Формирование многопартийной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:21, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. В конце 1991 г. распался СССР. Новая Россия, став правопреемницей СССР, вышла на самостоятельный исторический путь формирования демократического государства. Неотъемлемой частью этого исторического процесса стал генезис многопартийности. Многопартийная система - одна из важных гарантий демократической природы страны и развития гражданского общества. А "связующим звеном между гражданским обществом и властью являются политические партии и движения"1.

Содержание работы

Введение
Глава I. Формирование многопартийности в России
1.1 Динамика организационных принципов, численности и социального состава партийных структур
1.2 Эволюция программных установок политических партий
Глава II. Парламентаризм в России
2.1 Понятие парламентаризма в политической науке
2.2 Этапы становления современного российского парламентаризма
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

история.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

4) наконец, избрание очередного  состава Государственной Думы 7 декабря 2003 г.

С политологической точки зрения, периодизацию становления парламентаризма в России необходимо детализировать. При выделении этапов критерием должна служить степень реализации принципа разделения властей и распределения полномочий между законодательной и исполнительной властями. Анализ процесса становления парламентаризма как политического института в рамках системы разделения властей позволяет выделить следующие этапы:

1-й этап - 1989-1993 гг. Это время относительно  свободного формирования союзного  и республиканских законодательных органов и, как следствие, выявления их оппозиционного по отношению к прошлой власти потенциала. В дальнейшем происходит усиление позиций представительных структур, а затем начинается постепенное перерастание отношений российского парламентаризма в конфликтные с исполнительной властью. Кризис их отношений ведет к использованию исполнительными структурами силовых методов против политических конкурентов и поражением выстраиваемой Верховным Советом вертикали власти. Парламент утрачивает значительную часть своего политического влияния, лишается распорядительных функций и становится по преимуществу законодательным органом;

2-й этап - осень 1993-1997 гг. Это время  постепенного усиления политического  влияния исполнительной власти  и главное - конституционного закрепления ее прерогатив. Общий политический фон данного этапа отношений с представительными структурами составляют ограничения политического пространства для оппозиции, нарастание бюрократизации власти, формирование корпоративно-олигархических структур и механизмов правления;

3-й этап - 1997-2000 гг. В данный период  происходит укрепление положения  исполнительней власти и ее  институтов, как в центре, так  и в регионах. Занимающие доминирующее  положение структуры исполнительной  власти ведут поиск консенсусных технологий во взаимоотношениях с представительной властью, стремясь в большей степени задействовать для регулирования взаимоотношений с ними конституционно-законодательные механизмы;

4-й этап - с 2000 г. и по настоящее  время. Для этого этапа характерно стремление исполнительной власти максимально использовать свое политически лидирующее положение, неразрывно связанное с началом реформирования режима с целью усиления централизации власти и повышения политических прерогатив исполнительных структур в центре и на местах.

Заключение 

Итак, со времени возникновения многопартийности до настоящего времени в российской политической жизни и науке идет дискуссия о том, сформировалась ли в современной России многопартийная система или еще нет. Масса изученных материалов убедительно показала, что в современной России в исследуемый период (вторая половина 80-х гг. XXв. - начало XXI в) идет процесс формирования многопартийной системы, который до сих пор еще не завершился.

Комплексный анализ процесса создания партийных организаций и формирования многопартийности продемонстрировал, что российская многопартийность прошла сложный путь от возникновения неформальных движений, образования протопартийных структур до создания партийных организаций в настоящем смысле этого слова. Можно выделить несколько особенностей, характерных для этого процесса:

- в исследуемый период (вторая половина 80-х гг. XX в. - начало XXI в) в России возникло значительное количество партийных, организаций, движений и объединений, но большинство из них не имеет разветвленной сети, является малочисленными;

- слабая социальная база определила то, что многие политические партии, движения и объединения существовали лишь на момент регистрации, и только новая регистрация на определенном этапе позволяла выявить, какие из партий умерли и какие продолжают жить;

- амбициозность отдельных лидеров политических партий способствовала организационной неустойчивости объединений. Об этом свидетельствовал в частности, факт раскола между СПС и "Яблоком";

В целом, процесс создания партийных организаций и формирования многопартийности и демонстрирует слабость российской многопартийности в отношении организационном и идеологическом.

 

Список источников и литературы

 

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1998. С.53.

2. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993-2001 гг. М., 2002.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3336.

4. Федеральный закон "О политических партиях". М., 2001.

5. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность 1999. №1. С.83

6. Миронов О.О. Истоки российского парламентаризма // Представительная власть. 1996. № 4 - 5. С 100.

 


 



Информация о работе Формирование многопартийной системы в России