Формирование гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы является выявление особенностей формирования гражданского общества и перспектив его развития в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Тема 103.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)

     Спектр  властных отношений между государством и гражданским обществом, в котором  в качестве субъекта выступает государство  можно свести к следующим формам:

     (1) законодательное  регулирование деятельности граждан  и гражданских ассоциаций,

     (2) корректировка  условий функционирования гражданского  общества и его ресурсов,

     (3) непосредственное  формирование отдельных институтов  и/или сегментов гражданского  общества,

     (4) подавление  тех элементов гражданского общества, которые создают угрозу государству  и его носителям, 

     (5) формирование  определенной системы ценностей  и поддержание господствующей  идеологии. 

     В свою очередь, гражданское общество может  выступать субъектом политической власти, если обладает возможностями:

     (1) участвовать  в формировании государства и  выборе правящей элиты, 

     (2) оказывать  влияние на принятие государственных  решений и характер политического  режима, а также, отчасти, 

     (3) навязывать  определенные политические ценности  и ориентации.

     Разумеется, власть государства (элиты, правящего  класса) и власть отдельных сегментов  гражданского общества (социальных групп, организаций) пересекаются и в ряде аспектов (отчасти) совпадают: субъекты государственной власти могут представлять определенный сегмент гражданского общества, агентами политического влияния  выступают как, государственные, так  и негосударственные акторы, а  в формировании политического сознания участвуют наиболее влиятельные  группы гражданского общества, представленные в государстве.

     Если  попытаться нарисовать идеальную модель взаимоотношений между государством и гражданским обществом, то власть государства должна соответствовать  следующим требованиям:

     Во-первых, ее сфера ограничена настолько, чтобы  гражданское общество могло самостоятельно реализовать свои инициативы и деятельность по реализации частных интересов  граждан; государство не может препятствовать осуществлению этой деятельности, если она не выходит за рамка закона (реализация либерального принципа «негативной  свободы»). Практически это означает, что правовая сфера закрепляет определенные зоны свободы граждан от вмешательства  государства, а государство не нарушает установленные им правовые нормы.

     Во-вторых, власть государства, обеспечивающая осуществление  прав и свобод граждан достаточно эффективна, чтобы гарантировать  организациям гражданского общества и  гражданам их права и свободы, а также возможность участвовать  в реализации своих интересов  в частной сфере, несмотря на неизбежные попытки других групп противодействовать этому в силу расхождения их интересов, целей и/или ценностей. Т.е., государство  должно быть способным преодолевать незаконные (неформальные, нелегитимные) способы влияния на гражданское  общество со стороны его отдельных  сегментов.

     В свою очередь, потенциал влияния гражданского общества на государство в идеале предполагает :

     (а)  его относительно равномерное  распределение среди всех основных  социальных групп;

     (б)  нейтральность государства (как  это описано представителями  классического плюрализма);

     (в)  наличие легальных (формальных) каналов  влияния на деятельность государства; 

      (г)  ресурсов сопротивления стремлению  государства (режима) к монополизации  власти.

     Если  попытаться с этих позиций оценить  современную белорусскую политическую практику, то дисбаланс в отношениях между государством и гражданским  обществом представляется настолько  значительным, что многие исследователи  ставят под сомнение само существование  гражданского общества в Беларуси.

     Во-первых, государство не обеспечивает (должным  образом) сохранение автономии гражданского общества и не стремится к этому, поскольку воспринимает его как  угрозу стабильности режима и власти правящей элиты. Конкретные практики подавления автономии включают широкий набор  средств и форм власти: законодательные  ограничения возможностей формирования и деятельности негосударственных  организаций, попытки контролировать движения, возникшие в результате реакции населения на неадекватные действия властей.

     Во-вторых, правящая элита не столько борется  с неформальными практиками, сколько  культивирует их, не желая устанавливать  стабильные «правила игры» для всех (в том числе и для самой  власти). Неопределенность ограничивает возможности гражданского общества, но способствует воспроизводству режима.

     В-третьих, власть сама хочет выстроить гражданское  общество, а не сформировать условия  для его появления и развития. Между тем попытки искусственного создания негосударственных организаций  и структур с помощью государственного ресурса скорее препятствуют становлению  гражданского общества, поскольку созданные  образования будут неизбежно  зависеть от своих создателей и их автономия останется ограниченной.

     В-четвертых, дисбаланс в потенциале взаимного  влияния государства и гражданского общества обусловлен изначальной слабостью  самого гражданского общества, связанной  с тем, что многие его сегменты (в том числе и те, которые  явно недовольны нынешним режимом) не готовы мобилизовать свои ресурсы для  противодействия власти. Характер и  интенсивность властных отношений, как известно, зависят как от субъекта, так и от объекта («каждый народ  имеет то правительство, которого заслуживает»). Причины слабой мобилизации могут  быть связаны как с наличием существенных издержек политического участия, обусловленных  параметрами режима и социально-экономическими факторами, так и слабой представленностью  гражданской культуры.

     Таким образом, для формирования гражданского общества необходимы следующие условия:

     В условиях либерально-демократического правления  гражданское общество не противостоит экономике и государству, а влияет на них через политическое и экономическое  общества. Антагонистические отношения  возникают в том случае, когда  они не справляются с ролью  посредников или препятствуют коммуникации власти и общества.

