Демлократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

Демократия - одно из наиболее употребляемых и в то же время не проясненных понятий политической жизни и политической науки.
На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии

Файлы: 1 файл

демократя.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и сущность  демократии

Демократия - одно из наиболее употребляемых  и в то же время не проясненных  понятий политической жизни и  политической науки.

На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:

1) Первый подход - этимологический,  т.е. рассматривающий происхождение  и изначальное значение термина  «демократия». То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия - это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством.

Но подобный подход к пониманию  природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке  составляющее его корень слово «демос»  одновременно означает народ, толпу, чернь  и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия «демократия» снова от нас ускользает.

2). Второй поход - нормативный  - состоит в понимании демократии  как определенного идеала общественного  устройства, основанного на принципах  свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.

Сразу же бросающаяся в глаза  слабость данного подхода состоит  в том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества (в реальности зачастую недостижимы  даже формальная свобода и равенство, а братство - вообще не политическая категория), противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет равенство, а равенство - свободу).

3). Третий подход - социально-политический - трактует демократию как массовое общественное движение за осуществление демократических целей и идеалов. Как полагают специалисты по политической истории, оно возникло в Новое время в странах Европы под флагом борьбы с абсолютизмом за права третьего сословия, пережило несколько волн и продолжает действовать и поныне.

Слабость этого подхода к  пониманию природы демократии заключается  в том, что остается неясной связь  массового устремления к демократии, массовых движений под демократическими лозунгами с реальным достижением демократии.

4). Четвертый подход - так называемая  «гражданская теория демократии»  (российский политолог В. Махнач  и др.) - рассматривает ее не  просто как власть большинства  (толпы), а именно как власть  сознательных, активных, цивилизованных и политически культурных граждан. Главной проблемой понимаемой таким образом демократии является то, что такие граждане, как правило, составляют меньшинство общества.

5). Пятый подход - негативный - рассматривает  демократию буквально как власть черни и толпы, власть людей с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои. Слабость этого подхода - в его очевидной односторонности, поскольку ни в одном социальном явлении, тем более таком сложном и многогранном, нельзя видеть одни только отрицательные стороны.

6). Шестой подход - эмпирический - призывает отойти от рассмотрения идеальных и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая она есть на самом деле.

С позиций этого подхода демократия представляется как форма правления, основанная на свободной и честной конкуренции политиков в борьбе за власть с добавлением еще некоторых признаков - подотчетность правительства парламенту, власть закона, открытость общества, уважение к частной собственности и правам граждан, и т.д.

С точки зрения известного американского  политолога Р. Даля, современная развитая демократия опирается на семь основных институтов:

1). Суверенитет народа и выборность  высших должностных лиц - т.е.  народ как высший источник  власти выбирает политических руководителей и может периодически сменять их;

2). Свободные и честные выборы - т.е. выборы с реальной конкуренцией  и равенством шансов претендентов, без всякого принуждения избирателей  к голосованию;

3). Всеобщее голосование, т.е.  положение, когда практически все взрослые дееспособные граждане имеют право голосовать на выборах;

4). Право претендовать на выборные  должности, которым также должны  обладать практически все дееспособные  взрослые граждане;

5). Свобода слова - т.е. граждане  должны иметь право свободно выражать свое мнение по самому широкому кругу политических и общественно значимых вопросов, критиковать политическую власть, ее политику и господствующую идеологию;

6). Альтернативная информация - т.е.  в демократическом государстве  помимо официальных должны существовать альтернативные источники информации, к которым граждане могли бы регулярно обращаться;

7). Независимость организаций - граждане должны иметь право  с целью защиты своих интересов  создавать независимые от государства  объединения - ассоциации, политические партии, группы давления, и т.д.

Для функционирования всякого режима необходимо соблюдение определенных процедурных норм и уважение гражданских прав. К условиям, необходимым для функционирования и существования современной политической демократии относятся следующие:

1. Контроль за решениями правительства  конституция возлагает на выборных  официальных лиц. 

2. Эти официальные лица периодически  избираются в ходе честно проводимых  выборов, исключающих по возможности  всякое принуждение. 

3. Практически все взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.

4. Практически все взрослое население  имеет право претендовать на  выборные должности. 

5. Граждане имеют право выражать  свое мнение, не опасаясь серьезного  преследования по политическим мотивам.

6. Граждане имеют право  получать информацию из альтернативных  источников. Альтернативные источники  информации находятся под защитой  закона.

7. Граждане имеют право  создавать относительно независимые  ассоциации и организации, включая  политические партии и группировки по интересам.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

В зависимости от форм участия  народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию.

 В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.

Прямая демократия сегодня  используется организациях и небольших  сообществах (городах, общинах) как  самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

 

Плебисцитарная демократия представляет собой голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом, что в дословном переводе - народное решение. В отличие от прямой, плебисцитарная демократия предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения.

В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

Современную демократию обычно характеризуют  как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии и форм их выражения. Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп - социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п.

