Федеральное Собрание как представительный орган государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со статьей 94 Конституции РФ Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ парламент Российской Федерации отвечает основным требованиям парламента демократического государства. Порядок его формирования и деятельности показывает, что он является парламентом федеративного государства. Это и предопределило его наименование - Федеральное Собрание.

Содержание работы

Общая характеристика Федерального Собрания РФ (на основании Конституции РФ)
Федеральное Собрание как представительный орган государственной власти
Совет Федерации
Государственная Дума
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

фед.собрание.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года.

Как отмечалось, Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами страны, считаются приписанными к этому округу. Этот порядок избрания депутатов Государственной Думы впервые введен в действие на выборах в Думу в 2007 г.

Ранее депутаты избирались по различным системам: половина палаты избиралась по одномандатным округам (один депутат от каждого округа - так называемая мажоритарная система), а другая половина - по единому федеральному избирательному округу, когда депутаты определялись пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение (так называемая пропорциональная система).

Изменение закона исходит из того, что новый порядок выборов даст значительный стимул становлению в стране прочной партийной системы, приведет к сокращению числа мелких политических партий, улучшит распределение мандатов и представительство региональных групп кандидатов.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Правовое положение депутатов определяется Конституцией РФ, федеральным Законом "О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации" от 8 мая 1995 г. с поправками, регламентами палат. При этом депутатом Государственной Думы считается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять нормотворческую и контрольную деятельность в представительном органе власти. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ не моложе 21 года и не лишенный по закону избирательных прав. Он не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов или органов местного самоуправления. Депутат Государственной Думы работает на постоянной профессиональной основе. Он не может находиться на государственной службе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Для депутатов Государственной Думы существует свободный мандат, который означает, что депутат не связан наказами избирателей и не может быть ими досрочно отозван. Он действует исходя из своих убеждений в интересах всего народа, а не только избирателей данного избирательного округа или той политической партии, по спискам которой он был избран в палату. В своей деятельности депутат должен руководствоваться Конституцией РФ, законами и своей совестью. Не существует юридических установлений обязанности депутата поддерживать политику какой-либо партии, строго следовать фракционной дисциплине или отчитываться перед руководством фракции о своей деятельности. Свободный мандат депутата все же предусматривает обязанность депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой. Однако отсутствие каких-либо санкций за это позволяет депутатам действовать свободно, в соответствии со своими убеждениями. Срок полномочий депутатов начинается со дня их избрания и заканчивается в день начала работы Государственной Думы нового состава.

Порядок работы Государственной Думы устанавливается Регламентом самой Государственной Думы. Государственная Дума проводит две очередные сессии в год - весенняя с 12 января по 20 июня, и осенняя - с 21 сентября по 25 декабря. Могут быть созваны и внеочередные сессии по требованию Президента РФ, одной пятой состава Государственной Думы или по предложения председателя Государственной Думы.

На первое заседание в соответствии со ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на 30 день после своего избрания. Президент РФ может созвать ее на сессию и раньше этого срока. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания председателя Государственной Думы заседания ведут поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. Государственная Дума может проводить как открытые, так и закрытые заседания. Решение в проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Сведения о содержании закрытых заседаний не подлежат разглашению. Закрытое заседание назначается не менее чем за один час до планируемого времени его проведения. Запрещается приносить на закрытое заседание и использовать фото, кино и видео технику, средства радиосвязи и радиотелефоны. Председатель Государственной Думы предупреждает об этом присутствующих. Заседания Государственной Думы проводятся по средам и пятницам, могут быть назначены дополнительные или внеочередные заседания. Совет Государственной Думы собирается по вторникам и четвергам. Комитеты и комиссии заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.

Каждую пятницу на заседании Государственной Думы проводится "правительственный час" для ответов председателя Правительства, его заместителей и других членов Правительства на запросы и вопросы депутатов. При этом заслушиваются не более двух приглашенных членов Правительства. Приглашенным для ответов на вопросы депутатов отводится не более 15 минут.

Депутат, выступающий на заседании, не вправе нарушать правило депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц; допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес; использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего и в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.

Депутат или группа депутатов может обратиться с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, председателю Центрального Банка, руководителям федеральных исполнительных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ. Запрос оглашается на заседании палаты, и в случае его одобрения большинством от общего числа депутатов, он оформляется постановлением Государственной Думы.

Председательствующий на заседании Государственной Думы руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявок, ставит предложения на голосование и контролирует ведение протоколов заседания. Председательствующий имеет право предупредить выступающего депутата в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном отклонении лишать его слова, удалять из зала приглашенных лиц, мешающих работе Государственной Думы.

Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

 

Список использованных источников и литературы:

 

1. Нормативно-правовые акты.

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г.

2. Научная литература.

 Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник  для вузов. - 5-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2007. - 784 с.

В Совете Федерации Федерального Собрания РФ //Государство и право. 2007. № 8. С. 114-116

 Гранкин И.В. Парламент  России. - М.: Изд-во АО Консалтбанкир», 2008. - 304 с.

 Конституция Российской  Федерации в решениях Конституционного  суда Российской Федерации. Институт  права и публичной политики. Центр  конституционно-правовой защиты. М., 2007

 Конституция Российской  Федерации. Постатейный научно-практический  комментарий /Под руководством О.Е. Кутафина. - М.: Агентство «Библиотечка  «Российской газеты», 2007. - 336 с.


Информация о работе Федеральное Собрание как представительный орган государственной власти