Формирование однопартийного политического режима в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:17, реферат

Описание работы

Однопартийные государства часто формально заявляют о поддержке демократии (в особенности это справедливо для коммунистических государств, которые вставляют слово «демократический» в свои полные наименования, главным образом потому, что идеология марксизма-ленинизма заявляет о демократическом правительстве), но без нескольких партий такие выборы являются большей частью символическими. Несмотря на то, что иногда другие политические партии разрешаются правительством, они обязаны подчиняться доминирующей партии и не могут таким образом выступать в роли оппозиции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Формирование советской власти………………………………………….. …5
Предпосылки…………………………………………………………….....5
Этапы……………………………………………………………………... ..6
Последствия однопартийной формы власти………………………………...10
Противоречия однопартийности……………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..…...23
Список литературы……………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления.docx

— 66.90 Кб (Скачать файл)

Новосибирский Государственный  Университет Экономики и Управления

Факультет: Управление Персоналам

 

 

 

 

 

Реферат

Формирование однопартийного политического режима в СССР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила: студентка 

Преподаватель: Сарнова В В

                                                                  

 

 

 

2010

Содержание 

    1. Введение………………………………………………………………………...3 
    2. Формирование советской власти………………………………………….. …5
    1. Предпосылки…………………………………………………………….....5
    1. Этапы……………………………………………………………………... ..6
    1. Последствия однопартийной формы власти………………………………...10
    1. Противоречия однопартийности……………………………………………..19
    2. Заключение………………………………………………………………..…...23
    3. Список литературы……………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть) и означает организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. То же относится и к «политической партии», но здесь стоит добавить, что последняя представляет собой организацию политического характера, которая выражает интересы общественного класса или определенного социального слоя, объединяет наиболее активных их представителей в процессе достижения поставленных целей.

В России в начале ХХ века действовало свыше 100 политических партий, из которых 50 были наиболее крупными, около пяти десятков имели общероссийский характер, остальные – национальный. Наличие большого количества партий отражало общие закономерности процесса их образования на стадии восходящего  капитализма и предопределялось специфическим социально-экономическим  и политическим положением России.

На формирование партий оказали  влияние, прежде всего три российские революции, в канун и в ходе которых пробуждалось самосознание гигантских масс. Необходимо учесть и  многонациональный состав России –  до 100 наций и народностей, что  не могло не способствовать созданию ряда партий национального и националистического  характера. Наконец, свою роль сыграла  и молодость российской демократии.

Одной из актуальных проблем  истории партий России является выяснение  времени ухода с политической арены подавляющего большинства  из них и как следствие этого  – установление однопартийной системы. Эта проблема и будет рассмотрена  далее.

Однопартийная система —  тип политической системы, в которой  единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные  же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти.

Чаще всего такое положение  рассматривается как диктатура, и многие, если не все, диктатуры  представляют себя как однопартийные  системы. Примеры диктатур, которые  не являются однопартийными системами, включают в себя военные диктатуры, которые чаще всего пытаются объявить вне закона вообще все политические партии во время своего правления, абсолютные монархии, теократические государства. Однопартийную систему не следует  путать с системой с доминирующей партией, в которой оппозиция  официально не запрещена, но по большому счёту неэффективна (не имеет возможности  возглавить правительство либо не имеет  возможности влиять на его действия). Страны с однопартийной системой, в которых правящая партия исповедует ту или иную форму марксизма-ленинизма, в англоязычных источниках называют коммунистическими странами.

Однопартийные государства  часто формально заявляют о поддержке  демократии (в особенности это  справедливо для коммунистических государств, которые вставляют слово «демократический» в свои полные наименования, главным образом потому, что идеология марксизма-ленинизма заявляет о демократическом правительстве), но без нескольких партий такие выборы являются большей частью символическими. Несмотря на то, что иногда другие политические партии разрешаются правительством, они обязаны подчиняться доминирующей партии и не могут таким образом выступать в роли оппозиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  политического режима

  1. Предпосылки

Для построения однопартийного политического режима в России существовали как объективные, так и субъективные причины.

К объективным причинам следует отнести, прежде всего, многовековую традицию сильной власти в Российском государстве. Ее ослабление каждый раз вызывало смуту и ослабление державы. Поэтому после каждой смуты наступало новое, порой еще большее укрепление власти. Нельзя было не учитывать отсутствие демократических традиций в России (парламентаризм здесь имел лишь десятилетнюю историю). Кроме того, расчет на мировую или, по крайней мере, общеевропейскую революцию не оправдался, и Советское государство оказалось в окружении враждебных (главным образом с точки зрения идеологии) стран. Это также требовало максимальной концентрации экономических и политических условии на случаи возможной войны. Наконец, постепенное огосударствление средств производства превращало все большие категории населения в зависимые от государства.