Преимущества демократии заключаются  в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессы.

2. Основные исторические формы  и современные теории демократии

Неоднозначность феномена демократии определяется не только расхождениями  в понимании ее природы, но также  длительной эволюцией ее исторических форм. Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая. По их наблюдениям, в рамках родового первобытнообщинного строя все взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса, в т. ч. в Совете рода, который выбирал руководителей рода, принимал решения об объявлении войны и о принятии в род посторонних. В то же время в рамках составленного из отдельных родов племени все решения принимал совет из старейшин и военных вождей, т. е. имело место аристократическое правление. Основными признаками родовой демократии являлись следующие: 1) Она существовала в замкнутых родовых коллективах и не распространялась на племенной уровень;

2) Отсутствовали разделение управленческого  и исполнительского труда, не было специализированного аппарата управления и принуждения;

3) Власть вождей и  старейшин опиралась не на  институты принуждения, а на  традиции и моральный авторитет.

Очевидно, что подобная форма демократии была несовершенной  и могла существовать лишь в неразвитом обществе.Следующей исторической формой демократии была т. н. рабовладельческая афинская. Начало ей положили знаменитые реформы архонта (верховного правителя) Солона, которые он осуществил в 6 в. до н э. , перераспределив земельные владения от аристократии в пользу широких слоев свободных граждан и закрепив их право собственности законом. Как полагает известный российский востоковед Л. С. Васильев, именно в результате реформ Солона возник общественный строй, опирающийся на юридически закрепленную частную собственность (чего не было нигде больше в Древнем мире), и создались условия для дальнейшего развития свобод и начал демократии в Европе и на Западе в последующее время. В числе особенностей афинской демократии можно назвать следующие:

1) Высшая власть в полисе Афины принадлежала народному собранию, контролирующей деятельность исполнительной власти полиса (т. е. совета царей); 2) Правовое равенство свободных граждан;

3) Максимальное снижение  имущественных цензов для участвующих  в народном собрании и поощрение малоимущих к исполнению их гражданских прав; 4) Могла существовать только в условиях рабовладения и рабского труда, освобождающего свободных граждан для участия в политике;

5) Могла действовать только в  масштабах отдельного города (полиса), т. к. деятельность народного  собрания в масштабах среднего  или крупного государства невозможна;6) С утратой авторитетных руководителей,  с ростом социального неравенства  и с усилением влияния черни афинская демократия превращалась в деспотию большинства, а народное собрание - в место сведения счетов: происходили расправы бедных над богатыми, преследование инакомыслящих, казни полководцев за военные поражения. Следующая историческая форма демократии - демократия т. н. классического либерализма, которая утвердилась в Новое время в результате религиозной Реформации.

Основные принципы демократии классического  либерализма таковы: отделение индивида от общества и государства, разграничение  государства и гражданского общества, уважение прав меньшинства, правление на основе законов и минимальное вмешательство государства в экономику и т. д. Практически все вышеперечисленное входит в число характеристик современного либерализма как политической идеологии.

На основе этих принципов формируется  современная модель т. н. либеральной  демократии, основными характеристиками которой являются:

1) Индивидуализм, признание личности  первичным и главным источником  власти, приоритет прав индивида  перед законами государства;

2) Формальный характер: свобода  понимается не как активное  участие граждан в политике, а  как отсутствие принуждения и  ограничений в индивидуальной  деятельности;

3) Парламентаризм, преобладание представительных  форм в политике (т. е. парламент  выступает как высший выразитель воли всего народа); 4) Ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, как следствие - его невмешательство в частную сферу и в экономику;

5) Ограничение власти большинства  над меньшинством: гарантия неотъемлемых прав меньшинства и отдельной личности.

Все вышеназванное вполне естественно  определяет и очевидные недостатки либеральной демократии. Во-первых, это прежде всего ее декларативный  характер для бедных в условиях социального неравенства, во-вторых - ограниченность из-за ставки на голосование как на основную форму участия граждан; в-третьих - ее слабость из-за недооценки роли государства в деле управления обществом, а также из-за культивирования неограниченного индивидуализма, на деле ведущего к торжеству анархии и распаду общества. Кроме того, неясно, как подобная модель демократии может быть реализована в африканских и азиатских обществах с их сильными авторитарно-коллективистскими традициями.

Поскольку классическая либеральная демократия за свои недостатки подвергается сегодня серьезной критике и ревизии, имеет смысл рассмотреть существующие на сегодня альтернативные теории демократии:     

Общими принципами этой теории демократии являются:

1) Народ, класс, нация или раса  рассматриваются как единое целое с неделимой волей и общими интересами;

2) Народ должен осуществлять  политическую власть напрямую, не  отчуждая ее в пользу государства  или отдельных институтов;

3) Каждый представитель народа  должен непосредственно участвовать в делах управления;

4) Для реализации народовластия  народ должен стать единым  целым в политическом плане;

Информация о работе Демлократия