     Перед странами, находящимися в процессе демократизации и не желающие возвращаться обратно в авторитаризм, стоит  проблема построения гражданского общества, без которого демократия не может  стать консолидированной. Построению гражданского общества могут способствовать следующие факторы:

       признание гражданских, политических  и социальных прав неотъемлемой  частью социума; 

     создание  многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;

       деятельность средств массовой  информации в условиях свободы  и плюрализма;

     финансовая  поддержка политических партий и  их независимость от государства;

       создание упрощенной законодательной  базы для учреждения всевозможных  фондов и других инструментов  благотворительности, для развития  малого бизнеса. 

     Для таких стран как Беларусь принципиально  важным является разграничение задачи установления жизнеспособной рыночной экономики и укрепления гражданского общества по отношению к государству  и высвободившимся рыночным силам. Из истории стран Запада известно, что стихийные силы капиталистической  рыночной экономики способны являть собой не меньшую угрозу для социальной солидарности и автономности различных  сфер общества и социальной жизни, чем  административная власть современного государства.

     Демократия  несовместима с тотальным распространением государственной власти на негосударственную  сферу гражданского общества. Между  демократией и гражданским обществом  имеется как неразрывная связь, так и существенное различие. Демократия основана на принципе большинства, который  может реализоваться при условиях, когда гражданского общества не существует. В отличие от демократии гражданское  общество нельзя учредить. Оно вызревает  постепенно по мере экономического, политического  развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Таким  образом, с одной стороны, успешное развитие гражданского общества зависит  от развития демократии, создающей  институциональные рамки для  его функционирования. Но, с другой стороны, уровень и качество демократии зависят от того, каково само гражданское  общество

     В данном контексте представляется актуальным анализ такого инструмента научного анализа взаимодействия государственных  органов и структур гражданского общества как политические сети, объединенные общим интересом, взаимозависимостью, сотрудничеством и равноправием. Л.Сморгунов выделяет следующие  характеристики, которые отличают данный вид взаимодействия.

     Во-первых, они представляют собой такую  структуру управления публичными делами, которая связывает государство  и гражданское общество и состоит  из множества разнообразных государственных, частных, общественных организаций  и учреждений, имеющих некий совместный интерес. Во-вторых, политическая сеть складывается для выработки соглашений в процессе обмена ресурсами, имеющимися у ее авторов, что предполагает их заинтересованность друг в друге. В-третьих, важным элементом политической сети выступает общий кооперативный интерес, отличающий ее от рынка, где каждый участник преследует, прежде всего, собственные интересы. В-четвертых, между участниками сети складываются горизонтальные связи, так как с точки зрения возможностей формирования совместного решения все они равны. В-пятых, сеть – это договорная структура, основанная на согласованных формальных и неформальных правилах коммуникации, в которой действует особая культура консенсуса.

     Кроме того, важнейшим «элементом» формирования гражданского общества является активный динамичный рационально мыслящий гражданин. В современном обществе легитимность власти зачастую обеспечивается за счет пассивности граждан.

     Для человека гражданского общества характерны определенные черты. Прежде всего, гражданин  должен приобрести способность широко смотреть на внешний мир, не замыкаться в себе или в ближайшем окружении, а быть открытым для непохожих  на него людей. Важнейшей чертой такого гражданина выступает также терпимость, которая позволяет сопоставлять и сравнивать свою точку зрения с  мнением других, заставляет слушать  оппонентов, признавать за ними право  на отличие, принимать перемены и  обновление. Развитие гражданского общества предполагает требование отчетности о  деятельности руководителей всех уровней, что воспитывает правителей и предотвращает развращение власти.

     Человек в гражданском обществе обладает гражданским сознанием, уверен в  себе. Он предпочитает самостоятельно решать свои проблемы без вмешательства  государства.

     Гражданственность (связь человека и гражданского общества) состоит из трех взаимодополняющих  и неразделимых элементов. Прежде всего, она основана на осознании единства прав и обязанностей, которые бесполезны, если остаются невостребованными. Далее  она предполагает наличие конкретных гражданских действий: от потребности  быть информированным до активного  участия в политических и избирательных  кампаниях. И, наконец, гражданственность  опирается на систему ценностей  и на нравственную убежденность, придающие  этой системе смысл и значение.

     Таким образом, в Беларуси для формирования гражданского общества необходимо:

     1. формирование  нового типа человека, который  был бы способен свободно мыслить  и действовать, что возможно  через образование, как одной  из форм социализации человека;

     2. формирование  различных неправительственных  организаций, движений, групп лобби,  т.е. институализация гражданского  общества;

     3. интеграция  институтов гражданского общества  в социальную, политическую, экономическую  жизнь государства, выстраивание  конструктивных взаимодействий  и влияний на государственные  органы и структуры. 

     2. Права и свободы человека: понятие, виды. Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях граждан

     Рождение  понятия «права человека» совпало и слилось воедино с возникновением, а точнее сказать, с возрождением так называемого «естественного права», из которого и проистекает общепринятый принцип «вечности и незыблемости» прав человека. Суть идеи естественного права заключается в следующем: наряду с писаным правом, состоящим из совокупности законов, над ним и вне его, независимо от «буквы», существует некое неписаное моральное право, которое «вдохнула» в нас мать-природа и которое проистекает из самой сущности человека, его разума, отличающего его от остального мира. Это естественное право может соответствовать, а может не соответствовать писаному законодательству. Значительную часть его содержания

Информация о работе Формирование гражданского общества