Демократия: теория и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.

Содержание работы

Введение………………………………..……………………………………..…..2
Понятие демократии………………………………………………………3
Сущность демократии как политического строя……………………….6
Свобода и ответственность как сущностные элементы демократии….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 33.86 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ имени К. Г. Разумовского

 

Кафедра «Гуманитарных и социально-экономических наук» 

 
Контрольная работа 
 
по дисциплине «Политология»

 

на тему: «Демократия: теория и реальность»

специальности: ТПП

группа  2703  ЗФО

5 курса

учебный шифр 001449

Выполнил студент: Смирнова Н.В. _________________ (подпись)  

Проверила:

 

             

 

 

 

 
Москва 2015

Содержание.

                                                                                                                                                                            стр.

Введение………………………………..……………………………………..…..2

  1. Понятие демократии………………………………………………………3
  2. Сущность демократии как политического строя……………………….6
  3. Свобода и ответственность как сущностные элементы демократии….10

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В XX в. слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности? 

В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа». 

Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление. 

С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие. 

В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие демократии.

       Что  же такое «демократия»? Безусловно, не претендуя на какое-либо  «конечное», идеальное определение  этого сложнейшего понятия, мы  попытаемся представить наше  видение этой проблемы. Самое  простое определение демократии  – это власть народа.

Появление понятия «демократия» относится к античным временам. Происхождение его - греческое;  оно возникло, с одной стороны, как название конкретной политической практики ряда греческих городов и, с другой стороны, как оппозиция терминам «аристократия»,  «монархия», «тирания». Термин «демократия» состоит из двух слов: демос – народ и кратос – власть, т.е. народовластие. Именно это содержание «демократии» было закреплено в ряде теоретических работ, составляющих гордость греческой политической мысли, прежде всего у Аристотеля, по мнению которого «демократией нужно считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, будут иметь верховную власть в своих руках».

       Когда  античные мыслители, Платон и  Аристотель, отвечали на этот  вопрос, они имели в виду, прежде  всего демократию, как форму правления. Они различали формы правления  в зависимости от того, правит  ли один, немногие или весь  народ и устанавливали три  основных состояния: монархию, аристократию  и демократию. Однако и Платон, и Аристотель каждую форму  правления связывали с известной  формой общественной жизни, с  некоторыми более глубокими условиями  общественного развития. Оба они  имели определенный эмпирический  материал по вопросу развития  и смены политических форм, и  оба видели, что если есть в  государстве какая-то внутренняя  сила, на которой оно держится, несмотря ни на какие бедствия, то формы его меняются. Каждая  из этих форм может быть  хуже или лучше в зависимости  от того, следуют ли они по  пути закона или отступают  от него, имеют ли они в виду  общее благо или собственные  интересы правителей. Но все эти  формы подвижны и изменчивы. Ни  одна из них не является  «конечной» и идеально прочной. Это утверждение относилось в  том числе и к демократии. В  изображении Платона эта изменчивость  демократии превращается в порочный  круг: с одной стороны это лучшее  из правлений, все становятся  свободными, каждый получает возможность  устраивать свою жизнь по своему  желанию, однако с другой стороны, якобы, вследствие «отсутствия в  жизни людей твердого плана  и порядка» все здесь приходит  в расстройство. Изменчивость и  подвижность демократии отмечает  и Аристотель. Наиболее прочным  он считает демократический строй  у народов, живущих простой, близкой  к природе жизнью. Другие виды  демократии кажутся ему подверженными  изменениям, причем наихудшим видом он считает тот, в котором под видом господства народа правит кучка демагогов, в котором нет твердых законов, а есть постоянно меняющиеся предписания, в котором судебная система превращается в издевательство над правосудием.

       Европейский  гуманизм внес значительные «осложнения»  в «простоту» греческих определений. Древний мир знал только непосредственную  демократию, к которой народ (рабы, разумеется, за народ не считались) сам правит государством через  общее народное собрание. Понятие  демократии совпало здесь с  понятием демократической формы  правления, с понятием непосредственного  «народоправства». Хотя Руссо также  воспроизводил это греческое  словоупотребление, однако, именно  он создал теоретическое обоснование  более широкому пониманию демократии, которое утвердилось в наше  время. Он допускал, что с верховенством  народа могут быть совместимы  различные формы государственной  власти - и демократическая, и аристократическая, и монархическая. Тем самым он  открыл путь для нового понимания  демократии как формы государства, в котором верховная власть  принадлежит народу, а формы правления  могут быть разные.

       Позднее  понятие демократии было распространено  на все формы государства, в  котором народу принадлежит верховенство  в установлении власти и контроль  над нею. При этом допускалось, что свою верховную власть  народ может проявлять как  непосредственно, так и через  представителей. В соответствии  с этим демократия определяется  прежде всего как форма государства, в которой верховенство принадлежит  общей воле народа. Это есть  самоуправление народа, без его  различия на «черных и белых», «пролетариев и буржуазию», т.е. всей  массы народа в совокупности. Следовательно, демократической идее  одинаково противоречит всякое  классовое господство, всякое искусственное  возвышение одного человека над  другим, какими бы людьми они  ни были. Таким образом, классовая  демократическая теория, воспринятая  большевиками, являлась противоречием  самой себе.

