Формирование единого экономического пространства в СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал критериям регионального интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали: зона свободной торговли; таможенный союз; единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). Кроме того, фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, валюта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Формирование едтного экономического пространства в СНГ
1.1 Предпосылки создания Единого экономического пространства (ЕЭП)
как организации региональной интеграции…………………………..….7
1.2 Основные этапы формирования ЕЭП…………………………………….8
1.3 Основные проблемы формирования ЕЭП………………………...…….11
Заключение………………………………………………………………………14
Список используемой литературы…………………………………..…………15

Файлы: 1 файл

Проблемы формирования единого экономического пространства на территории СНГ1.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Формирование едтного экономического пространства в СНГ

1.1 Предпосылки создания Единого экономического пространства (ЕЭП)

как организации региональной интеграции…………………………..….7

1.2 Основные этапы формирования ЕЭП…………………………………….8

1.3 Основные проблемы формирования ЕЭП………………………...…….11

Заключение………………………………………………………………………14

Список используемой литературы…………………………………..…………15

 

Введение

 

Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал критериям регионального интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали: зона свободной торговли; таможенный союз; единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). Кроме того, фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, валюта.

Но разрушение Советского Союза, дезинтеграция  республик, входивших в его состав, совпали по времени с завершающим этапом европейской интеграции - заключением валютного союза. Сразу после распада СССР и создания СНГ, в течение 1992-1993 г.г. 12 стран подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле, которые провозгласили де-юре на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями. В 1993-1994 г.г. были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер, могли привести к созданию на территории всех стран - членов СНГ Таможенного союза.

Экономическое сотрудничество с входящими  в Содружество Независимых Государств странами развивалось неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 г.г.) оказали различия в стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ.

В этот период в странах СНГ преобладали  собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья. В результате при сокращении в этот период суммарного ВВП стран СНГ почти в два раза товарооборот России с этими государствами уменьшился более чем в 6 раз, составив в 1994 г. (по данным Государственного таможенного комитета России) 24,4 млрд. долл.

Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 гг. меры по развитию интеграционных процессов, связанные с началом  формирования более свободных режимов  торговли стран СНГ, позволили обеспечить некоторую стабилизацию, однако, заполнив образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и достаточно успешно решив задачу "цивилизованного развода" бывших советских республик, СНГ так и не смогло стать эффективно действующим региональным интеграционным объединением. В экономической сфере дальше режима свободной торговли с изъятиями и ограничениями продвинуться не удалось. В настоящее время СНГ, несмотря на ряд попыток его реформирования, по-прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной, плохо управляемой бюрократической структурой.

 

1 Таможенный союз - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

 

В середине 1990-х гг. была предпринята  попытка придать новый импульс  интеграционным процессам на постсоветском  пространстве. В 1995 г. было заключено  соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Данное интеграционное объединение просуществовало недолго и в 2000 г. было преобразовано в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

При подготовке пакета документов о  его создании были обозначены этапы и конечная цель: Таможенный союз и Единое экономическое пространство1.

Следующим этапом интеграции стал Таможенный союз (ТС), объединивший с 2010 года Белоруссию, Казахстан и Россию. Договор о  формировании Союза был заключён в октябре 2007 года; тогда же было решено, что другие страны ЕврАзЭС будут присоединяться к ТС по мере своей готовности.

На образованном территориями стран-участниц едином пространстве ТС не применяются  таможенные пошлины и ограничения  экономического характера. Исключение могут составить специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.(Адясов, И. Таможенный союз: первые итоги. — ИА «REGNUM», 18 ноября 2010 года.) Во внешней торговле, то есть торговле со странами, не являющимися членами ТС, применяются единые средства регулирования — в частности, единый таможенный тариф.

Цели создания Единого экономического пространства, как и круг основных его участников во многом совпадают  с целями создания ЕврАзЭС. Почему объединить экономики решили именно Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия? Ответ очевиден. На долю этих государств приходится около 95% общего экономического потенциала стран СНГ. При этом доля России составляет 82% совокупного ВВП, 78 - промышленной продукции, 79% инвестиций в основной капитал. Эти страны располагают наиболее развитым научно-техническим, промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, полная и эффективная реализация которого требует более емкого рынка, в них проживает 215 млн. человек и они располагают огромными природными ресурсами, практически полностью обеспечивающими свои основные потребности.

Немаловажным фактором является наличие  значительной части русскоязычного населения и пока еще сохраняющиеся  кооперационные связи между предприятиями, входившими ранее в единый экономический комплекс Советского Союза.

Одним из мотивов создания Единого  экономического пространства была попытка  привлечь к более динамичным процессам  интеграции Украину, которая не является членом ЕврАзЭС.

 

3 Основные  этапы формирования ЕЭП

 

Началом этой работы стало Заявление  президентов Белоруссии, Казахстана, Российской Федерации, Украины от 23 февраля 2003 г. В нем была выражена готовность сторон начать переговоры по мерам, необходимым для формирования Единого экономического пространства. Конечная цель - провозглашение создания Организации региональной интеграции.

19 сентября 2003 г. в г. Ялте. К  Соглашению о формировании Единого  экономического пространства была  сделана оговорка со стороны  Украины, согласно которой республика  будет принимать участие в его функционировании в пределах, соответствующих ее конституции.

В апреле - мае 2004 г. указанные документы  почти синхронно были ратифицированы парламентами стран - участниц ЕЭП.

