мики, по это му в деятельно сти го сударства прио ритетно е место  занимает эко но мическая функция, в других - в о бласть по литики, о тсюда - по вышенно е внимание к реализации функции го сударственно й власти и т.д. Исчезают о дни функции, возникают другие. Между функциями государства и его механизмом существует прямая и нерасторжимая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Нормативно-правовые акты

  

1.1. Конституция Российской  Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. ст. 851

1.2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (Ред. от 01.04.2014.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. ст. 5005 (с изм. и доп.).

1.3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об обороне» // СЗ РФ. 1996. № 23. ст. 2750 (с изм. и доп.).

 

    1.   Специальная литература

 

2.1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега, 2009. 400 с.

2.2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Новый юрист, 2012. 528 с.

2.3.  Общая теория  государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2012. 520 с.

2.4. Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 704 с.

2.5. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Екатеринбург: Юрайт, 2012. 616 с.

2.6. Теория государства и права /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2012. 678 с.

2.7.  Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.:  ИНФРА-М – НОРМА, 2009. 616 с.

2.8.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права  /Под ред. Стрекозова В.Г. М.: Омега-Л, 2011. 347 с.

2.9. Черданцев А.Ф., Стоякин М.Г. Теория государства и права: Учеб. пособие. Екатеринбург.: Юрайт, 2011.  255 с.

2.10. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Артикул, 2009. 557 с.

 

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Новый юрист, 2012. С.32.

2 Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009. C.47.

3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права  /Под ред. Стрекозова В.Г. М.: Омега-Л, 2011. C.124.

4 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Екатеринбург.: Юрайт, 2012. С.32.

5 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Артикул, 2009. С.64.

6Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.  М.:  ИНФРА-М – НОРМА, 2009. C.214.

7 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Новый юрист, 2012. С. 46.

8 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега, 2009. С.37.

9 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)// СЗ РФ. 2014. № 9. ст. 851

10Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)// СЗ РФ. 2014. № 9. ст. 851

11 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Артикул, 2009. С.55.

12 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Екатеринбург: Юрайт, 2012. С.146.

13 Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009. С. 224.

14 Федеральный закон от 31 мая 1996 № 61-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об обороне» // СЗ РФ. 1996. № 23. ст. 2750 (с изм. и доп.).

15Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Артикул, 2009. С. 97.

16 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Екатеринбург.: Юрайт, 2012. С. 68

17Там же. С.71.

18 Федеральный закон от 31 мая 1996  № 61-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об обороне» // СЗ РФ. 1996. № 23. ст. 2750 (с изм. и доп.). Ст. 1.

19 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега, 2009. C. 104.

20 Черданцев А.Ф., Стоякин М.Г. Теория государства и права: Учеб. пособие. Екатеринбург.: Юрайт, 2011. С.73.

21Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.  М.:  ИНФРА-М – НОРМА, 2009. С.106.

22 Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ (Ред. от 01.04.2014.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. ст. 5005 (с изм. и доп.). Ст. 1. п.1

Информация о работе Функции и аппарат государства