Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.
Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………………………………………….. стр 3.
2. Форма государства ……………………………………………………………………. стр 4.
2.1. Понятие формы государства………………………………………………………… стр 4.
2.2. Проблема формы государства ……………………………………………………… стр 4.
2.3. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства………… стр 5.
3. Государственное устройство и его виды……………………………………………... стр 5.
3. 1.Унитарное государство……………………………………………………………… стр6.
3.2. Федерация:…………………………………………………………………………… стр 7.
3.2.1. Территориальная Федерация…………………………………………………….. стр 8.
3.2.2. Национальная Федерация………………………………………………………… стр 8.
3.3. Конфедерация……………………………………………………………………….. стр9.
3.4. Оптимальная форма государственного устройства………………………….….. стр 10.
4. Принципы образования федеральных государств…………………………………… стр 11.
4.1. Государственная целостность……………………………………………………… стр 12.
4.2. Единство системы государственной власти……………………………………… стр 12.
4.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов федерации ………………….. стр 13.
4.4 Равноправие и самоопределение народов …………………………………………. Стр 13
4.5. Равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти …………………………………………………………………. стр 14.
5. Особенности Российской Федерации………………………………………………… стр 14.
6.Заключение ……………………………………………………………………………. стр 15.
7.Список литературы ………………………………………………………………….… стр 17.

Файлы: 1 файл

гос устройство.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и, соответственно, финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.

Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности.
Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности.

На этом закончим рассмотрение унитарного государства и перейдем к федерации.

3.2          Федерация

 

Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце-концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.

1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.

2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.

3. Каждое федеративное государство состоит из субъектов федерации, которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия), кантоны (Швейцария) и др. Соответственно, субъекты состоят из административно- территориальных единиц.

4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.

5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.

6. Обычно от субъектов федерации выделяются представителей, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее - одну его часть (палату). Вторая часть законодательного органа федерации всегда избирается народом.

7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.

3.2.1        Территориальная Федерация.             

 

Такая федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.

Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы, регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.

Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.

Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.

Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными органами. Глава федерации является еще и главнокомандующим (пример территориальной федерации - Германия).

3.2.2        Национальная  Федерация.             


Национальные федерации - наиболее сложные образования. Им присущи все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:

1) Субъектами таких федераций являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерации строятся на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свободу и самостоятельное развитие.

5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В такого рода федерации есть понятие - “ Право наций на самоопределение”. То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем, согласия субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

Отличия территориальной и национальной федераций.

Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может делать.

Федерации могут быть конституционными и договорными или конституционно–договорными. Российская Федерация является договорно- конституционной, ибо она основана на трёх федеральных договорах (договор федерации с республиками, договор с областями и краями и договор с автономными областями и округами) и Конституции РФ.

 

3.3          Конфедерация

 

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
ПРИЗНАКИ: a) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных, оборонных вопросов, но не для управления конфедерацией. б) Общее гражданство отсутствует. в) Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти. г) Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования. д) Обычно в конфедерациях создаются “прозрачные” границы, для пересечения которых не требуется специальных документов. е) Конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации.

ВЫВОД: при конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

Интересно отметить, что СССР в последние месяцы своего существования также начал преобразовываться в конфедерацию. Члены Верховного Совета СССР были делегированы союзными республиками. В состав Верховного Совета СССР депутаты избирались Верховными Советами союзных республик из числа депутатов Верховных Советов республик и Верховного Совета СССР, представлявших депутатов от соответствующей республики. Каждая республика имела один голос. В целях преобразования СССР предполагалось объединение союзных республик на основе Договора о Союзе Суверенных Государств, в проекте которого будущее объединение рассматривалось как конфедерация. Процесс превращения СССР в ССГ как конфедерацию был прерван Беловежскими решениями в декабре 1991 года.

3.4          Оптимальная форма государственного устройства

 

Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства
- это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе государства и тем самым сохранили стабильность и целостность последнего.

А теперь постараемся проанализировать и понять, какие из рассмотренных выше форм государственного устройства могут оказаться оптимальными ?

Казалось бы, унитарное, единое, централизованное государство наилучшим образом противостоит сепаратистским устремлениям, однако многолетние конфликты в Ольстере (Великобритания), у басков (Испания), у тамилов (Цейлон) и другие примеры совсем не редких исключений их правила. Высказываются мнения в пользу демократического, то есть “смягченного”, унитарного государственного устройства, где вся власть сосредоточена в основном в руках центрального правительства, а регионам представлена некоторая автономия, пределы которой определяются договором между регионом и центром. Решение экономических проблем, которые вызывают недовольство на местах и усиливают сепаратизм, требуют скоординированного правительством централизованных усилий. Считается, что федеративное устройство с самыми широкими политическими, экономическими, социальными правами на местах приведет к распаду государства, а так же сложность экономической ситуации усиливает хрупкость государства.

Однако великая депрессия 20-х и 30-х гг., поразившая множество федераций, не привела к утрате их целостности. Экономика определяет государственные формы лишь в самом конечном счете.

Федерализм нельзя сводить к простому географическому делению страны(особенно многонациональной) на территориальные единицы с вертикальной подчиненностью и полной зависимостью от политического центра. Необходимо помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования. Федеративное государственное устройство не будет достаточно стабильным, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения с центральным правительством. В федеративном государстве локальные конфликты, возникшие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального правительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становится объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи привлекать к решению федеративное правительство.

4          Принципы образования федеральных государств

 

Федеративное устройство государства основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой федерации, но и ее субъектов. К ним относятся:

1. государственная целостность

2. единство системы государственной власти

3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов федерации

4. равноправие и самоопределение народов

5. равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

А теперь рассмотрим, что же в отдельности представляет каждый их выше перечисленных принципов.

4.1          Государственная целостность

 

Федерация состоит из государств (республик, штатов), государственно- территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в целостности федерации. Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации и Федеральных законов на территории Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов права выхода из состава Российской Федерации или иного изменения своего статуса без согласия на то Российской Федерации; единством системы государственной власти.

4.2          Единство системы государственной власти

 

Единство системы государственной власти - это одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Единство системы государственной власти выражается в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

Юридические признаки единства системы государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одни и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а так же государственные органы всех субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Формы государственного устройства