Демократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:24, реферат

Описание работы

Демократия (от греч. demos, народ и cratos, власть - народовластие) - одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства. демократия, демократизация и демократичность не одно и то же; демократизм - это характеристика режима, способов правления, применяемых методов, образ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическим, в принципе, может быть не только республиканское, ко и монархическое государства ("мягкий" либеральный режим), особенно современное, в котором монархия играет номинальную роль.

Файлы: 1 файл

Демократия.docx

— 34.11 Кб (Скачать файл)

 

Типолопгия демократии строится на разных институциональных уровнях и по различным критериям. Иа внешнем уровне, согласно юридически-институциональному критерию, ее тип определяется отношениями между законодательной и исполнительной властями и функциями судебной масти. При парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в т.н. парламентской республике), а та-от избирательного процесса. Парламент контролирует правительство и президента, может смещать их, утверждает глав администрации. При президентском правлении глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей, который только санкционирует его поведение, не переизбирая его. Президент формирует правительство и сам может его возглавить.

 

Иа более низком уровне демократии определяется системой политических партий в двух вариантах: двух- и многопартийных; однопартийная система не считается демократической. Другая ее характеристика - система партийных группировок (двух или многополярных), партийных Парламентских и непарламентских) оппозиций, с группировками в центре и на левом и правом флангах. С учетом партийных отношений, позиций политических элит и политической культуры общества различаются (АЛипхард) центробежные и центростремительные демократические режимы, а также поляризованные (по к.-л. признакам - несогласие с курсом той или иной власти, по поводу той или иной общественной проблемы) и неполяризованные. В политической и идеологической структуре демократии особую роль играет поведение и ориентация т.н. "элит" - правящих или близких к правлению группировок, которые могут разобщить демократические структуры, конкурировать либо вступать в коалиции, добиваться согласия и политически однородного демократического режима. Т.н. "согласительная демократия", в которой происходят переговоры в верхах, между лидерами, соперничающими по поводу политического направления страны или формирования правительства, устойчивее, стабильнее, чем конфликтная, рискующая своими политическими институтами и способная переродиться и допустить приход авторитарного режима.

 

Демократические режимы определяют и различают не только структуры  высших институтов - (макроуровней) власти, но и политические структуры среднего уровня государственных аппаратов, учреждений, органов управления. Г.Алмонд различает на этом основании три типа демократии: 1) с высокой независимостью подсистем -(партий, профсоюзов, групп давления и т.п. (Англия, США); 2) с ограниченной автономией (Франция, Италия и др.) и 3) с малой автономией (например, Мексика). Сложность демократических структур и отношений - отражение более общей проблематики отношений общества и государства, народа и власти, ее структур. демократии, в отличие от недемократических типов правления (тоталитарных, авторитарных), не упрощает их сильными н примитивными средствами давления, а усложняет. Исторический смысл усложнения исключителен: динамизм политических процессов, механизмов социальной и политической стабилизации отвечает динамике развития современного общества - гибкая, активно и быстро реагирующая на внутренние и внешние воздействия политическая организация демократического общества обеспечивает его стабильность, единство государства, решение жизненно важных задач общества эффективнее, чем жесткие, малоподвижные, старинные структуры иных режимов. Однако от власти и общества демократическое правление требует большего, чем авторитарные или тоталитарные - не простого умения повелевать и повиноваться, а обучения особой культуре политического поведения и такому знанию политической жизни общества, которое делает человека способным формировать демократию и жить в ее условиях. Еще более высокие требования демократии предъявляет к организации власти, особенно в специфической ситуации постколониального или посттоталитарного развития общества.