       На основании  этих определений монархическая  Великобритания считается в том  числе современной теорией не  менее демократичной, нежели республиканская  Франция. Равным образом и ряд  других монархических стран, как  Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды  считаются несравненно более  демократическими, чем провозглашенные  таковыми многие государства  Африки или Латинской Америки.

       В этом  смысле современная политическая  мысль пришла к гораздо более  сложному представлению о демократии, чем то, которое встречается в  античности. Но в другом отношении  она не только подтвердила, но  и закрепила греческое понимание  существа демократии. Выдвинув в  качестве общего идеала государственного развития идеал правового государства, мы зачастую рассматриваем демократию как одну из форм правового государства. А так как с идеей правового государства неразрывно связано представление не только об основах власти, но и о правах граждан, правах свободы, то древнее определение демократии как формы свободной жизни здесь органически связывается с самим существом демократии, как формы правового государства.

       С этой  точки зрения демократия означает, возможно, полную свободу личности, свободу ее исканий, свободу состязания  мнений и систем. Если Платон  существо демократии усматривал  в том, что каждый человек получает  здесь возможность жить, в соответствии  со своими желаниями, то это  определение как нельзя лучше  подходит к современному пониманию  демократии. И сейчас идее демократии  соответствует, возможно, полное и  свободное проявление человеческой  индивидуальности, открытость для  любых направлений и проявлений  творчества и т.п. И хотя практически  демократия представляет собой  управление большинства, но, как  метко сказал Рузвельт, «лучшим  свидетельством любви к свободе  является то положение, в которое  ставится меньшинство. Каждый человек  должен иметь одинаковую с  другими возможность проявить  свою сущность».

      Исходя  из современного наполнения демократии  качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии  как образца, идеала, к которому  стремятся цивилизованные государства.

      Демократия  — политическая организация власти  народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого  в управлении государственными  и общественными делами; выборность  основных органов государства  и законность в функционировании  всех субъектов политической  системы общества; обеспечение прав  и свобод человека и меньшинства  в соответствии с международными  стандартами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность демократии  как политического строя.

Демократия имеет государственный характер:

      а) выражается  в делегировании народом своих  полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении  делами в обществе и государстве  как непосредственно (самоуправление), так и через представительные  органы. Он не может осуществлять  сам принадлежащую ему власть  и делегирует государственным  органам часть своих полномочий;

      б) обеспечивается  выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой  организации органов государства  в результате конкурентных, свободных  и честных выборов;

      в) проявляется  в способности государственной  власти оказывать воздействие  на поведение и деятельность  людей, подчинять их себе с  целью управления общественными  делами.

Демократия имеет политический характер:

      а) предусматривает  политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования  конкуренции, т.е. без оппозиции и  плюралистической политической  системы. Это находит проявление  в том, что демократия выступает  принципом деятельности политических  партий в борьбе за обладание  государственной властью. При демократии  учитывается многообразие политических  мнений - партийных и других, идеологических  подходов к решению общественных  и государственных задач. Демократия  исключает государственную цензуру  и идеологический диктат.

      Законодательства  развитых западных государств  закрепляют ряд принципов, которыми  должен гарантироваться политический  плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах;

3) тайное голосование; 4) прямые  выборы и т.п. Необходимо вспомнить, что ст. 15 Конституции Украины  провозглашает: «Общественная жизнь  в Украине основывается на  принципах политического, экономического  и идеологического многообразия. Никакая идеология не может  признаваться государством как  обязательная. Цензура запрещена»;

      б) основывается  на политическом равноправии  граждан на участие в управлении  делами общества и государства  и, прежде всего, равенстве избирательных  прав. Такое равенство дает возможность  выбора между различными политическими  вариантами, т.е. политическими возможностями  развития.

Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.). Законом Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах человека.

      Демократия  предусматривает законность в  качестве режима общественно-политической  жизни. Режим общественно-политической  жизни выражается в требованиях  ко всему обществу - ко всем  субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным  органам - учреждаться и функционировать  на основе строгого и неуклонного  исполнения правовых норм. Каждый  орган государства, каждое должностное  лицо должны иметь столько  полномочий, сколько необходимо, чтобы  создать условия для реализации  прав человека, их охраны и  защиты.

      Демократия  предполагает взаимную ответственность  государства и гражданина, которая  выражается в требовании воздерживаться  от совершения действий, нарушающих  их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины подчеркнуто: «Государство отвечает перед  человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав  и свобод человека является  главной обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах  между государством и гражданином  является независимый и демократический  суд.

Информация о работе Демократия: теория и реальность