Формула власти и идеал правителя в политической концепции Никколо Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:10, реферат

Описание работы

Макиавелли, как считают многие исследователи, первый и в своем роде единственный мыслитель эпохи Возрождения, сумевший достаточно определенно постичь смысл основных тенденций этого времени, смысл ее политических требований и устремлений. Он заменил средневековую концепцию божественного предопределения идеей объективной исторической необходимости и закономерности, назвав ее судьбой (fortuna). Важное место Макиавелли отводил свободной воле индивида, поэтому второй движущей основой политики он считал личную энергию.
Именно Макиавелли ввел один из ключевых терминов политической науки нового времени — stato — англ, state, фр. etat — государство, под которым подразумевал особым образом организованную власть.

Файлы: 1 файл

Макиавели.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)


Ставропольский государственный  педагогический институт

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Формула власти и  идеал правителя в политической концепции

Никколо Макиавелли»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Группы ПИ 2 …

Проверила ….

 

 

 

Ставрополь 2005.

 

Формула власти и идеал правителя в политической концепции Никколо Макиавелли

Эпоха Возрождения (Ренессанса), начавшаяся в XIII веке в Италии и распространившаяся в других странах Западной Европы, сопровождалась централизацией власти и формированием абсолютных монархий.

Своеобразие эпохи заключалось в том, что общественные силы, боровшиеся против феодализма и освящавшей его церкви, еще не порвали с религиозным мировоззрением. Поэтому общим лозунгом массовых антифеодальных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинной апостольской церкви. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

Кроме этого, эпоху Ренессанса отличал гуманистический характер, означавший в широком смысле стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни, а в узком — интерес к изучению и распространению античной литературы и искусства.

Будучи  философом и дипломатом, драматургом  и политиком, Николо Макиавелли (1469—1527) вошел в историю политико-правовой мысли как автор «Истории Флоренции», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и трактата «Государь», который принес ему мировую известность. Макиавелли принадлежал к старинному дворянскому роду, представители которого часто становились магистратами Флорентийской республики. По семейной традиции Макиавелли включился в политическую деятельность.

С 1498 по 1512 год Макиавелли — секретарь  Второй канцелярии Флорентийской республики и секретарь комиссии, ведавшей военными и дипломатическими вопросами.

В 1512 году республика во Флоренции была ликвидирована и установилась тирания Медичи. Макиавелли был отстранен от должности и сослан в принадлежавшее ему имение. Там в июле — декабре 1513 года он написал трактат «Государь». Эта работа благодаря своей остроте, убедительности, неожиданности и меткости выражений стала одной из немногих политических книг, вошедших в мировую литературу.

Макиавелли, как считают многие исследователи, первый и в своем роде единственный мыслитель эпохи Возрождения, сумевший достаточно определенно постичь смысл основных тенденций этого времени, смысл ее политических требований и устремлений. Он заменил средневековую концепцию божественного предопределения идеей объективной исторической необходимости и закономерности, назвав ее судьбой (fortuna). Важное место Макиавелли отводил свободной воле индивида, поэтому второй движущей основой политики он считал личную энергию.

Именно  Макиавелли ввел один из ключевых терминов политической науки нового времени  — stato — англ, state, фр. etat — государство, под которым подразумевал особым образом организованную власть. До Макиавелли для всех политиков-теоретиков главным вопросом была цель государства. Власть мыслилась только средством достичь справедливости, благосостояния, свободы или Бога. Макиавелли утверждал, что целью является сама власть и обсуждает только средства ее взятия, удержания и распространения. Он отделял власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей.

Во имя  государства можно нарушить и  религию; и мораль. Все позволительно, даже обязательно — вплоть до тягчайших преступлений. Макиавелли не считал мораль ниже государства, просто каноны власти и узы морали не соприкасаются. Для моралиста выше всего этика, для священника — религия, для государственного деятеля — интересы государства.

В своем  трактате флорентиец писал: «Цель оправдывает средства... Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно — спасет ли оно жизнь и свободу государства?»

Макиавелли  нигде не восхваляет аморальность ради аморальности, он не отрицает общечеловеческих ценностей и не пытается их разрушить. Но у государственного деятеля нужды власти превалируют над моралью.