 

Функции государственной  власти в демократической политической организации общества определяются необходимостью охраны и развития демократии Для этого власть должна быть достаточно сильной. Но сильная власть на разных этапах демократического процесса может и должна вести себя различным образом. В условиях неокрепшей демократии, в начальный период становления демократического общества сильная власть легко превращается в диктатуру (авторитарную или тоталитарную). Единственный выход в этом случае - реальное участие общества в правлении, создание правовых, экономических, политических, идеологических условий для действенного социального контроля политики, формирование гражданского общества и правового государства, равновесие трех разделенных властей. Это сложный, порой и затяжной путь развития к такому состоянию государства и общества, когда правящие в нем силы допускают ограничение своей власти, т.е. отказываются от господства меньшинства и разделяют власть вместе с обществом, которое принимает активное участие в правлении. В то же время эта ситуация не должна переходить в "тиранию большинства" (по выражению Дж.Ст. Милля), особенно опасную, когда она облачена в форму представительного парламентского правления. Она способна переродиться в диктатуру парламента или парламентского большинства и перестает выражать подлинную волю и реальные интересы общества я ведет к борьбе с исполнительной властью, которая может перерасти в гражданскую войну, как это не раз бывало в истории. Исполнительная власть (правительства, президента, монархии) способна также противопоставить этой тирании насилие (как это и было, например, в эпоху войны короля и парламента в Англии в ХУП в.). В этой борьбе "масса", народ может пойти за властью (парламентской или исполнительной, либо за той и другой), авторитет которой определяется расколом общества на враждующие стороны, ее силой, жестокостью и способностью вовлекать массы в насилие, нередко вооруженное. Такая власть утрачивает демократические цели, интересы и связи с обществом. Псевдодемократическая власть становится не средством осуществления демократии, а подлинным ее противником. Особые черты расширения и интернационализации демократического процесса возникают в обществах, вступающих в эпоху демократического развития, не имея опыта того органического, многовекового движения к демократии, который приобрели в длительной борьбе за нее другие народы. Посттоталитарная или постколониальная демократия имеет свои особенности и формируется в весьма сложных условиях, общих для обществ, переживающих антитоталитарное либо антиколониальное обновление и специфических для каждой страны. Мировой опыт движения к демократии позволяет, тем не менее, вооружить обновляющееся общество знанием, которое, конечно, не заменяет и не исключает накопление собственного опыта такого общества, но значительно облегчает эту теоретическую и практическую работу и сокращает исторические сроки движения к демократии Специфические условия, задачи и проблемы становления демократии, ее воспроизводства в необычных политических, социальных и исторических условиях могут быть суммированы следующим образом.

 

Демократический политический процесс развивается неравномерно. Отнюдь не все исторические типы общества оказались в состоянии сформировать демократические политические порядки. Развитие демократии возможно только как органически присущий обществу процесс, необходимо связанный с  общим процессом общественного  развития; формирование или отсутствие демократии, в свою очередь, характеризует  общественный процесс, свойственный данному  обществу. Политическая демократия в  этом смысле исторична и не может  произвольно переноситься из общества одного типа в общество другой социальной природы, с иной культурой и другими  политическими традициями.

 

Отсюда вытекает важное следствие  для стран, не имеющих собственных  демократических традиций, особенно федеративных, сложно организованных, неоднородных в экономическом, культурном, национальном отношениях, поскольку  в них не может быть однородным и равномерным и демократическое  развитие. Для развития демократии необходимы сложившиеся и устойчивые социальные и политические ориентации общества и его руководства на развитие. Не следует в то же время  избегать использования демократического опыта особенно в странах, не имеющих  своего такого опыта; его отсутствие или недостаточность не фатальны. демократия - целостное общественное явление. В современном обществе не может быть подлинной демократии, если она не всеобща, существует для одной части населения (класса, слоя) и не существует для другой (античная демократия рабовладельческого общества для свободных, общинная демократия, цеховая и т.п.). демократия не может быть полноценной, если она избирательна, допускается в одних сферах жизни общества, в одних вопросах, но не в других, например, в общественном самоуправлении, но не в государственных учреждениях или не в производственных отношениях. Иначе говоря, демократия не допускает исключений из демократической процедуры. демократии - результат творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях. демократия несовместима с опекой сверху, со стороны каких-либо правящих сил. Патернализм неизбежно перерастает в бюрократический контроль демократического процесса. Но она нуждается в гарантиях, она слишком много дает обществу, чтобы подвергаться риску каких бы то ни было неконтролируемых воздействий на демократические преобразования. демократия, как показывает длительный опыт ее развития, гарантируется, во-первых, самим обществом, охраняющим это свое достояние, во-вторых, самими демократическими порядками и институтами, если они укоренились, в-третьих, политической властью, юридическими средствами, нормами культуры, морали. Гарантом демократии служит общественный контроль за ее конкретными, детальными проявлениями или срывами.

