Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:50, реферат

Описание работы

Под фискальной политикой страны понимается неизменное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на создание прибыльной доли муниципального бюджета, поднятие эффективности функционирования всей государственной экономики, снабжение экономического роста, занятости народонаселения и стабильности валютного обращения. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики средством конфигураций муниципальных расходов и налогов. На рисунке 1.1 представлены основные цели фискальной политики.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 155.52 Кб (Скачать файл)

До последнего времени  региональные и местные власти имели  право гипнотизировать всевозможные налоги, к примеру, налог на содержание футбольной команды. Однако после выхода соответственного президентского указа  с этим было покончено. Несмотря на неизменные пробы совершенствования  русская налоговая система по-бывшему  не лишена недочетов: есть причинная  ассоциация меж структурной неадаптированностью  нашей налоговой системы к  рыночным реформам, снижением настоящих  налоговых поступлений и инфляционным давлением[11, с. 67]. Фискальная система России ориентирована в главном на сбор налогов с больших муниципальных предприятий, в то время как снова сделанные коллективные и личные компании часто избегают уплаты налогов. Кроме того, налоги взимаются с официальных доходов, в то время как незарегистрированные финансы, работающих на себя и доходы от неофициальных трудовых договоров не включены в налоговую основание. В рамках переходной транзитивной экономики наблюдаются значительные структурные конфигурации, а фискальная политика нехорошо подготовлена к взаимодействию с новенькими коммерческими структурами и эластичной системой трудовых контактов. В рыночной экономике налоги – это важный, но чрезвычайно узкий аппарат. Поэтому воспользоваться этим инвентарем нужно опасливо взвешенно, ибо их назначение состоит не только в фискальной функции – по аккумуляции валютных средств в бюджет, но и в распределительной, и контрольной функций.

Слишком высочайшие налоговые  ставки никак не водят к хотению  много и хорошо зарабатывать, а  низкие – негативно сказываются  на заработках бюджета. Поэтому верное использование налогового прибора  может доставить значимый позитивный эффект, а ложное– большой урон.

Таким образом, фискальная политика должна быть нацелена на позитивное сальдо государственного бюджета.

В экономической практике распознают экспансионистскую, т.е. стимулирующую, политику и контрактивную, или рестриктивную, т.е. удерживающую политику.

 

    1. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика в современной экономике

 

В зависимости от фазы цикла, в которой размещаться экономика, приборы фискальной политики используются по-разному. Выделяют 2 вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) удерживающую.

Стимулирующая фискальная политика употребляется при спаде (рис. 1.4), обладает целью ограничение рецессионного  разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и нацелена на поднятие совокупного спроса.

Рисунок 1.4 - Стимулирующая  фискальная политика

Ее приборами выступают:

  • увеличение муниципальных закупок;
  • снижение налогов;
  • увеличение трансфертов.

Увеличение государственных  закупок

Предположим, что экономика  располагаться в состоянии спада (Рисунок 1.5), Реальная величина муниципального производства Y1 не в таковой мерке  потенциально потенциального Yе. В данной ситуации находится разрыв ВНП (Y), который разрешено ликвидировать повышением совокупных расходов от расположения AE2 до  совокупных расходов AE1, которая идет естественному уровню производства.

Рисунок 1.5 – Увеличение государственных закупок

Рассмотрим последующий  числовой образчик: предположим, что  натуральный степень ВНП Ye=5000 валютных единиц, а настоящий размер изготовления Y1=4000 ден. ед., при этом предельная расположение к потреблению МРС=0,6. Поставим перед  собой мишень найти объем муниципальных  закупок нужных для заслуги натурального уровня производства. Так как увеличивая затраты на 1 д.е. в итоге деяния мультипликатора расходов мы приобретаем  величину в некоторое количество раз огромную исходной, то, зная величину, которую нам необходимо заполучить в итоге (а это Yе-Y1=1000), и величину мультипликатора расходов, которую  разрешено подсчитать через МРС, не составит труда подсчитать величину конфигурации государственных закупок G. Рассчитаем величину мультипликатора  расхода по формуле 1.1 и формуле 1.2.

Y=Kp*G(1.1)

Kp=1/(1-MPC)                                                (2.2)

Kp=1/(1-0.6)=2.5Y=1000 д.е.G=Y/Kp (2.3)

G=1000/2.5=400 е.д.

Из представленных расчетов следует, что для того, чтобы ликвидировать  разрыв ВНП=1000 д.е., необходимо увеличить  государственные закупки на 400 д.е., эффект от которых, под действием мультипликатора расходов, будет равняться 1000 д.е.

Для автономных чистых налогов  есть собственный мультипликатор, который  рассчитывается по формуле: КNT=MPC/(1-MPC).

Используем данные предшествующего  числового образца

Y=NT*KNT (2.4)

KNT=MPC/(1-MPC) (2.5)

KNT=0.6/(1-0.6)=1.5Y=1000 д.е.NT=Y/KNT

NT=1000/1.5=666.6 д.е.

По результатам расчетов следовательно, что руководство  обязано уменьшить свои независимые  незапятнанные налоги в размере 666,6 д.е. Вследствие такого сокращения станет ликвидирован разрыв ВНП, который  равен 1000 д.е.

Если сравнить итоги числового  образца в ситуации роста государственных  закупок и убавления самостоятельных  незапятнанных налогов, то убедительно  видно, что наиболее действенными являются государственные закупки. Это видно  из того, что госзакупки нужно прирастить на 400 д.е.супротив понижения автономных чистых налогов на 666,6 д.е. Это отличие  в эффективности обуславливается  тем, что государственные закупки  уже сами по себе являются добавлением  совместного употребления.