Соглашение и концепция, которая  является его неотъемлемой частью - теоретически и практически выверенная модель интеграции. В принятом соглашении, в частности, "под Единым экономическим пространством стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и том объеме, в каких это необходимо для облегчения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика"2.

В процессе формирования ЕЭП заложен  принцип разноуровневой, разноскоростной  интеграции. В итоге государства - члены ЕЭП вправе самостоятельно определять скорость своего интеграционного движения, но не могут блокировать продвижение других партнеров.

На саммите в Астане 15 сентября 2004 г. руководители государств-участников соглашения утвердили перечень из 29 международно-правовых и иных документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке (до 1 июля 2005 г.) Работа исполнителей-разработчиков сторон по подготовке 88 из 91 международно-правовых документов, в том числе по 29 первоочередным, была завершена к апрелю 2005 г. Представленные документы соответствуют требованиям, определенным техническими заданиями, и рекомендованы для переговорного процесса.

На саммите в Казани 27 августа 2005 г. было принято заявление глав государств, участвующих в формировании ЕЭП, в котором утверждены 15 соглашений, направленных на углубление интеграционных процессов. Их подписание в совокупности с пакетом из 29 документов, утвержденным 15 сентября 2004 г., обеспечит с учетом норм и правил ВТО формирование общего таможенного тарифа, определение единых правил конкурентной политики и субсидирования, унификацию мер нетарифного регулирования и торговых режимов по отношению к третьим странам, упрощение порядка таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних таможенных границах с последующей их отменой.

9 декабря 2010 года Россия, Казахстан  и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого  экономического пространства.

21 декабря 2010 года нижняя палата  парламента Белоруссии, а 22 декабря  верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП.

18 ноября 2011 года в Москве Президент  России Дмитрий Медведев, президент  Беларуси Александр Лукашенко  и глава Казахстана Нурсултан  Назарбаев подписали[http://ria.ru/economy/20111118/491937528.html  РиаНовости: РФ, Белоруссия и Казахстан создают ЕЭК — орган управления интеграцией) документы следующего этапа интеграции: Декларация о Евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии, Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза. 
4 Основные результтаты

Статистика внешней торговли Белоруссии, Казахстана и России с начала работы Таможенного союза свидетельствует об улучшении показателей. По данным «Интерфакс.by», с 2009 по 2011 год в структуре российского экспорта доля Белоруссии увеличилась на 20 %, доля Казахстана — на 10 %; в структуре белорусского экспорта доля Казахстана не изменилась, доля России снизилась на 1,5 %; в структуре казахстанского экспорта доля Белоруссии выросла на 15 %, доля России — на 30 %.[8](http://www.interfax.by/news/belarus/122743 ОБЗОР: Таможенный союз — новая империя или реальная экономическая выгода?. «Интерфакс.by» (28 декабря 2012 года).

Взаимный товарооборот между Казахстаном  и Россией, по информации торгового  представителя РФ в Казахстане Александра Яковлева, за 2011 год вырос на 37 % и  достиг $23,8 млрд, впервые превысив уровень предкризисного 2008 года. Основные товары в российско-казахстанском взаимном обороте (разница только в структуре) — машины и оборудование, минеральные продукты, товары химической промышленности и металлопродукция.[48](Окопов, Д. Синергетический эффект. «Эксперт Казахстан» № 20 (361) (21 мая 2012 года).)

К 2012 году оборот трёх стран ТС вырос  на 36 % и составил за 2011 год $125 млрд: «Это означает, что всё-таки Таможенный союз заработал».[49] В интервью «Голосу России» глава коллегии ЕЭК Виктор Христенко привёл округлённые цифры показателей работы Союза за январь—октябрь 2012 года: совокупный ВВП вырос на 4 %, инвестиции — на 9 %, темпы роста межгосударственной торговли внутри ТС — на 10 %, с третьими странами — на 4,7 %.[50]( Ильяшенко, А. «ЕЭП — это четыре степени свободы для граждан» http://rus.ruvr.ru/2012_12_18/EJEP-jeto-chetire-stepeni-svobodi-dlja-grazhdan/) Взаимный торговый оборот стран ТС в январе—октябре 2012 года составил $56,8 млрд.

Однако статистика ТС неточна —  подводя итоги 2012 года, этот факт призвала учитывать замглавы Федеральной таможенной службы РФ Татьяна Голендеева. Она напомнила, что обязательность декларирования поставок и предоставления статотчётности внутри ТС отменены, поэтому статформы заполняли в 2012 году не более 50 % участников взаимной торговли.[8]

 

Список  используемой литературы

 

  1. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Общество и экономика. - 2003. - N 4.
  2. Арцишевский Л. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и решения / Л.Арцишевский, Н.Промский // Экономист. - 2001. - N 9.
  3. Бляхман Л. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия // Рос. экон. журн. - 2001. - N 8.
  4. Климов, А. А. Пространственное развитие и проблемные территории : Социально-экономические аспекты / А. А. Климов. – М. : КомКнига, 2006. – 288 с.
  5. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А. Г. Гранберга, В. И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. – М. : Экономика, 2002. – 414 с.

 

1 Бляхман Л. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия // Рос. экон. журн. - 2001. - N 8.

2 Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Общество и экономика. - 2003. - N 4.




Информация о работе Формирование единого экономического пространства в СНГ