Авторитарная традиция в российской политической истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:50, реферат

Описание работы

Реальная власть концентрируется в руках правящей элиты, отбор в которую происходит в порядке специальной процедуры. Для авторитаризма характерны чрезмерный централизм, монополизация власти элитой, строгая иерархия в отношениях между её членами, прямая опора на военно-карательный аппарат, широкое использование террористических методов расправы с оппозицией. Верховная власть в авторитарном государстве обычно сосредоточена в руках "лидера" (фюрера, дуче, каудильо и т. п.). Авторитарной идеологии присущи демагогия, использование расовых, националистических, религиозных и иных мифов, апелляция к непререкаемому авторитету "лидера".

Содержание работы

Введение……………………………………...……………………………………3
1.Характеристика авторитарного режима…………………………………. …...4
2. Традиции авторитаризма в системе государственных учреждений России…………………………………………………………………………….5
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14

Файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ.docx

— 31.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Политология»

на тему: «Авторитарная традиция в российской политической истории»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………...……………………………………3

1.Характеристика авторитарного режима…………………………………. …...4

2. Традиции авторитаризма  в системе государственных учреждений  России…………………………………………………………………………….5

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние), антидемократическая система политического властвования. Характерна для наиболее реакционных политических систем капиталистических государств (фашистские режимы в Германии, Италии, Испании и др.). Авторитаризм - такая форма правления и политического режима тоталитарного типа, при которой процедура демократических решений или вовсе отсутствует, или носит фиктивный, показной характер: власть не формируется и не контролируется народом, он не имеет гарантий перед лицом абсолютно бесконтрольной авторитарной власти.

Реальная власть концентрируется в руках правящей элиты, отбор в которую происходит в порядке специальной процедуры. Для авторитаризма характерны чрезмерный централизм, монополизация власти элитой, строгая иерархия в отношениях между её членами, прямая опора на военно-карательный аппарат, широкое использование террористических методов расправы с оппозицией. Верховная власть в авторитарном государстве обычно сосредоточена в руках "лидера" (фюрера, дуче, каудильо и т. п.). Авторитарной идеологии присущи демагогия, использование расовых, националистических, религиозных и иных мифов, апелляция к непререкаемому авторитету "лидера". Авторитарная власть постоянно культивирует в массах фанатизм и поддерживает страх. Общий кризис капитализма характеризуется свёртыванием буржуазной демократии, тенденцией к автократическим и фашистским методам управления.

 

 

 

 

 

1.Характеристика  авторитарного режима

Одним из наиболее распространенных в истории типов политического режима является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарному политическому режиму присущи следующие черты:

  1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
  2. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
  3. Опора (реальная или потенциальная) на силу.
  4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
  5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
  6. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

У авторитаризма есть как достоинства, так и слабые стороны. Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.  
Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

2. Традиции авторитаризма  в системе государственных учреждений  России

Традиции авторитаризма – слепого беспрекословного подчинения власти – заложены были в абсолютном характере власти, принадлежащей российским государям. В царской России не было пределов верховной власти императора. Статья 1 Свода законов Российской империи (1845 г.) гласила: «Император Российской есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Вся система государственных учреждений России XVIII – XX вв. представляла собой механизм реализации в жизнь верховной воли государей.

Это хорошо видно на примере истории введения в России представительного учреждения, способного отражать и закреплять в законодательстве интересы всех сословий и групп общества, которые верховная власть должна была бы учитывать во внутренней политике. Народное представительство имело на Руси многовековую историю. Так, в XI—XII вв. народ через вече (народные собрания) влиял на ход общественно-политической жизни Руси.

В XVII в. народное одобрение являлось обязательным условием легитимности важнейших государственных событий. Власть царя ограничивалась Боярской думой, Земским собором, «Освященным собором» во главе с Патриархом. Уложение 1649 г. признало законодательными источниками боярские приговоры наравне с государевыми указами. Неразделимость власти царя и Думы отразилась и в общей законодательной формуле: «Царь указал и бояре приговорили». Петиции земских соборов имели для государя значение непререкаемого голоса народа и непременно учитывались при издании соответствующих узаконений.

При Петре I ситуация кардинально изменилась: власть монарха приобрела самодержавный характер. При первой же возможности он навсегда избавился от Патриарха, Боярской думы, «Освященного собора» и перестал созывать Земские соборы.

Позднее некоторые крупные государственные деятели России предлагали различные планы введения народного представительства. В 1767—1768 гг. Екатерина II организовала работу Уложенной комиссии. По замыслам императрицы, Комиссия должна была стать представительным органом, охватывающим все население страны, за исключением крепостных крестьян и духовенства, во всех регионах. Комиссия на короткое время явилась первой трибуной свободного изложения общественного мнения.

В начале XIX в. М.М. Сперанский выдвинул идею создания Государственной думы. Однако поддержать предложение М.М. Сперанского Александр I не решился. Эту идею отвергал и Николай I. Александр II противился не только конституционному режиму, но и любому шагу к нему, даже в форме бесправных депутатских комиссий, предварительно, до Государственного совета, изучающих законопроекты.

