Белое движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:22, реферат

Описание работы

Бе́лое движе́ние — военно-политическое движение разнородных в политическом отношении сил, сформированное в ходе Гражданской войны 1917—1923 годов в России с целью свержения советской власти. Включало в себя представителей как умеренных социалистов и республиканцев, так и монархистов, объединённых против большевистской идеологии и действовавших на основе принципа «Великой, Единой и Неделимой России». Белое движение было крупнейшей антибольшевистской военно-политической силой во время Гражданской войны в России.

Файлы: 1 файл

Белое движение.docx

— 27.37 Кб (Скачать файл)

 

Новосибирский национальный исследовательский

государственный университет

Экономический факультет 

Кафедра истории России

 

Альтернативное  сообщение

 

 

Тема: «Белое движения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент ЭФ, 1 курс(гр.13706) А.И.  Голубничий Проверил: Кандидат ист.наук, доцент Е.Ф.Семенов

 

 

 

 

 

Новосибирск - 2013


Введение

Бе́лое движе́ние — военно-политическое движение разнородных в политическом отношении сил, сформированное в ходе Гражданской войны 1917—1923 годов в России с целью свержения советской власти. Включало в себя представителей как умеренных социалистов и республиканцев, так и монархистов, объединённых против большевистской идеологии и действовавших на основе принципа «Великой, Единой и Неделимой России». Белое движение было крупнейшей антибольшевистской военно-политической силой во время Гражданской войны в России.

 

Признаки Белого движения

 

  1. Белое движение было организованным военно-политическим движением против советской власти и союзных ей политических структур, его непримиримость по отношению к советской власти исключала какой-либо мирный, компромиссный исход Гражданской войны.
  2. Белое движение отличала установка на приоритет в военное время единоличной власти над коллегиальной, а военной — над гражданской. Для белых правительств было характерно отсутствие чёткого разделения властей, представительные органы или не играли никакой роли или имели лишь совещательные функции.
  3. Белое движение пыталось легализовать себя в масштабе всей страны, провозглашая свою преемственность от дофевральской и дооктябрьской России.
  4. Признание всеми региональными белыми правительствами общероссийской власти адмирала А. В. Колчака приводило к желанию достичь общности политических программ и координации военных действий. Решение аграрного, рабочего, национального и других основных вопросов было принципиально схожим.
  5. Белое движение имело общую символику: трёхцветный бело-сине-красный флаг, герб. [3]

Несмотря на то, что в  идеологии Белого движения существовали серьёзные расхождения, в нём  доминировало желание восстановления в России демократического, парламентского политического устройства, частной  собственности и рыночных отношений

По мнению деникинского генерала П. И. Залесского, и соглашавшегося с ним лидера партии кадетов П. Н. Милюкова, положившего эту мысль в основу своей концепции Гражданской войны в труде «Россия на переломе», белогвардейцы (или белоармейцы, или просто белые) — это гонимые большевиками люди всех слоёв русского народа, которые силой событий, из-за убийств и насилия, были вынуждены взяться за оружие и организовать белогвардейские фронты. [4]

Костяк Белого движения составляло офицерство старой русской армии. При этом, подавляющее большинство младших офицеров, а также юнкеров вышло из крестьян. Крестьянское происхождение имели и самые первые лица Белого Движения — генералы Алексеев, Корнилов, Деникин и другие.

 

Цели и идеология 

Значительная часть русской  эмиграции 20—30-х годов XX века во главе  с политическим теоретиком И. А. Ильиным, Главнокомандующим Русской Армией генерал-лейтенантом бароном П. Н. Врангелем и князем П. Д. Долгоруковым ставили знак равенства между понятиями «Белая идея» и «государственная идея». В своих работах Ильин писал о колоссальной духовной силе противобольшевистского движения, которая проявлялась «не в бытовом пристрастии к родине, а в любви к России как подлинно религиозной святыне»[5]. Современный учёный и исследователь В. Д. Зимина подчёркивает в своём научном труде: «Для него Белая идея — это идея религиозности и одновременно борьбы «за дело Божье на земле». Без этой идеи «честного патриота» и «русского национального всеединства», по убеждению русского философа, «белая» борьба была бы обычной Гражданской войной.» 
На время Гражданской войны Белые правительства ставили перед собой задачу свержения советской власти и установления на удерживаемых территориях режима военной диктатуры. При этом вновь вводилось в силу законодательство, действовавшее в Российской империи до революции, скорректированное с учётом приемлемых для Белого движения законодательных норм Временного правительства и законов новых «государственных образований» на территории бывшей Империи после Октября 1917 г. Политическая программа Белого движения в области внешней политики провозглашала необходимость соблюдения всех обязательств по договорам с союзными государствами. Казачеству было обещано сохранение самостоятельности при формировании собственных органов власти и вооружённых формирований. При сохранении территориальной целостности страны для Украины, Кавказа и Закавказья рассматривалась возможность «областной автономии». 

Причины упадка белого движения

 

1. Ни одна из белых армий не  смогла создать эффективную структуру  власти в районах, находившихся  под их контролем и справиться  с гражданским управлением. [9] 
2. Другая причина — в стратегическом положении белых и красных сил.