Однако субъективные предпосылки  имели, быть может, даже большее значение и лежали в особенностях идеологии  и самой организации партии большевиков. Основу ее идеологической доктрины составляло положение о диктатуре пролетариата, центральное место в которой  отводилось Коммунистической партии. Имелось в виду, что только она  выражает интересы рабочего класса и  крестьянства и знает, в каком  направлении и как должно развиваться  общество. Все остальные партии были либо врагами (кадеты и другие либеральные  партии), либо временными попутчиками (меньшевики, эсеры до революции, левые  эсеры - после нее). Из этой особой роли партии вытекало и ее особое место  в политической системе страны. Во всех структурах и институтах власти с самого начала главную роль играли большевистские лидеры или их представители. Изначально партия большевиков имела  строго иерархическую структуру: власть в ней принадлежала высшему органу - Центральному Комитету, а в нем - лидеру.

Все это не могло не отразиться на направленности перемен в политической системе страны после революции. 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы

25 октября 1917 года II Всероссийский  съезд Советов принял Декреты о мире и земле, постановления об установлении   власти  Советов,  создании нового правительства - Совета Народных Комиссаров и др. Написанный В.И.Лениным Декрет о мире   объявлял  продолжение  империалистической  войны  величайшим   преступлением против человечества.  Советское  правительство   предложило  всем  воюющим народам и их правительствам начать   немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире мире  без аннексий и контрибуций.  28 октября Декрет о мире   был опубликован в "Правде" и "Известиях" в качестве  официального документа Советского правительства.  Однако,  правительства воюющих государств проигнорировали и сам документ и   содержавшиеся в нем предложения.

Декрет о земле, основу которого составляли 242 обобщенных эсерами  крестьянских наказа, провозглашал отмену частной   собственности на землю  и передачу всех государственных,  помещичьих  и церковных земель волостным земельным комитетам  и   уездным съездам крестьянских  депутатов  для  уравнительного раздела  по трудовой или потребительской  норме с периодическими переделами. По Декрету о земле крестьяне  получили бесплатно свыше 150 млн. десятин  земли. Таким образом был разрешен земельный вопрос, бывший основным вопросом трех российских революций и многочисленных крестьянских восстаний.

Приняв первые декреты  Советской власти, съезд сформировал  и первое рабоче-крестьянское правительство- Совет Народных Комиссаров (СНК). В него вошли:В.И.Ленин (председатель),   народный комиссар по внутренним  делам - А.И.Рыков, земледелия - В.П.Милютин, труда - А.Г.Шляпников, по военным и морским делам комитет в составе: В.А.Антонов (Овсеенко),Н.В.Крыленко, П.Е. Дыбенко, по делам торговли  и промышленности В.П.Ногин, народного просвещения - А.В.Луначарский, финансов   - И.И. Скворцов (Степанов), иностранных дел - Л.Д.Бронштейн   (Троцкий), юстиции - Г.Т. Ломов (Оппоков),  продовольствия И.А. Теодорович, почт и телеграфа - Н.П. Авилов (Глебов), по   делам национальностей - И.В. Джугашвили (Сталин). Поскольку   левые эсеры отказались от предложения войти в правительство,   оно вначале было чисто большевистским. В ноябре  состав СНК   был расширен, а в декабре в него  вошли в качестве  народных   комиссаров представители партии левых эсеров.Высший орган Советской власти - Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК) - был сформирован на съезде как многопартийный.  В его состав вошли 62 большевика, 29   левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских   социалиста и 1 максималист.  Председателем ВЦИК  был избран   Л.Б.Каменев,  которого вскоре заменил Я.М.Свердлов.

В первые послеоктябрьские месяцы были  упразнены  Государственный Совет, канцелярия Государственной Думы и Временного правительства,  Сенат и другие правительственные учреждения.  Одновременно с этим создавались новые органы власти.   14 ноября 1917 г. Советское правительство утвердило "Положение о рабочем контроле", которое устанавливало рабочий контроль во всех промышленных,  торговых, банковских, сельскохозяйственных и других предприятиях над производством, торгов  лей и финансами.  В.И.Ленин прямо связывал введение рабочего   контроля с началом социалистических преобразований.  Рабочий   контроль могли осуществлять различные организации рабочих:   контрольно-хозяйственные комиссии,  фабзавкомы (фабрично-заводские комитеты), специальные органы контроля, состоящие из   выбранных представителей  рабочих и технического персонала   данного предприятия и т.д.  Представители буржуазии в контрольные органы не допускались. Органы рабочего контроля повсеместно устанавливали контроль над производством и распределением продуктов, за расходованием денежных средств предприятий, активно вмешивались в вопросы найма и увольнения рабочих,  в сферу управления производством.

Введение рабочего контроля над производством, торговлей   и финансами явилось одним  из первых мероприятий в цепи широких  преобразований по  строительству  социалистического  общества.  Партия коммунистов,  пришедшая к власти,  основными   принципами провозгласила  распределение материальных благ  по   труду и уравнительное  распределение некоторых жизненно необходимых благ.  Было провозглашено  бесплатное  распределение   жилья, введено бесплатное образование, здравоохранение. Осуществление этих программных  положений  предполагалось  осуществить  при  установлении  всеобщей обязанности  трудиться.   Был провозглашен принцип: "Кто не работает, тот  не ест!" Основными направлениями  экономических и социально-политических   преобразований новой власти явились,  таким образом, следующие:  национализация основных средств производства, банковско-финансовых структур,  то есть огосударствление промышленности и финансов, что являлось главным условием для осуществления программных целей.

Для руководства  социалистическими  преобразованиями  в   экономике 2 декабря 1917 г. был создан Высший совет  народного хозяйства (ВСНХ),  на который  возлагалась задача подготовить  переход от рабочего контроля к непосредственному  управлению  хозяйством  на  основе национализации промышленности,   транспорта,  банков. ВСНХ возглавил  Н.Осинский (В.В.Оболевский). 14 декабря 1917 г. правительство подписало первый декрет о национализации ряда крупных казенных и капиталистических предприятий.  За короткий срок с декабря 1917 г. по март   1918 г.  в 31 губернии в руки государства перешло более 800   предприятий.  Управление  национализированными предприятиями   было возложено на ВСНХ.

В начале декабря 1917 г.  была проведена национализация   всех частных банков страны, которая сопровождалась обобществлением  акционерных  капиталов  и крупных вкладов буржуазии.   Был создан Государственный банк республики с  его  конторами   на местах.

Одновременно Советское  правительство ввело монополию  на   внешнюю торговлю;  иностранные займы,  заключенные царским и   буржуазным Временным правительством, были аннулированы. 3 ноября 1917 г. была опубликована "Декларация прав народов России",  в которой СНК провозгласил равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных  государств,  отмену  всех национальных и национально-религиозных   привилегий и ограничений,  свободное  развитие  национальных   меньшинств  и  этнографических групп,  населяющих территорию   России.

В "Декларации прав трудящегося  и эксплуатируемого народа",  написанной В.И.Лениным и принятой  3  января  1918  г.   ВЦИК,  были сформулированы конституционные принципы и задачи   социалистического государства.  В  "Декларации"  говорилось,   что  "Россия  объявляется республикой  Советов рабочих,  солдатских и  крестьянских депутатов.  Вся власть в центре и  на   местах принадлежит  этим Советам". В "Декларации" подтверждались основные декреты Советской власти,  формулировались основные  принципы  внешней  политики  Советского государства,   указывалось,  что "Советская Российская республика утверждается  на основе свободного союза свободных наций  как федерация Советских республик".

Ряд преобразований был проведен в социальной сфере: введён 8-часовой  рабочий день, приняты меры по охране труда, социальному обеспечению, страхованию  и др. Отменялись сословия   и  чины, женщины  уравнивались в правах с мужчинами. Началась   перестройка  управления  культурой, государство  приступило к   решению задач  культурного строительства. Коренным образом изменились отношения между государством и религиозными организациями. Декретом  СНК от 23 января  1918 года "Об отделении   церкви от государства и школы от церкви" религия была объявлена частным делом граждан. Школа становилась чисто светской.

Процесс государственного строительства  разворачивался в   сложной социально-политической обстановке. Противники большевистского правительства, прежде всего кадеты, эсеры и меньшевики, ранее стоявшие у власти, с самого начала оказали ему   ожесточенное сопротивление, объединившись 26 октября 1917 года вокруг так называемого Комитета спасения родины и революции. Его организаторами были меньшевики и эсеры-члены Петроградской государственной думы. В него входили представители   городской думы, президиума Предпарламента, бывшего меньшевистско-эсеровского ВЦИК рабочих и солдатских депутатов и Исполнительного комитета Всероссийского Совета крестьянских депутатов, члены фракций меньшевиков и эсеров, покинувших II съезд   Советов, представители профсоюзов железнодорожников и почтово-телеграфного союза Центрофлота. Комитет призвал население   и правительственных чиновников  воздерживаться от признания   Совета Народных Комиссаров и выполнения его приказов, заявив   о своем праве вновь сформировать Временное правительство.

Информация о работе Формирование однопартийного политического режима в СССР