Не Макиавелли изобрел политическое убийство, предательство и обман. Однако до него они совершались de facto, и никто не пытался их узаконить. Старались не замечать или оправдывать, или, в лучшем случае, строго осуждать «отдельные эпизоды». Макиавелли, покончив с лицемерием, создал четкую систему ценностей, отличных от общепринятой морали.

Добро и зло превратились в его  трактате из абсолютных категорий в относительность. Использование яда — добро, если этим избавляешься от политического врага, тем более, если никто не узнает. Это вовсе не означает, что отравления вообще допустимы: цель политики — власть, то, что эффективно для ее достижения, — добро, то, что неэффективно, — зло, если употребить религиозный термин, — грех. Добродетели государя — решительность, честолюбие, сила, удачливость, а не богобоязненность, порядочность и целомудрие. Макиавелли видит даже «величие» в изящных и великолепных преступлениях.

Власть, считал Макиавелли, превыше  всех социальных ценностей. Религия — оружие влияния и контроля в руках государя; там, где народ религиозен, его легко подчинить и дисциплинировать. Внимание к религии ведет к возвышению государства, а пренебрежение ею — к гибели. Страх перед Богом можно временно заменить страхом перед государем, но жизнь правителя коротка. И он должен поддерживать религиозные чудеса, даже зная, что это ложь, лишь бы было полезно для государства.

К этому необходимо добавить то, что  Макиавелли был пессимистом. А для  пессимиста мир не меняется, не способен к совершенствованию, и разум не в силах справиться с жестокой правдой природы и истории.

Преклоняясь перед «героями» (ведь только «герой» может создать  государство), Макиавелли пренебрегал  институтами и организациями. Он понимал, что при стабильных институтах реформатор не нужен.

В то же время Макиавелли не смог понять, что правильно организованные идеи и идеалы могут стать решающим оружием в политической борьбе. Кладбища истории усеяны могилами предавших идеалы реалистов типа Наполеона, Вильгельма II, Муссолини и др. Все они недооценивали решающий компонент в борьбе — стремление человека к свободе. Эти «реалисты» умно и реалистично находили средства для осуществления своих завоевательных планов. Однако что толку в реализме средств, если цель нереальна и безумна? Поэтому Макиавелли интересовали только средства захватить, удержать и расширить власть, а не цель государства, поскольку он не знал соотношения средств и цели. А цель не существует помимо средств, она постоянно формируется ими. В конечном счете ничтожными средствами не достичь великой цели. В целом «Государь» являлся трактатом о роли, месте и значении главы государства в Европе XVI века. Но монархи и диктаторы превратили эту книгу в политическую библию. Принципы политики, которые Макиавелли одобрял только в определенных случаях и которые можно понять лишь в определенном историческом контексте, приобрели затем универсальное значение под именем макиавеллизма, т. е. были «отчуждены» от своего творца.

Требуя твердой политической власти для упрочения национального государства, Макиавелли низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную земную почву и тем подтвердил научную и жизненную реалистичность своей теории государства. Макиавелли открыл реальную форму итальянских государств для XVI — XVII веков. Его идея об основании национального государства, свободного от тирании, как и от чужеземцев, сыграла положительную роль в абсолютистских государствах Европы XVI—XVII веков и в самой Италии во времена Рисорджименто — победоносной борьбы в XIX веке за независимость и единство страны. Это было под силу лишь титану Возрождения. Идеи Макиавелли, а во многом и все его творчество, сыграли революционизирующую роль в истории идей и в политической борьбе.

Таким образом,  можно сказать, что Макиавелли в своем трактате “Государь” низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную земную почву и тем подтвердил научную и жизненную реалистичность своей теории государства. Макиавелли открыл реальную форму итальянских государств для XVI — XVII веков.

 

Литература

 

1. Власов В.И., Власова Г.Б.  История  политических и правовых учений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 292 c.

2. Политология. Энциклопедический  словарь.

3. «Основы политологии», Знание, 1992.

4. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.


Информация о работе Формула власти и идеал правителя в политической концепции Никколо Макиавелли