Увеличение ставок подоходного налога. Ранее анализ велся без учета конфигурации процентных ставок подоходного налога. Проанализируем модифицирование предоставленного параметра. Для экспансионистской фискальной политики типично понижение ставок подоходного налога. Механизм воздействия понижения ставки подоходного налога на размер государственного изготовления проще и нагляднее разбирать на числовом образце (Рис 1.6).

Рисунок 1.6 – Изменение  налоговой ставки

Естественный степень  настоящего заработка снова принимаем  одинаковым 5000 д.е. При имеющейся  налогово-экономной политике: предельная налоговая цена принимается одинаковой 30 процентов, а предельная расположение к потреблению – 0,6, задан установленный  уровень плановых расходов (кривая АЕ1). Наклон косой плановых расходов в данных критериях станет равен  МРС*(1-t), т.е. 0,42. Это значит, что размер мультипликатора издержек сочиняет Кр=1/(1-МРС+МРС*t)=1,72; общие независимые  издержки равны 2326 д.е.. Расчетный уровень  государственного дохода (4000 д.е.) равен  творению общих самостоятельных  затрат (2326 д.е.) на мультипликатор затрат (1,72).Сдерживающая фискальная политика употребляется при буме (при перегреве  экономики) (рис. 1.7), владеет целью  ограничение инфляционного разрыва  выпуска и понижение инфляции и ориентирована на сокращение совместного  спроса (совокупных расходов).

Рисунок 1.7 – Сдерживающая политика

Ее инструментами  являются:

  • сокращение государственных закупок;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Для упрощения анализа  изменения величины госрасходов  и автономных чистых налогов примем, что предельная налоговая ставка равна нулю.

Рисунок 1.8 – Уменьшение государственных закупок

На рисунке 1.8 представлена ситуация экономического роста при  постоянном численности ресурсов, когда  планируемый степень государственного изготовления Y1 более натурального уровня Ye, что вызвано увеличением  совместного спроса, который инициирует рост национального производства больше естественного уровня. Если в схожей ситуации со стороны правительства  не последует корректировочных мер, то экономика станет находиться в  перегруженном состоянии и при  наличии эластичных цен прирастит  темпы инфляции.

Увеличение автономных чистых налогов. Так как рестрикционная фискальная политика используется во время экономического роста, во время которого финансы народонаселения растут, а, следственно, растет и совокупное потребление, то для сокращения совокупных расходов довольно уменьшить располагаемый доход домохозяйств. Это разрешено выполнить методом урезания трансфертных выплат и роста налогов, что в одинаковой ступени приведет к хотимому результату.Если разглядывать числовой образчик с обстановкой необходимости рестрикционного фискального вмешательства, то увеличение автономных незапятнанных налогов стоит жить по той же схеме, что и в ситуации с разрывом ВНП, лишь направление данных действий обязана существовать диаметрально противоположной3. По расчетам, увеличение автономных чистых налогов обязано случится в размере 666,6 д.е. Этот импульс вызовет, под действием мультипликативного эффекта, сокращение планируемого уровня совокупных расходов до его натурального уровня. В итоге что перегрузка экономики станет ликвидирована.

Увеличение ставок подоходного налога. Применение такового прибора фискальной политики как предельная налоговая цена очень отлично. В случае необходимости рестрикционного вмешательства в экономике использование этого инструмента дозволяет уменьшить планируемый степень совокупных расходов.

Обобщая вышеупомянутое, прибываем  к выводу, что эффективность понижения  налогов, по утверждению приверженцев теории экономики предписания, в  значимой ступени зависит от «набора» мероприятий фискальной политики. Так  как хоть какое действие по стимулированию предложения производственных ресурсов оказывает действие и на совместный спрос, то окончательный итог данных мероприятий определяется взаимодействием  эффекта дохода, который предполагает увеличение заработков экономических  агентов вследствие снижения налогов, и который тем самым ведет  к понижению хотения участвовать  в производственной деловитости, и  эффекта замещения, который против предполагает замещение досуга трудом вследствие роста стоимости труда. Другой принципиальный вещество фискальной политики -понижение муниципальных  расходов, которое обязано проводиться  сразу со понижением налоговых ставок

Обобщая вышесказанное, приходим к выводу,  что фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.Налоги представляют собой 2-ой важный инструмент фискальной политики. Налоги есть нормативная выкройка обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, нужный для его обычного функционирования.

Фискальная политика должна быть нацелена на позитивное сальдо государственного бюджета. В зависимости от фазы цикла, в которой размещаться экономика, приборы фискальной политики используются по-разному. Выделяют 2 вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) удерживающую.

Стимулирующая фискальная политика употребляется при спаде, обладает целью ограничение рецессионного  разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и нацелена на поднятие совокупного спроса (совокупных расходов).

Сдерживающая фискальная политика употребляется при буме (при перегреве экономики), владеет  целью ограничение инфляционного  разрыва выпуска и понижение  инфляции и ориентирована на сокращение совместного спроса (совокупных расходов).

1 Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2012. – с. 315-389

2 Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов/ Г.И. Рузавин. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – с. 89-115

3 Добрынин А.И. Экономическая теория: учебник / А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевича. - 3-е изд., перераб. –М.: Дрофа, 2010. – с.113-146.


Информация о работе Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике