Формы государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть монархическую форму государственного правления и ее виды;
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления и ее виды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Монархия: сущность, разновидности и современное значение .….
Республика: сущность и разновидности ……………………………
а) парламентская республика…..…………………………………….
б) президентская республика ………………………………………..
в) смешанный тип правления………………………………………..
Заключение……………………………………………………….……….
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

политология к сдаче переработанная.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

Кафедра «Философии, истории и политологии»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Политология»

на тему

«Формы государственного правления»

 

 

 

 

 

 

        

Выполнила                                                                                                     Студентка гр. ЗБ-11                                                                         

             Проверил

                   РуководительПавлечко И.В.                                                                                                   Бессольнов А.Б.   .                         

Шифр12-ЗБ-610                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

 

 

Гомель 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….

3

1

Монархия: сущность, разновидности  и современное значение .….

4

2

Республика: сущность и разновидности  ……………………………

9

 

а) парламентская республика…..…………………………………….

10

 

б) президентская республика ………………………………………..

в) смешанный тип правления………………………………………..

11

12

Заключение……………………………………………………….……….

14

Список литературы……………………………………………………….

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Форма правления — это  способ организации структуры и  взаимоотношений всех органов государственной  власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

Форма  правления представляет собой структуру высших органов  государственной власти, порядок  их образования и распределение  компетенции между ними.

Темой данной контрольной  работы является "Формы  государственного правления ". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания  происходящих сейчас изменений в  современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его  сущности и содержания.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления.

В рамках данных направлений  предполагается решить следующие задачи:

-    рассмотреть монархическую форму государственного правления и ее виды;

-   рассмотреть республиканскую форму государственного правления и ее виды.

Данная контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе мы рассматриваем  понятие и виды монархии и приходим к выводу, что монархия  — это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением. Основными видами монархии является абсолютная и конституционная.

Во второй главе мы рассматриваем  понятие и виды республиканской  формы правления и приходим к  выводу, что республика — это  форма  правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Существуют три виды республиканской формы правления: парламентская, президентская и смешанная.

 

 

 

 

 

 

1 Монархия: сущность, разновидности и современное  значение.

 

Монархия – форма государственного устройства, при которой верховная  государственная власть принадлежит  единоличному главе государства  – монарху, осуществляющему ее по собственному праву, а не в порядке  делегации и передающего ее по наследству в порядке престолонаследия.

Престолонаследие - переход  власти монарха от одного представителя  царствующего дома (династии) к другому  в установленном законом порядке.

В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства.

Монархия (классическая) характеризуется  тем, что власть главы государства  — монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или  избирателей. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется  всевластием главы государства  и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия —  предполагает ограничения полномочий главы государства более или  менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени  ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме  того, он сохраняет контроль над  представительной властью, поскольку  наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его  досрочного роспуска.

Монархии можно подразделить по принципам наследования власти и  по ее формам.

Принципов передачи власти всего три: династический, (при которой  действует строгий алгоритм перехода от одного члена династии к другому), родовой, (более широкий, но царь все  равно должен быть родственен царскому роду) и выборный.

Монархия как государственная  форма весьма неоднородна и на протяжении веков показала гибкость своей политической основы, поэтому  история форм монархического правления, по существу, - история развития форм государственности. Это ярко видно  при перечислении видов монархического устройства:

Монархии патриархальные - характерны для традиционных обществ  и могут развиваться в монархии сакральные или в монархии деспотические. Патриархальная монархия, являясь следствием развития семейного принципа, имеет  своим прообразом отцовскую власть, (отсюда, традиционный монарх воспринимается, как отец своих подданных).

Сакральные монархии – в которых первенствующая функция монарха - жреческая. Сакральная жреческая монархия нередко связана с традицией царской жертвы - добровольного принесения царем себя в жертву во имя спасения своего народа.

Деспотические («деспот» с  греческого означает "владыка", "повелитель") - ничего общего с понятием тирании  не имеет. Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах, хотя может сохраняться и после  того, как они перестают быть таковыми. Классическими деспотическими монархиями были ассирийская - (военачальник, не жреческого, а светского происхождения), древняя и средневековая армянская, а также при ханах тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).

Феодальные, к которым относятся раннефеодальные формы монархии, отличавшиеся большой степенью децентрализованности,

Абсолютная монархия характеризуется  юридическим и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а также  духовной (религиозной) власти в руках  монарха. Часто в качестве иллюстрации  абсолютисткой формы правления, приводят формулу петровского Воинского устава арт. 20 которого гласит: «Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский Государь, по своей воле и благомнению управлять».

Согласно государственно-правовым актам монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного  рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых), основной функцией которых является рассмотрение законопроектов без права их принятия.

Многими политическими мыслителями (наиболее ярким из них был Монтескье), абсолютизм рассматривался как наиболее современная форма правления, из-за неделимости верховной власти, ее постоянства и применимости к  большим по размеру странам.

В результате революционных  процессов абсолютная монархия была заменена монархией буржуазного  типа, в которой власть монарха  ограничивается конституцией, имеется  выборный законодательный орган - парламент  и независимые суды.

Но необходимо отметить, что конституционная форма монархической  власти является наиболее динамической формой и представляет собой сложный  процесс внутреннего развития от дуалистической монархии через конституционную к парламентской форме.

Остановимся подробнее на этих последних двух типах монархии.

Дуалистическая монархия - форма правления, при которой  монарх сохраняет всю полноту  контроля над исполнительной властью (в частности, назначает министров, ответственных перед ним);

Дуалистическая монархия явилась исторически переходной формой от абсолютной монархии к конституционной  и предполагает наличие конституции. Законы принимает только парламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, которые несут  ответственность только перед ним. Правительство несет формально  двойную ответственность перед  монархом и парламентом, но реально  подчиняется, как правило, воле монарха. При этом, несмотря на то, что власть монарха ограничена конституцией, монарх и формально (т.е. в силу конституционных  норм) и еще больше фактически (в  силу традиций), сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его  в центр всей политической системы  государства.

При дуалистической монархии монарх пользуется правом абсолютного  вето, то есть без его утверждения  закон в силу не вступает. Кроме  того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя  фактически дуалистическую монархию абсолютной.

Парламентская монархия –  та, при которой монарх лишь номинально является главой исполнительной власти и ограничен в правах. В частности, назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента.

Парламентарная монархия — существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции. То есть в восьми из восемнадцати стран Западной Европы. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра. Таким образом, монархия сегодня — «слабое» политическое учреждение, однако она, по мнению М.Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх — носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы. Кроме того, конституционная монархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост» (А.Лейпхарт).

Парламентарная монархия - следующий этап развития конституционной  монархии. Даже если конституция наделяет монарха большими полномочиями, он в силу конституционно-правового  обычая не может ими самостоятельно воспользоваться и выполняет  свои функции чисто номинально.

Парламентская (парламентарная) конституционная монархия характеризуется  тем, что монарх фактически лишен  реальных властных полномочий и выполняет только представительские функции. В политической системе государств с такой формой правления действует принцип: «монарх царствует, но не правит». Реальные властные полномочия принадлежат высшему представительному и законодательному органу страны — парламенту, которому подчиняется правительство, руководимое лидером парламентского большинства. Наиболее яркий пример такой формы правления — Англия с конца XVII в. (после Славной революции 1688–1689 гг.). Естественно возникает вопрос, а зачем вообще нужен монарх в государствах с подобной формой правления? Ответ видится в следующем.

Информация о работе Формы государственного контроля