Формирование гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 00:54, контрольная работа

Описание работы

Понятие "гражданское общество" - одно из ключевых понятий современной политологии. Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами - государством в целом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества, его структуру, перспективы. В наше время наблюдается повышение роли граждан и их объединений во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Файлы: 1 файл

политология для иры.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Гражданское общество – прежде всего феномен человека, хотя нельзя отрицать роли политических партий, общественных организаций, объединений, разнообразие которых определяет и  политическая, и социальная, и экономическая, и культурная, и даже спортивная сферы общественной жизни. Спектр этих организаций увеличивается, и представляют они различные возможности реализации этого права. Даже общество садоводов или автолюбителей реализуют некоторые аспекты гражданского общества.

Свободное общество может быть построено в рамках стабильной политической системы, которая предполагает активную роль государства  в создании экономического порядка, цель которого- благосостояние всех. В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Не столько владение информацией о правовых нормах, сколько монополия на их истолкование позволяет властям по своему усмотрению ориентировать поведение людей. Расплывчатость правовых норм становится едва ли не главным ресурсом, используемым властью для контроля за частной жизнью граждан. В отсутствие законоправия в нашем отечестве нет пространства частной жизни, защищенного гражданскими правами, его границы условны, а значит легко проницаемы для произвола любой власти.

Гражданское общество завоевало свое право на физическое существование и политическую значимость благодаря определенной системе гарантий со стороны государства. В этом заключается его взаимозависимость с правовым государством. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе, помимо традиционного разделения властей на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством.

Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить в полном объеме действующей Конституции.

Признаками гражданского общества являются следующие: 
• высокое сознание людей; 

• высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;  
• широкие связи между членами общества;

• наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества; 

• децентрализация власти; 

• передача части власти органам самоуправления; 

• использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов; 

• развитое чувство коллективности, обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; 

• личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность. 

Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения. Гражданское общество не может нормально функционировать без соответствующей нормативно - правовой базы. Нужны законы, защищающие права и свободы граждан, общепринятые правила решения споров и выхода из конфликтных ситуаций.

Процесс создания нормативной базы, необходимой для становления и развития гражданского общества в России, идет противоречиво и часто запаздывает. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом действий со стороны власти. Налицо насущная необходимость адекватных перемен в методах работы органов власти, как в рамках государственного управления, так и в диалоге с гражданским обществом. Без этого вряд ли станет возможным восстановление коммуникаций между властью и обществом, взаимное доверие. Без них невозможно эффективное управление.

Одним словом, гражданское общество — питательная среда правового государства — заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

Внепартийное представительство, не сводимое к какой-то одной или нескольким политическим идентификациям, является символом времени, поскольку современное общество переживает трансформацию. Оно приобретает форму множества автономных социумов, образующих многослойную сеть сообществ. Гражданская солидарность в настоящий момент строится не на ощущении себя гражданами неким единым целым, а на сотрудничестве многообразных социальных групп. Независимые общественные ассоциации, самостоятельно регулирующие свою деятельность жизненно необходимы России, они препятствуют превращению населения в бесформенное массовое общество. Некоммерческие организации формируют так называемый третий сектор, который выполняет роль посредника между государством и обществом.

В стране должны быть созданы благоприятные условия для деятельности некоммерческих организаций. Важным показателем состояния гражданской активности, уровня общественной солидарности является состояние форм социально-ориентированной деятельности. Гражданское общество традиционно наиболее активно действует на уровне местного управления. Именно на местном уровне граждане решают ближайшие задачи организации своего жизненного пространства.  Факторы, способствующие формированию гражданского общества:

    • признание гражданских, политических и социальных прав частью социума;
    • создание многочисленных организаций, ассоциаций и  институтов, их поддержка;
    • деятельность СМИ в условиях свободы;
    • создание упрощенной законодательной базы дл учреждения различных фондов  для развития благотворительности.

Сегодня одним из приоритетных направлений развития гражданского общества в России является приближение государственной власти и местного самоуправления к населению, к гражданам нашей страны.

 Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким - либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

4. Проблемы формирования гражданского  общества в России

 

Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России. Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях. В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов-добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России уже около 8 млн. человек. Всё это - реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества.

Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее:

  • пока не сложилась целостная система гражданских структур, слаба правовая защита граждан и ассоциаций;
  • социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр и регионы;
  • отсутствует доверие, солидарность, уважение к личности, а также доверие к политикам и действиям властей;

 

  • практическая бессубъектность российского социума, которая противоречит и демократии, и рыночной экономике, и гражданскому обществу;

Можно и необходимо добавить следующие проблемы:

  • наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания, системы ценностей, сформированных тоталитарным режимом;
  • противоречие между необходимостью формирования гражданского общества и стабильным функционированием государства как правового;
  • отсутствие полноценной социальной и экономической базы гражданского общества;
  • радикальная трансформация прежней социальной структуры;
  • криминализация экономики и, частично, органов государственной власти;
  • отсутствие у населения адекватного понимания социально-экономических и политических процессов, низкий уровень процессов рефлексии в обществе;
  • распространение среди части населения неконструктивных форм активности и самовыражения;
  • терроризм;
  • гражданская апатия населения;
  • отсутствие политической культуры гражданственности у значительной части общества.