 

Общество учится демократии Но обучение демократии - достаточно длительный исторический процесс, но, поскольку  он известен в форме исторического  опыта целых цивилизаций, его  можно рационально и целенаправленно  ускорить, вводя многие оправдавшие  себя демократические процедуры  и правила. демократия - не каприз, не общественное излишество, а неизбежная историческая необходимость, для реализации которой и преобразуется, и обновляется общество. демократия не сводится к различного рода правам и свободам. Она должна быть активной, созидательной, включать позитивные, гражданские, нравственные, идеологические, политические убеждения и чувства. Осмысление и освоение мирового опыта означает для вступающих в демократический процесс обществ реальное равенство перед законом всех его граждан и органов управления; соблюдение конституционных прав; защиту общества и граждан от противоправных действий, откуда бы они ни исходили; совершенствование демократических форм и норм общежития; соответствие формально провозглашенных и реально действующих норм общественных отношений, права, управления; уважение к человеку, воспитание в нем чувства человеческого достоинства и подлинного доверия ко всем формам управления и к согражданам; устранение привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов власти и управления; информированность обо всех существенно важных внутренних и внешних событиях и процессах; отказ от принудительной опеки общества в сферах культуры, созидательного творчества, производственной деятельности; практику общественного обсуждения и дискуссий по вопросам местного самоуправления - организации обслуживания, транспорта, благоустройства, охраны природы и окружающей среды, досуга и т.п.; постоянный контакт населения с органами местного, государственного, экономического управления.

 

Развитие демократии обусловлено  ясным пониманием социальных функций  общественного контроля и общественной критики, играющих в обществе санитарную роль и взаимодействующих с контролем  сверху: более полное и содержательное понимание гласности, которое включает регулятивно-контрольные функции, возможность  взаимодействия с центральными аппаратами управления; целительный эффект гласности  и взаимного контроля, несмотря на возможную непривычность и болезненность  некоторых демократических процедур; стремление не бояться отдельных издержек гласности: поляризации общественного мнения, дискуссий между сторонниками различных взглядов, некоторых возможных крайностей во мнениях, с которыми демократическое общество справляется демократическими же методами. Необходимо учитывать, что сам по себе механизм полемики (при безусловном исключении противоправных позиций) является чрезвычайно важным и действенным средством социальной организации и контроля.

 

Для центральных институтов власти и аппаратов управления вступление в демократи­ческий процесс означает неэффективность и противодемократичность подмены одними органами и аппаратами управления других и их дублирование, обычное в тоталитарных и авторитарных системах управления; недопустимость снижения компетентности и ответственности, переход к командно-приказным методам руководства при таких подменах и дублировании; четкое разграничение функций разделенных властей; серьезную перестройку работы законодательных и исполнительных органов власти и местного самоуправления с целью максимально приблизить их к жизни населения, к его интересам и нуждам.

 

Общество должно иметь  компетентных представителей своих  интересов в органах власти, они, в свою очередь, должны быть ближе  к нуждам общества и отстаивать его  интересы без риторики и демагогии; народ же должен лучше знать своих  избранников. При соблюдении этих минимальных  условий демократия может стать  подлинным образом жизни общества и показателем ее социального  качества, фактором эффективного общественного  развития, обеспечит общественную активность народа и его производственную деятельность, будет стимулировать работу управления, послужит преодолению безразличия k действиям властей, позволит возродить  и активизировать деловую компетенцию  и гражданскую нравственность, чувство  долга и ответственного поведения  во всех сферах общественных отношений. демократия означает для обновляющегося общества формирование и развитие подлинной коллективности - важной социальной, культурной и политической силы, формирующей общество и человека демократического типа.


Информация о работе Демократия