Фашизм и анархизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Фашизм и анархизм представляют собой сложные и многоплановые явления, которые выступают в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а именно – типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, которые не всегда ассоциируются с конкретными политическими силами или политическим курсом. Это одновременно теории, доктрины, программы, сформулированные на основе господствующей парадигмы.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Другая форма  анархоиндивидуализма отстаивалась «Бостонскими анархистами», американскими индивидуалистами, которые поддерживали частную собственность, обмениваемую на свободном рынке. Они  отстаивали свободу и собственность  частных организаций и выступали  за сохранение системы наёмного труда. То что одни люди нанимают других, эксплуатируют  чужой труд, для них не было проблемой, однако они требовали, чтобы:

«всё естественное необходимое для производства богатств было доступно для всех на равных и  что монополии, являющиеся результатом  специальных привилегий, должны были быть отменёнными закономБенджамен Таккер, известный анархист-индивидуалист  XIX в., считал, что «если человек имеет право управлять собой, все внешние правительства являются тираниями».

Они полагали, что государственно-монополистический  капитализм препятствует тому, чтобы  труд был полноценно вознаграждён.

 Некоторые  «Бостонские анархисты», такие как  Такер, идентифицировали себя  в качестве «социалистов» —  термин, который в то время  имел широкое и несколько неопределенное  значение, подразумевавшее приверженность  идеям решения «рабочей проблемы»  посредством радикальной экономической  реформы.

Мютюализм берёт  начало в 18-м столетии в английском и французском рабочих движениях. Прудоновские идеи были введены Шарлем Дана, анархо-индивидуалистами в Соединённых Штатах включая Бенджамена Таккера и Уильяма Батчельдера Гриине.

Мютюалистский анархизм базируется на взаимности, свободе  ассоциаций, добровольном контракте, федерализме, а также кредитах и денежной реформе. Согласно Гриине, в мютюалистской  системе каждый рабочий получал  бы «справедливую и точно положенную плату за его работу; услуги, эквивалентные  в стоимости, являющейся обменом  на услуги, эквивалентные в стоимости, без прибыли или скидки».

Социальный  анархизм — одна из двух основных категорий  анархизма, наравне с индивидуалистическим анархизмом. Понятие социального  анархизма обычно используют, чтобы  идентифицировать коммунитаристские  формы анархизма, которые подчёркивают сотрудничество, кооперацию и взаимопомощь, при отрицании частной собственности  на средства производства и капиталистических  отношений. Социальный анархизм включает в себя анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, либертарный социализм, анархо-синдикализм, социальную экологию и, отчасти, мутуализм. Социальный анархизм, социалистический анархизм, анархо-социализм, анархистский социализм или коммунитаристский  анархизм, являются обобщающим понятием, используемым, чтобы дифференцировать две широкие категории анархизма, одной из которых является коллективизм, а другой — индивидуалистический анархизм. Там, где индивидуалистические формы анархизма подчеркивают личную автономию и рациональную человеческую природу, социальный анархизм видит  «свободу личности как концептуально  связанную с социальным равенством и подчеркивает общественное объединение  и взаимопомощь. В отличие от индивидуалистического  анархизма, утверждающего важность и необходимость частной собственности  или владения, социалистический анархизм отвергает важность частной собственности, усматривая в ней источник социального  неравенства.

. Социальный  анархизм включает в себя анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, некоторые формы  либертарного социализма, анархо-синдикализм  и социальную экологию.

В Соединенных  Штатах термин «социальный анархизм»  широко используется, будучи предложен  Мюрреем Букчиным. Букчин идентифицирует социальный анархизм с «левыми» идеями, которыми он обращается к «великой традиции человеческой солидарности и  вере в потенциальные возможности  гуманизма», интернационализм и конфедерализм, демократический дух, антимилитаризм, и рациональный атеизм. Однако религиозные  анархисты и так называемые «левые верующие» вообще возразили бы против идентификации левых с «рациональным  атеизмом», поскольку есть и было много влиятельных левых религиозных  движений, таких как Теология освобождения и Движение за гражданские права.

Социальный  анархизм стремится «к свободной  ассоциации людей, живущих вместе и  сотрудничающих в свободных сообществах».

 Анархо-коллективизм

Коллективистский  анархизм, также называемый революционным  социализмом, является революционной  формой анархизма, обычно связываемой  с именами Михаила Бакунина и  Иоганна Моста. В отличие от мутуалистов, коллективистские анархисты выступают  против всех форм частной собственности  на средства производства, полагая, что  такая собственность должна быть коллективизированна. Согласно концепции  анархо-коллективистов, этого можно  добиться только путём революции, которая  начнётся актами насилия со стороны  небольших групп революционеров, что должно революционизировать  рабочие массы, которые коллективизируют средства производства. Однако, при  этом, коллективизация не должна распространяться на распределение доходов, поскольку  рабочим должна будет выплачиваться  заработная плата в соответствии с затраченным на работу временем. Это положение было позднее раскритиковано анархо-коммунистами, поскольку такая  система «поддерживает систему  наёмного труда». При этом анархо-коммунистические и коллективистские идеи отнюдь не были взаимоисключающими. Хотя коллективисты  защищали систему заработной платы  за труд, часть из них считали  вполне возможным допустить что  после революции, постепенно состоится  переход к коммунистическим отношениям. Коллективистский анархизм возник тогда  же, когда и марксизм, но выступил против марксистской идеи о диктатуре  пролетариата, несмотря на декларируемую  марксистами цель создания коллективистского  безгосударственного общества.

 

Анархо-коммунизм

Анархо-коммунисты утверждают, что действительно свободная  форма социальной организации возможна только в таком обществе, которое  состоит из самоуправляющихся коммун и общин, в которых организовано коллективное использование средств  производства, внутри которых действует  принцип прямой демократии, то есть коллективного, совместного принятия решений, а между собой эти  коммуны связаны через объединение  в федерации или конфедерации, посредством горизонтальных, и вертикальных  связей.

 При анархистском  коммунизме деньги должны будут  перестать существовать, люди не  будут получать прямую компенсацию  за труд, но должны будут иметь  свободный доступ ко всем ресурсам  и излишкам, произведённым коммуной. Согласно анархо-коммунистической  концепции Петра Кропоткина, и  более поздним идеям Мюррея  Букчина, члены такого общества  будут спонтанно, добровольно  выполнять весь необходимый труд, потому что они будут осознавать  выгоды общественного владения  предприятиями и взаимопомощи.

Анархо-синдикализм

В начале 20-ого столетия возник анархо-синдикализм, заняв своё особое место в рамках анархистской мысли. Сосредоточив намного больше внимания на рабочем движении, нежели все остальные формы анархизма, синдикалисты выдвигают идею о том, что профсоюзы являются той силой, посредством которой возможно осуществить радикальные социальные изменения в общественной жизни, произвести революцию, заменив капитализм и государство новым обществом, основанным на общественном самоуправлении трудящихся. Как и анархо-коммунисты, подавляющее большинство анархо-синдикалистов стремятся отменить систему наёмного труда и частную собственность на средства производства, в которых видят одни из важнейших причины разделения общества на класс имущих (собственников) и неимущих (наёмных работников, трудящихся).

Важнейшими  принципами, на которых основывается анархо-синдикализм являются рабочая  солидарность, прямое действие , самоуправление рабочих.  Сторонники анархо-синдикализма выступают за развитие профсоюзных  организаций трудящихся, поскольку  это концентрирует трудящихся в  рамках существующей системы, и способствует гтем самым социальной революции.

Хотя анархо-синдикализм  подчас ассоциируется с рабочим  движением начала двадцатого столетия (в особенности во Франции и  Испании), многие синдикалистские организации  активно действуют и сегодня, часть из которых по прежнему представляет Анархо-синдикалистский Интернационал (МАТ — Международная ассоциация трудящихся, созданная зимой 1922—1923 годов) и профсоюзную организацию Индустриальные рабочие мира (ИРМ). Существует и российская секция МАТ — КРАС.

Постлевый анархизм — это тенденция, которая стремится  дистанцироваться от традиционной «левой политики» и вообще покинуть жёсткие  пределы идеологий. Постлевые анархисты  утверждают, что анархизм был ослаблен тем, что слишком долго был  частью «левого» движения, и единственным решением данной проблемы называется синтез разных направлений анархистской мысли, и самоопределение антиавторитарного  революционного движения вне левого дискурса.

Постанархизм  — теоретическое продвижение  синтеза классической анархистской теории, и постструктурализма, развиваемого Солом Ньюманом, и также ассоциируемого с такими теоретиками, как Тодд Мэй , Жиль Делез и Феликс Гваттари. Эта  теория исходит из широкого диапазона  идей, включая сюда постмодернизм, автономистский марксизм, постлевый анархизм, ситуационизм и постколониализм.

Анархо-капитализм

Анархо-капитализм «основывается на вере в свободное  владение частной собственностью, отрицании  любой формы правительственной  власти или ее вмешательства, и поддержке  конкурентоспособного свободного рынка  как главного механизма для социального  взаимодействия».

Из-за того, что исторически анархизм сложился как антикапиталистическая социально-политическая и философская мысль, анархо-коммунисты выступают резко против капиталистического анархизма. Сами же анархо-капиталисты  различают капитализм как систему  мирного свободного обмена и «государственный капитализм», который Мюррей Ротбард  определяет как сговор между крупным  капиталом и правительством, которое  использует методы принуждения, чтобы  уничтожить систему свободных рыночных отношений. Основываясь на принципе естественных прав, понятии о свободном  договоре, прагматизме анархо-капиталисты  приветствуют существование частной  собственности, которая была приобретена  благодаря труду, торговле, или же была получена в подарок. Говоря об обществе, построенном на анархо-капиталистических  началах, его сторонники придерживаются принципа существующих на добровольных началах свободных рыночных отношениях, которые привели бы к такому социальному  устройству, в котором будет поддерживаться санкционированный законом правопорядок, защита и инфраструктура, организованная через коммерческую конкуренцию, благотворительные  организации и свободно создаваемые  ассоциации, но не было бы государственной  власти.

Анархо-феминизм

Анархо-феминизм представляет собой синтез радикального феминизма и анархизма, который  рассматривает патриархат (мужское  доминирование над женщинами) как  фундаментальное проявление существующей государственнической системы, которой  противостоят анархисты. Анархо-феминизм возник в конце 19-го столетия в работах ранних феминистских анархистов, таких как Люси Парсонс, Эмма Гольдман и Вольтарина де Клер, и даже Дора Марсден . Анархо-феминистки, как и другие радикальные феминистки, выступают против традиционных для нашего общества концепций семейных отношений, образования и гендерных ролей.

Многие анархо-феминистки особенно критически настроены по отношению  к институту брака.

Анархо-феминистки рассматривают патриархат как основополагающую общественную проблему и считают, что  феминистская борьба против дискриминации  по половому признаку и патриархата  — весьма существенный компонент  анархистской борьбы против государственности  и капитализма.  Было и несколько  мужчин-феминистов, таких как анархо-коммунист  Жозеф Дежак, который выступал против антифеминистских взглядов Прудона. Не так давно Венди Макэлрой определила свою оригинальную позицию, которую  она называет «инфеминизм», или по-другому  — «индивидуалистический феминизм», соединяющую в себе феминизм с  анархо-капитализмом или либертарианством, утверждая, что прокапиталистическая, антигосударственная позиция подразумевает  равные права и возможности для  женщин. Индивидуалистический анархистский феминизм возник из американского анархо-индивидуалистического  движения.

Зелёный анархизм

Зелёный анархизм — одно из направлений в анархизме, которое делает акцент на проблемах  охраны окружающей среды. На сегодняшний  день можно выделить такие важные направления в нём как социальная экология и анархо-примитивизм. Многие сторонники зелёного анархизма и  примитивизма рассматривают в качестве основоположника их современных  взглядов Фреди Перлмана.

Социальные  экологи, представляющие собой своего рода социальных анархистов, часто  критикуют основные направления  в анархизме за то, что они излишне  фиксируются на политике и экономике, вместо того чтобы сосредоточить  своё внимание на экосистеме, как делают это последователи зелёного анархизма.

Анархо-примитивисты часто критикуют анархистский «мейнстрим»  за то, что он поддерживает понятие  цивилизации и современные технологии, которые, как считают примитивисты, основываются на господстве и эксплуатации. В противовес этому они защищают процесс «возврата к дикости», или же повторного воссоединения  с окружающей средой.

 

8. История анархизма

Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности. Элементы анархизма  обнаруживаются уже у стоиков  и киников, а позднее в учениях  средневековой секты катаров  и некоторых течений анабаптистов в период Реформации. Однако для  всех этих учений отрицание политической власти — лишь один из аспектов достижения человечеством духовного совершенства и часть пути к личному спасению.

Впервые основные положения анархизма были выдвинуты  вскоре после Английской революции  17 в. Дж.Уинстэнли. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» он писал, что власть развращает людей, собственность и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и родоначальником движения анархизма. Утверждая, что только в результате собственной деятельности людей может быть положен конец несправедливому миропорядку, он в 1649 возглавил группу своих последователей, получивших прозвище «диггеров» они создали коммунистическую общину на захваченных ими пустошах в южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу в результате противодействия соседних землевладельцев, однако идеи Уинстэнли были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге У. Годвина «Исследование о политической справедливости» , заложившей основы современной традиции анархизма. Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства считается формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти. Значительное влияние на формирование доктрины анархизма оказали идеи немецкого философа М. Штирнера. Основываясь на субъективной трактовке учения Гегеля, в своей книге «Единственный и его достояние» он разработал индивидуалистический вариант анархизма. Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность и т. п.) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.

Информация о работе Фашизм и анархизм