Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства.
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы государства позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.

Содержание работы

Введение
Формы государственного устройства:
Унитарное государство.
Федеративное государство.
Конфедерация.
Заключение.
Список использованых источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

Важным признаком федеративного  государства является также наличие  двойного гражданства: гражданства  федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Итак, можно выделить признаки как  территориальной, так и национальной федераций.

Территориальная:

- Государственные образования,  составляющие данный вид федерации,  не являются суверенными образованиями; 

- Субъекты лишены конституцией  права прямого представительства  в международных отношениях;

- Установлен запрет одностороннего  выхода из союза; 

- Управление вооруженными силами  осуществляется федеральными органами.

Примером территориальной федерации  являются США, Мексика и Германия.

Национальная:

- Субъекты – национально-государственные  образования; 

- Субъекты федерации объединяются  согласно принципу добровольности;

- Гарантированность суверенитета  больших и малых наций; 

- Утверждение права на самоопределение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1.   Конфедерация

 

Конфедерация (от латинского confoederatio - «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Конфедерация представляет собой  объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют  свою самостоятельность, сохраняют  свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах; имеют  свою собственные органы законодательной, органы исполнительной власти и другие органы. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы.

Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Сохраняя государственность, участники  конфедерации отказываются от самостоятельного решения ряда политических вопросов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, совместного  участия в международных отношениях. Для этих союзов характерно создание объединенных вооруженных сил. Возможна высокая степень общности в сфере  кредитно-денежной системы, унификация правовых систем, статуса личности и других институтов, регулируемых государственным правом.

Обычные международные организации  издают рекомендации либо вырабатывают тексты конвенций, которые подлежат подписанию руководителями присоединившихся государств и последующей ратификации. В конфедерации решения принимают  союзные органы и обязывающее значение эти решения могут получить из союзного договора, то есть без непосредственного участия глав государств и парламентов, без дополнительных процедур парафирования (подписания) и ратификации.

В то же время решения, издаваемые конфедерацией, не являются законами. Их следует определить все же, как  акты международного, а не национального  права. Эти решения создают права и обязанности не для граждан, не для юридических лиц, а в отношении собственно государств. За нарушение актов, изданных конфедерацией, она не может наказать лиц, являющихся непосредственными виновниками, поскольку члены союза сохраняют право юрисдикции на своей территории.

Конфедерация может привлечь к  ответственности само государство, где происходят нарушения, применить  экономические санкции и даже вооруженные действия силами других членов конфедерации.

В конфедерации отсутствует собственная  система исполнительных органов. Исполнение решений, принятых конфедерацией, осуществляется органами государств, участвующих в  союзе, если не считать применения конфедеративными силами санкций к нарушителям.

Конфедерация не имеет государственных  органов, что совершенно естественно, т. к. она не является государством. Конфедеративные учреждения определяются как своего рода органы международного объединения. Эти органы формируются  по принципу делегации, а не в результате выборов, проводимых с участием граждан. В конфедерации нет парламента в  строгом смысле этого слова. Члены  коллегиальных органов конфедеративного союза не являются депутатами, они  представляют не граждан, а интересы государств-союзников. В отличие  от депутатов парламента делегаты в  составе союзных органов всегда связаны обязательными инструкциями, полученными от своих государств, не вправе принимать решения по своему усмотрению. Союзные органы конфедерации принимают обязывающие решения  не простым, а квалифицированным  большинством голосов или даже консенсусом  — прямым либо подразумеваемым согласием  делегаций всех участников союза. Голосование  проводится по принципу "одна делегация  — один голос", тогда как в  парламентах каждый депутат имеет  право голоса.

Глава конфедерации обладает председательскими, координационными, но не руководящими (императивными) полномочиями, присущими  многим главам государств.

Не являясь государством, конфедерация не может устанавливать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства  в принципе невозможно.

Конфедерация имеет более широкие  возможности привлечения финансовых средств, чем другие международные  организации. Отказ отдельных ее членов от финансирования союза может  повлечь санкции, применяемые конфедерацией  к нарушителям. В то же время в  конфедерации нет собственной налоговой  системы. Ее бюджет пополняется взносами государств, а не за счет взимания средств  с налогоплательщиков.

Бесспорным является право государств на выход из конфедерации. Хотя оставление союза может встретить фактические  препятствия, осложниться требованиями других конфедератов исполнять ранее  принятые государством обязательства, однако обладание суверенитетом  дает полную свободу выбора в вопросе  участия в политических объединениях. Выход из конфедерации осуществляется по соглашению участвующих в ней  сторон либо в результате простой  денонсации государством договора о  создании союза (одностороннего отказа от участия в союзе). Сецессия из конфедерации может состояться и  в случае, если союз прекратит существование  в силу окончания действия союзного договора.

Исторический опыт показывает, что  конфедеративные объединения имеют  нестойкий, переходный характер: они  либо распадаются, либо преобразуются  в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось  интересами борьбы против британского  владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства  — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась.

Надо подчеркнуть, что не следует  федеративные и межгосударственные объединения - конфедеративные,  понимать догматически. В реальной жизни эти  формы могут иметь самый широкий  спектр, давать, например, такие сочетания, как конфедеративно-федеративные, когда  в одних областях между государствами  осуществляются федеративные, а в  других - конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитарно-федеративных государственных образований (например, Россия).

 

 

 

                                          3. Заключение.

Исторически сложились три  формы  государственного устройства: унитарное  государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в  последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство – это единое государственное  образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные  части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной  власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм  вызывался потребностями единого  рынка, удобствами осуществления государственной  администрации и не ставился в  связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных  унитарных государств – государства  мононациональные.

С развитием  капитализма, научно-технического прогресса  явлением глобальных экологических  проблем и другими факторами  начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных  государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

Вторая  форма государственного устройства: федеративное государство.

Федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

Третьей формой государственного устройства принято  считать конфедерацию. Взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным  союзом. 

Исторически эта форма сложилась вместе с  федерацией, но на практике встречалась  и встречается крайне редко. Это  все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает  на несколько лет, не больше.

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства  выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании   экономических предпосылок (общего рынка) и единой   правовой среды

(создаваемой,  в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной  интеграции, что может выразиться  в переходе к конфедеративному  государственному устройству, а  то и к федеративному государственному  образованию 

(интеграционные  процессы последних лет в рамках  Европейского Сообщества говорят  о том, что его страны шаг  за шагом приближаются к уровню  государственной интеграции, характерной  для федерации).

Мое исследование подошло к концу. Я в своей работе обобщила знания о государственно-территориальном  устройстве в науке «Общая теория права».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. 1995.  
  2. Лебедев А.Ф. Общая теория права: учебное пособие / А.Ф. Лебедев. – Минск : Издательство Гревцова, 2013.
  3. Кузнецова Е.А. Общая теория права: учебно-методическое пособие / Под ред. А.Л. Дашкевича.- Минск: Частный институт управления и предпринимательства, 2007.
  4. Лебедев А.Ф. Общая теория права : пособие / А.Ф. Лебедев. – Минск : Частн. ин-т упр. и предпр., 2011.           
  5. Вишневский А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права: курс лекций.– Мн.: Тесей, 1998.
  6. Петров B. C. Сущность, содержание и форма государства.– Л.: Наука, 1971.              

Информация о работе Формы государственного устройства