Большевики, удерживая в своих  руках в течение 1919 г. управление промышленным сердцем России с развитой сетью железных дорог, сходившихся к Москве, имели возможность свободного маневрирования резервами на угрожаемые направления, чего были лишены белые, разобщенные огромными расстояниями и обладая главным образом зернопроизводящими районами с крестьянским населением. Так, в докладе главного командования Антанты от 15 марта 1919 г., в котором шла речь о состоянии и боеспособности всех белых армий, положение в Западной Сибири оценивалось следующим образом: «...фронт в Западной Сибири пока оборонительный фронт, на котором не может быть предпринято никаких серьезных усилий и где союзники должны ограничиться сохранением достигнутого положения». Однако 4 марта началось решительное наступление Колчака от Урала к Волге, хотя соответствующая директива была отдана еще 6 января, а повторная — 15 февраля, то есть за два и за один месяц до составления доклада.[10]

3. Как ни парадоксально, но одной  из причин поражения белого  движения в годы гражданской  войны стала его приверженность  национальной идее. Политика общенационального  объединения всех слоев российского  общества была эффективной до  тех пор, пока на европейском  театре военных действий продолжалась  мировая война и усиление эксплуатации России австро-германским блоком с целью мобилизации ее ресурсов для противодействия державам Антанты вызывало все большее неприятие в российском обществе. Однако окончание первой мировой войны в ноябре 1918 г. неминуемо изменило сам характер вооруженной борьбы с большевизмом, превращая войну за независимость России от «германского ставленника» в гражданскую с целью достижения определенных политических целей. Когда в докладе «Об отношении пролетариата к мелкобуржуазной демократии» 27 ноября 1918 г. В.И.Ленин заявил, что «история сделала так, что патриотизм теперь поворачивается в нашу сторону», то этим он показал, что большевики прекрасно учли в своей политической работе смену характера внутрироссийской борьбы.[11]

4. И, наконец, главная субъективная  причина. Она заключалась в  морали. «Те высокие нравственные  принципы, на которых была заложена  Добровольческая армия, — писал в одной из своих статей эмигрантский писатель П.И.Залесский, — тот рыцарский дух, который она носила в себе в первые дни своего существования, постепенно исчез, испарился...» Политические амбиции и неуемное честолюбие в штабах и белых правительствах оказывали разлагающее действие на белый тыл. Склоки, «зависть, обман, болезненная подозрительность, — как вспоминал А.К.Кельчевский, — интриги на почве честолюбия, неспособность поступиться своими личными выгодами и интересами в угоду общего дела...», вряд ли все это могло служить целям белого движения. Таким образом, как и в случае с правительством А.Керенского, падение морали в тылу стало, в конечном счете, мостиком к внутреннему распаду белого движения в годы гражданской войны.

 

Заключение

 

Гражданская война — это величайшая трагедия России и именно под таким углом стремился подходить автор данной работы к оценке тех давних событий.

В этой борьбе каждый отстаивал свое понимание справедливости. Трагедия белого движения в том, что неся в  себе высокий нравственный заряд  жертвенности во имя интересов России и правильное их понимание, оно не сумело найти адекватных путей к  думам и чаяниям всех слоев  населения и, тем самым, вынуждено  было уйти в изгнание.

Его зарождение следует связывать  с возникновением в высшем командном  составе и некоторых кругах российской общественности оппозиции курсу  Временного правительства. Неспособность  власти справиться с обрушившимся на нее грузом повседневных проблем  и обеспечить активные действия армии  на фронтах первой мировой войны  привела к тому, что правительство  оказалось во внутренней изоляции. Это и стало в конечном счете причиной успешного исхода октябрьского переворота, совершенного большевиками. Насколько были разобщены между собой общественные и политические силы страны свидетельствует такой факт, что захватчикам власти не было оказано никакого сколько-нибудь серьезного сопротивления. И это несмотря на то, что как показала проведенная месяц спустя избирательная кампания в Учредительное собрание, большевики не пользовались особым авторитетом в народе и проиграли выборы.

Таким образом, рассматривая проблему, мы можем придти к следующему определению белого движения: БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ — это самостоятельное военное и общественно-политическое течение, выражавшее либерально-консервативные взгляды части русского общества по объединению всех его слоев на общенациональной платформе организации эффективного сопротивления внешней угрозе целостности и независимости страны со стороны блока Центральных держав, а затем принявшее противобольшевистский характер. Оно выступало за определение демократическим путем будущего России в Учредительном собрании в соответствии с идеями Февральской революции, за сотрудничество с передовыми государствами мира на основе приоритета национальных интересов, а также за сохранение культурных и религиозных ценностей, накопленных многовековой историей российского народа.

 

Литература: 
1. Красный террор в годы Гражданской войны: По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. / Под ред. докторов исторических наук Ю. Г. Фельштинского и Г. И. Чернявского — London, 1992. 
2. Цветков В. Ж. Белое движение // Большая российская энциклопедия: В 30 т. Т. 3 : «Банкетная кампания» 1904 - Большой Иргиз / Председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов, отв. ред. С. Л. Кравец. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. 
3. Цветков В. Ж., 2008, с. 33−35. 
4. Залесский П. И. Возмездие: (Причины русской катастрофы). Берлин, 1925. стр.222 
5. Ильин И. А. Идеология и Белое движение // Возрождение — Париж, 15 мая 1926. 
6. Волков С. В. Почему РФ − не Россия. Невостребованное наследие империи. — Вече, 2010. — 352 с. — (Русский вопрос). — 4000 экз.   
7. Волков С. В. Белое движение и современность 
8. Ильин И. А. Белая Идея 
9. Цит. по: Лукомский А. С. Из воспоминаний //Архив русской революции. -Т. 6. -С. 132–133. 
10. Эйхе Г. Х. Указ. соч. -С. 192–193. 
11. Ленин В. И. Полн. собр. соч. -Т. 37. -С. 216.


Информация о работе Белое движение