Арабо-израильский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:09, контрольная работа

Описание работы

Под «арабо-израильским конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

Содержание работы

Введение 3
1 Причины арабо-израильского конфликта 4
2 Исторический ход арабо-израильского конфликта 8
3 Попытки разрешения арабо-израильского конфликта 12
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение А Динамика изменения территорий в
ходе арабо-израильским конфликтом 26

Файлы: 1 файл

Арабо-израильский конфликт - копия.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение    3

1 Причины арабо-израильского конфликта      4

2 Исторический ход арабо-израильского конфликта     8

 3 Попытки разрешения арабо-израильского конфликта    12

Заключение           22

Список использованных источников    24

Приложение А Динамика изменения территорий в 

                           ходе арабо-израильским конфликтом    26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под «арабо-израильским  конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и  арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

В рамках этого крупномасштабного  явления принято выделять региональный «палестино-израильский конфликт», обусловленный столкновением интересов  Израиля и палестинских арабов, усугубляемый религиозной, культурной и межнациональной  рознью.

Одна из главных спорных проблем  касается принадлежности Палестины  и Иерусалима, которые каждая из сторон считает своей исторической родиной и религиозной святыней. Ситуация осложнялась столкновением  интересов ведущих мировых держав в регионе Ближнего Востока, ставшем для них ареной политического, а иногда и военного противостояния.

На ход арабо-израильского конфликта  и возможности его урегулирования определяющее воздействие оказывает  позиция непосредственных участников – США, европейских государств, а  также ведущих стран арабского и мусульманского мира. Для понимания данной проблематики в целом и причин, которые приводили к трансформации точек зрения сторон кризиса, целесообразно привести хронологию его развития.

 

 

 

1 Причины арабо-израильского конфликта

 

Суть конфликта возможно, даже не столько в евреях или арабах, она глубже и масштабней, чем простое  столкновение соседских интересов  и претензий.

Исходя из теории цивилизационного конфликта, можно было бы предположить, что Израиль, как и другие европейские страны, может добиться временного перемирия со своим мусульманским окружением. Однако такому перемирию мешают, как минимум, две причины, связанные с географическим положением Израиля.

Во-первых, для ислама абсолютно исключено признание  права на суверенитет "неверных" в границах исламского мира. Израиль, как государство "неверных" на Востоке, кость в горле всей исламской системы! Даже "паритетное" двунациональное государство, за которое выступают некоторые израильские ультралевые - вещь абсолютно неприемлемая для ислама. В границах "мира ислама" для "неверных" действует принцип: «да будут они унижены». Здесь евреи-"неверные" могут иметь только статус "зимми" - статус освобожденных на особых условиях военопленных. Этот принцип является такой же интегральной частью ислама, как то, что договор с "неверными", возможен только как временное перемирие. Евреи на Востоке могут быть только религиозной общиной, пусть даже и с широкой автономией во внутренних делах, но именно общиной, а не суверенным государством.

Поэтому Израиль и евреи воспринимаются совсем не так, как другие западные страны. Объявляется, что все зло, которое приносит Запад арабам, - это дело рук евреев, агентов Израиля, занимающих на Западе ключевые посты в бизнесе, финансах и властных структурах. В подтверждение этому в арабском мире распространяется такая устаревшая европейская фальшивка, как «протоколы сионских мудрецов». Такое узкое персонифицирование врага дает арабам хорошую возможность маневра. Когда это выгодно, можно считать западный мир идеологически нейтральным, принимать от него помощь и апеллировать к международным организациям. А когда речь заходит об ответных обязанностях, то тут сразу вспоминают об идеологии, войне с "неверными" и сионистском агрессоре.

Второй причиной непримиримой вражды является еврейско-арабский спор за наследие Авраама - Землю Израиля.

У евреев с мусульманами до сих пор продолжается многовековой спор (как и ранее с христианами) о том, кто же является истинным избранным  народом. Вся мусульманская традиция представляет именно Ишмаэля, а не Ицхака истинным наследником Авраама, а самого Авраама – первым последователем Ислама.

Арабы-мусульмане составляют большую часть арабского мира, хотя некоторое количество арабов исповедует христианство или другие религии. В  подавляющем большинстве они воспринимают Израиль как западный форпост на Ближнем Востоке, как инородное образование, вроде крестоностского государства, которое раньше или позже исчезнет, Крошечный Израиль, резко обгоняющий арабское окружение по техническому уровню, социальной обеспеченности, уровню жизни и образования воспринимается, несмотря на свои крошечные размеры, как грозный враг, стоящий у порога и требующий себе прикарманенное арабами Авраамово наследство - Землю Обетованную. И хотя в Израиле практически нет мусульманских святынь, для мусульман иделогически важен сам факт владения Эрец Исраэль.