Созданный в 1810 г. Государственный совет стал не представительным, а бюрократическим учреждением. Его члены, количество которых с 1810 по 1890 г. увеличилось с 35 до 60 человек, назначались императором из числа влиятельных чиновников, нередко вышедших в отставку. В состав Совета по должности входили и министры. С момента образования Государственного совета все законы должны были предварительно обсуждаться в нем, прежде чем поступить на утверждение императора, что привело в XIX в. к единообразному контролю над законотворческой деятельностью правительственных ведомств, упорядочивало законодательство и затрудняло его пересмотр из личных и узковедомственных побуждений.

Александр II, зачастую пренебрегая законодательными путами и нарушая права Государственного совета, принимал единоличные решения, которые должны были предварительно пройти процедуру обсуждения в законосовещательном учреждении. Не доверял Государственному совету обсуждение серьезных законопроектов и Александр III.

Николай II предпочитал рассматривать важные вопросы в узком кругу приближенных. В 1906 г. Государственный совет был преобразован в верхнюю палату парламента. Половина ее членов назначалась царем, а 74 человека из 98 избираемых членов представляли крупных землевладельцев. Получив право вето на решения Государственной думы, Государственный совет стал явным противовесом в законотворческом процессе, превратившись в одно из основных орудий консервативных правительственных кругов в их попытках замедлить ставшие необходимыми преобразования в стране.

Совет министров — главный орган исполнительной власти, назначался императором без участия Государственной думы (даже председатель Совета министров не обладал правом смены министров, это была компетенция государя). Вследствие этого Совет министров не нес перед Думой никакой ответственности за проводимую политику.

Во всей российской истории государи пытались обходить официальные совещательные органы власти, отдавая предпочтение обсуждению и принятию решений в узком кругу приближенных лиц.

После Октябрьской революции 1917 г. в систему государственных учреждений России были внесены принципиальные изменения. На конституционной основе была создана стройная система Советов. Верховная власть стала принадлежать Всероссийскому съезду Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — ВЦИК Советов, который являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Новая система власти открывала возможность участия в управлении представителей тех слоев населения, кто до недавнего времени был устранен от принятия важнейших государственных решений.

В период тяжелой болезни В.И. Ленина в составе Политбюро ЦК возникло так называемое руководящее ядро, или «тройка», в состав которого вошли Сталин, Каменев и Зиновьев. Возглавив Политбюро, «тройка» не просто попыталась взять на себя функцию главного руководящего центра, но и фактически повела линию на недопущение к рычагам реальной власти других членов Политбюро.

Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным сосредоточило в своих руках ранее несвойственные ему функции — правительственную и законодательную. Оно решало не только принципиальные политические и социально-экономические проблемы, но и до мелочей стремилось контролировать ситуацию в стране.

Рычагами, посредством которых Политбюро осуществляло свою власть, служили высшие государственные органы и правления общественных организаций, чья компетенция определялась Конституцией СССР.

Центральным звеном сложившейся централизованной системы подготовки проектов государственных решений в СССР выступали специализированные структуры ЦК КПСС, которые координировали деятельность министерств и ведомств, различных научных институтов. Подготовленные ими записки, проекты решения проходили согласование в секретариате ЦК и только после этого выносились на заседание Политбюро ЦК.

В созданном Сталиным механизме разработки и принятия решений партии главная роль отводилась лично ему, а совещательная — членам Политбюро ЦК.

Если при Ленине съезды и конференции созывались ежегодно, а пленумы Центрального Комитета проводились как минимум раз в месяц, то при Сталине все стало иначе. На протяжении 13 лет (с марта 1939 г. по октябрь 1952 г.) партийные съезды вообще не созывались. Все важнейшие вопросы жизни партии и страны со времени XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б) решались либо Политбюро ЦК, послушно выполнявшим волю Сталина, либо им единолично.

После смерти И. Сталина принципиальных изменений в гиперцентрализованном механизме подготовки и принятия важнейших решений не произошло. Менялся лишь состав узкого круга лиц. В марте 1953 г. «коллективное руководство» состояло из Г. Маленкова, Л. Берии, Н. Хрущева.

С 1985 г. начались изменения в процессе подготовки и принятия внутриполитических решений. По свидетельству бывшего председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова, принципиальные вопросы развития экономики стали выноситься на заседание Политбюро не отраслевыми отделами ЦК КПСС, как это было раньше, а аппаратом правительства. С введением в 1990 г. поста Президента СССР функции, которые раньше выполняло Политбюро ЦК, переместились к Президентскому Совету. Политбюро с этого времени фактически перестало существовать. Все основные вопросы внутренней и внешней политики, принципиальные экономические вопросы стали рассматриваться в Президентском Совете до ноября 1990 г. или на совместных заседаниях с Советом Федерации, а позже на Совете безопасности СССР.

Наряду с высшим представительным органом власти Верховным Советом СССР был создан второй — съезд народных депутатов СССР как продолжение съездов Советов, существовавших в 1917-1936 гг.

С развалом СССР в России, наконец, был реализован принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная ветви власти призваны были уравновешивать друг друга. Вместе с тем исторически сложившаяся политика подготовки и принятия государственных решений, несмотря на создание новых учреждений власти, не претерпела серьезных изменений. Она воспроизвела худшие черты прошлого — авторитаризм, кастовость, секретность.

Информация о работе Авторитарная традиция в российской политической истории