Тем не менее, при всех трудностях и препятствиях на пути своего становления гражданское общество имеет определенные предпосылки для утверждения в российской социальной жизни. В пользу этого вывода свидетельствуют сами противоположные тенденции, которые выявляются социологическими исследованиями. Они указывают на наличие значительных изменений в массовом сознании, главное из которых – выход за пределы прежних, длительно существовавших подсознательных порогов, за которыми скрывалось нормальное социальное ощущение себя как личности и самоощущение личной свободы.

5. Перспективы  гражданского общества в России

 

Страна сделала за последнее время решающий шаг в определении перспектив потенциала гражданского общества: от личной и гражданской несвободы к свободе, от идейно-политического унитаризма и государственного монополизма к плюрализму. Одной из стратегических целей процесса всестороннего реформирования российского общества было становление и развитие гражданского общества и правового государства.

В последнее время в России гражданские движения переживают значительные изменения. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства - иерархии.

 Последние несколько  лет в России происходят серьезные изменения условий финансирования объединений гражданского общества. Сокращаются гранты иностранных фондов, бизнес так или иначе находится под контролем государства и предпочитает поддерживать только "разрешенные" проекты. Перспективы развития гражданского общества в России во многом будут зависеть от того, готово ли население сотрудничать с некоммерческими организациями, участвовать в их работе или напрямую поддерживать их деятельность и насколько упорядоченными будут взаимоотношения гражданской сферы и государства.

В крупных городах отмечен рост гражданской активности, масштабы которой тем не менее не стоит преувеличивать. Возникают новые формы самоорганизации в различных сферах: обустройство территории, досуговые объединения, различные общества помощи, формы территориального самоуправления, борьба с уплотнительной застройкой, родительские советы, экологические группы, растет число независимых профсоюзов. Многие активисты сегодня задумываются о создании коалиций для объединения усилий по различным вопросам, однако в целом общественная сфера остается разрозненной. Правозащитные организации отмечают медленный рост правовой грамотности населения, готовности защищать свои права, если они оказались нарушены. Это позволяет говорить о формировании потенциального спроса на деятельность организаций, которые способны оказать гражданам юридическую и консультационную помощь по защите их интересов и во взаимодействии по этому поводу с государственными органами. Однако возникающие общественные группы часто не знают, куда и к кому им обращаться, а состоявшиеся организации не всегда воспринимают их как своих потенциальных клиентов.

Интернет является хорошим инструментом, который облегчает коммуникацию и возможность коллективного действия. Новые инициативы сегодня часто находят своих сторонников, привлекают волонтерскую и материальную помощь посредством сообществ в социальных сетях. На этих своеобразных форумах происходит не только общение, обсуждение повестки дня, но и вывешиваются финансовые, фото- и видеоотчеты о проделанной работе. Но не каждая инициатива, родившаяся при помощи виртуальной сети, сможет выйти за ее пределы или просуществовать длительное время. И все-таки становление новых организаций, появившихся таким образом, уже происходит.

Легкость, с которой молодые люди могут реализовывать свои цели, создавая собственные новые группы, проекты и организации, обнажает проблему разрыва между поколениями как внутри состоявшихся организаций, так и между "старыми" и "новыми" объединениями. В регионах проблема осложняется постоянным оттоком наиболее способных молодых людей в столицу или за рубеж. Начиная "с чистого листа", "с нуля", инициаторы новых проектов часто не обладают адекватным пониманием ситуации, опытом и не имеют надежной репутации. В давно существующих организациях, если они лишены молодых кадров, оказывается сложным обеспечить преемственность, затруднена работа с новыми технологиями и ограничен приток новых идей. Будущее гражданской сферы связано с тем, насколько успешно удастся преодолеть поколенческий разрыв.

За последние годы наработан позитивный опыт сотрудничества с государством как главным поставщиком социальных услуг, которое все активнее делегирует часть своих полномочий некоммерческим организациям. Появляются новые механизмы взаимодействия – общественные палаты, советы, комиссии.

Наибольшую угрозу для развития гражданского общества представляет коррумпированный государственный аппарат. Отсутствие разделения властей, постепенное взаимопроникновение власти и бизнеса означает, что не существует барьеров, которые бы сдерживали экспансию частных интересов государственных служащих, расширение их на области, лежащие вне их ведомственных компетенций. Разрастаясь, коррупционный интерес все чаще входит в противоречие с общественными интересами.

Сегодня лишь немногие из общественных лидеров готовы смотреть в будущее. Перед ними, как и гражданским обществом в целом, стоит множество серьезных проблем, требующих безотлагательного решения. Российское гражданское общество пребывает в неопределенности.

Вместе с тем, мы должны признать, что в современной России при всех значительных сложностях, идет медленный, противоречивый, неустойчивый, с возможными различными векторами развития процесс становления гражданского общества. Социологические мониторинговые исследования, проводимые на протяжении практически всех лет российских реформ, дают нам основания утверждать, что механизм формирования гражданского общества в нашей стране «запущен» и дает пусть небольшие, но все-таки положительные результаты.

Информация о работе Формирование гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы