Дж. Локк и Ш. Монтескье о разделении властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:33, реферат

Описание работы

В данной работе повествуется о принципах разделения властей в изложении Дж. Локка и Ш. Монтескье. Оба философа являются представителями политической философии Нового времени, поэтому я считаю, что для полного понимания данной философии необходимо в первую очередь дать общую характеристику данного периода.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Особенности политических теорий Нового времени…………………………..4
2. Идея разделения властей Дж. Локка…………………………………………….5
3. Взгляды на государство Ш. Монтескье…………………………………………8
4. Сущность разделения властей…………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….14
Библиографический список………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Монархия - это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь, а носителем этого принципа Ш. Монтескье считал дворянство.

Деспотия - это единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Деспотия держится на страхе и является неправильной, неверной формой государственного устройства.

Шарль Монтескье считал, что республика характерна для небольшого государства, монархия - для государств средней величины, империя - для обширных империй. Однако в своем трактате «О духе законов» он теоретически предполагал возможность республиканского правления в крупном государстве, но только при условии его федеративного устройства.

Сам Шарль Монтескье идеальным типом правления считал демократическую республику, но в тот период истории такой тип являлся неосуществимым: в условиях социального неравенства добиться политического и морального единства общества, прямого правления народа было невозможно. Поэтому более жизненной, как и Дж. Локк, считал ограниченную монархию, при котором правление монарха уравновешивается правлением представителей народа.

Для обеспечения законности и свободы и в республике, и в монархии (о деспотии здесь не говорится, потому что уже по определению законность и свобода ей чужды) власть должна быть разделена.

Развивая идею Дж. Локка, Шарль Монтескье помимо законодательной и исполнительной выделил третью основную ветвь власти - судебную, отделив ее тем самым от законодательной. Судебная власть не является политической. Их задача - это наказание преступников и разрешение конфликтов между частными лицами.

Что касаемо законодательной власти, Монтескье выделил 2 палаты парламента: верхнюю и нижнюю. Верхняя палата состоит из знати и имеет право отменять решения нижней - палаты представителей. Но права верхней палаты ограничены: она может отменить некоторые постановления нижней палаты, но не заменять их другими.

Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, что они должны принадлежать различным государственным органам. Порядок должен быть таким, чтобы одна власть сдерживала другую.

Ш. Монтескье считал, что эти принципы были воплощены на тот момент в государственном строе Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - королю, а судебная - присяжным. Для того времени учение Монтескье несло серьезные новации.

 

4. Сущность разделения властей

Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов между собой. Теорию разделения властей также определяют как систему контроля и равновесия. Каждая власть обладает своей сферой полномочий, закрытой для других, но влияет и на смежную сферу, в связи с наличием вопросов совместного ведения.

В европейских странах на сегодняшний день разделение властей не носит строго последовательного характера. В США граница разделения сфер деятельности властей является устойчивой не во всем. Так, время от времени появляются тенденции подмены конгресса президентом, вторжения Верховного суда в решение не только правовых, но и политических вопросов. Победа одной партии на выборах и президента, и конгресса означает, что разделение полномочий конгресса и президента является нормой, которая особой политической нагрузки не несет. Однако разделение властей сохраняется как гарантия от сосредоточения власти в одних руках, как потенциальное средство компромисса в случае возникновения острых разногласий.

Так каково же значение и место каждой ветви власти в осуществлении властных полномочий?

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права; формируется путем свободных выборов. Она вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан и контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией и правами человека. Законодательные органы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов.

В демократических государствах носителем законодательной власти является парламент, который бывает как двухпалатным, так и однопалатным (однопалатный парламент имеет большее распространение). В ряде стран действует простая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, другая - на основании территориальной пропорциональности.

Исполнительная (исполнительно-распорядительная) власть отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни; осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти заключается в том, что она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. Учитывая, что данная власть осуществляет свою деятельность преимущественно «за закрытыми дверями», то при отсутствии надлежащего сдерживания она неизбежно подминает под себя и законодательную, и судебную власти. Исполнительная деятельность должна быть основана, прежде всего, на законе и осуществляться в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти. Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечение и защиту его прав и свобод. Суд призван быть защитником права, пресекая его нарушения. Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную власти. Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность как подзаконных актов, так и самих законов. В отличии от двух других ветвей власти судебная власть имеет неизменную функцию - обеспечить соблюдение юридически установленного политического порядка. Следовательно, судебная власть не является элементом, определяющим весь политический режим, потому что не участвует непосредственно в осуществлении законодательного акта. В связи с этим, в основе классификации политических режимов (президентский, парламентский, авторитарный, режим ассамблеи) лежит структура отношений между законодательной и исполнительной властями. Имеются также режимы с разделением этих двух властей и их смешением. При этом возможно строгое разделение властей - президентский режим. Баланс в режимах смешанного типа может склониться в пользу органа - носителя законодательной власти (режим ассамблеи) или в пользу носителя исполнительной власти (авторитарный режим).[4] Из всего вышесказанного следует, что хоть органы власти и действуют самостоятельно, действуют они не в абсолютном обособлении. Самостоятельность их относительна: они тесно взаимодействуют друг с другом в пределах их полномочий. При этом должна действовать система «сдержек и противовесов», потому что власти должны контролировать действия друг друга.

 

Заключение

Принцип разделения властей, разработанный Дж. Локком и развитый Ш. Монтескье, на сегодняшней день часто приводится за основу структуры власти. Это связанно с тем, что данный принцип опирается на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия, синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений.

Триада властей - законодательной исполнительной и судебной - стала в политической науке классической формулой теории конституционализма. Принцип разделении властей, а также взгляды и идеи о свободах и правах человека, изложенные в трудах Ш. Монтескье и Дж. Локка, стали основой конституционных актах Франции и ряда других государств того времени, а также были закреплены в Конституции США; вошли они и в Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., которая, в частности, провозгласила: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Но были у принципа разделения властей и противники. Гегель, например, считал идею самостоятельности, независимости друг от друга властей ложной, якобы обосновывающей враждебность органов власти самой власти, ее единству как целого.

К. Маркс также не видел демократической ценности в теории разделения властей. Разделение властей в своих трудах он подменял деловым разделением труда. В ленинско-сталинских постулатах о государстве также не нашлось места для теории разделения властей.

Практика показала, что отрицание принципа разделения властей выражало приверженность к коммунистическому режиму, основанному на монополии власти, диктатуре узкого круга людей.

Ценность теории разделения властей состоит в том, что устанавливаются мощные институциональные гарантии против тенденции к полновластию одного из институтов власти. Действует правило несовместимости депутатского мандата с занятием руководящей должности в правительстве.

Однако нельзя абсолютизировать разделение властей. Если понимать этот термин буквально, то получается, что надо выбирать между целостностью государства, единством власти в обществе и разделением власти по какому-либо принципу. Разделению властей противоречит логика политической борьбы. Как известно, партии, придя к власти, делились ею с другими партиями в той мере, в какой их победа была относительной или стала результатом создания коалиции, избирательных объединений, блоков. В условиях действия мажоритарного принципа партия, имеющая устойчивое партийное большинство в парламенте, формирует правительство. Победивший на президентских выборах определяет направления внутренней и внешней политики в пределах полномочий, предоставленных конституцией и федеральными законами.

Теорию разделения властей не следует трактовать буквально. Там, где это разделение принято, речь идет о существовании механизмов, гарантирующих рассредоточенность властных полномочий в разных институтах.

Библиографический список:

Научная литература:

 

1. Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Бурсов А.В. Политология: курс лекций. - М.: Проспект, 2009. - 272 с.

2. Мухаев Р.Т. Политология. Конспект лекций: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2010. - 224 с.

3. Политология: учеб. пособие/ Г.Л. Акопов, С.А. Кислицын. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 350 с.

4. Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право.2000.№8. – С.18-24.

 

 

 



[1]              Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Бурсов А.В. Политология: курс лекций. - М.: Проспект, 2009. - С.127.

[2]              Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Бурсов А.В. Политология: курс лекций. - М.: Проспект, 2009. – С.131.

[3]              Мухаев Р.Т. Политология. Конспект лекций: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2010. - С.120.

 

[4]              Политология: учеб. пособие/ Г.Л. Акопов, С.А. Кислицын. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - С.178.

 


Информация о работе Дж. Локк и Ш. Монтескье о разделении властей