В свою очередь раздел Земли Израиля не возможен и для  евреев. Иудаизм считает собственно "святой землей" в первую очередь  Иудею и Самарию (то, что в западной прессе стыдливо именуют "West bank" - Западный берег Иордана) и сердце ее - Иерусалим, который верующий еврей каждый день неоднократно упоминает в молитвах. Еврейское государство в границах до 1967 года будет нежизнеспособным не только из-за своей географической уязвимости (оно простреливается насквозь), но, в первую очередь, из-за потери смысла сионизма. Одно дело, когда у молодого Еврейского государства нет сил отвоевать свои святыни, и совсем другое - добровольно уступить Сион арабам.

Образ внешнего врага - Еврейского государства как нельзя лучше способствует сплочению всей арабской нации и внутренним интересам жестких арабских режимов с их неразвитой экономикой и огромной социальной дифференциацией. Ненависть к евреям в арабской печати по силе может поспорить с выпадами против евреев в прессе Гитлеровского Рейха. Конкретный и близкий внешний враг, виновный во всех твоих бедах, просто находка для персонификации абстрактной обиды, нанесенной техническим превосходством западного мира.

Итак, мы видим, что суть конфликта совершенно различна на разных уровнях и требует совсем разного подхода. Так, на уровне цивилизационном полезно некоторое отстранение, чтобы не вызывать ощущения «агрессии» более технически развитой культуры.

На национальном уровне, по-видимому, следует ограничиться условием фактического взаимовыгодного перемирия, не пытаясь во что бы то ни стало закреплять это какими-то формальными договорами. Формальное заключение договора с «сионистским врагом», во-первых, может угрожать власти, да и просто жизни подписавшего, поскольку существование формального внешнего врага является частью внутренней политики. Во-вторых, оно не нужно и еврейской стороне, поскольку ни к чему не обязывает потомков Мухаммеда, учившего, что договора с "неверными" можно и нужно нарушать. Так в Коране в качестве примера мудрой и гибкой политики приводится история, как Мухаммед заключил договор с племенем курейшитов, когда он был слаб, а они сильны, а потом вырезал их, когда вошел в силу.

На уровне стран, напротив, полезно практическое взаимное сотрудничество, чтобы предотвратить политику единого мусульманского или арабского фронта. Именно такую политику и пытается проводить Америка, довольно условно разделяя страны на «поддерживающие» и «неподдерживающие» террор и поощряя последних.

На уровне движений следует отметить эффективность западных экономических санкций в борьбе с террористическими движениями, ведь «деньги – это кровь войны». Однако избирательная поддержка Западом отдельных движений, выступающих против враждебных Западу режимов, до сих пор не увенчалась большими успехами, так как эти движения, как правило, были либо такими же экстремистско-террористическими, как и режимы, против которых они выступали, либо бессильными и не имеющими местной базы.

На индивидуальном уровне следует отметить, что большинство экстремистских арабских лидеров в той или иной степени общались с западной культурой и многие из них имеют западное высшее образование. Однако это только придало им умения и решимости вступить с Западом в противоборство. Как показали статистические исследования, на Ближнем Востоке степень агрессивности растет вместе с повышением уровня образования и благосостояния, а не обратно пропорциональна ему, как на Западе.

Процесс Осло в очередной  раз подтвердил, что арабы и  евреи, как народы, не могут сосуществовать в рамках одного государства, даже в условиях автономии. Поскольку для 23-го арабского государства нет места на нескольких десятках километров между Средиземным морем и Иорданом, то следовало бы принудить и поощрить арабские страны, включая Иорданию, решить, наконец, проблему арабских беженцев 48 года и израильских арабов, желающих осуществления своих национальных прав. Для арабов Израиля какое-либо их существование в стране возможно только при окончательном отказе от национальных претензий и при полной лояльности стране проживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Исторический ход арабо-израильского конфликта

Невозможно  перечислить даже самые важные события  из истории обоих народов, можно  лишь наметить ключевые точки.

История современного Государства Израиль началась в 1897 г., когда на первом сионистском конгрессе в Базеле было принято решение о создании еврейского государства. Хаим Вейцман, будущий основатель государства, сказал впоследствии, что было необходимо «перевести народ без страны в страну без народа».

К первой половине 19 века в Палестине проживало, по оценочным данным, не более 5 тыс. иудеев. Их общины находились в Иерусалиме, Хевроне, Рамалле, Газе и вокруг Тивериадского  озера.

По мере увеличения притока еврейских иммигрантов  они начали играть все более важную роль в хозяйственной жизни Палестины, вытесняя арабов-мусульман и христиан различных национальностей.

Острым раздражителем  для арабов было приобретение евреями  земли через подставных лиц у  ее собственников, как правило, не проживавших в Палестине и на которой арабы традиционно вели свое хозяйство. Создав свои поселения, евреи огораживали традиционное пастбища, не позволяя арабам их использовать. Подобная политика новых колонистов, естественно, вызвала нарастающее недовольство арабов, служила причиной многочисленных конфликтов между арабами и евреями.

Первые стычки произошли еще в 1886 г. В 1911 г., когда  арабы узнали, что землю, которую  они и их предки обрабатывали многие столетия, была без их ведома продана  евреям одним из феодалов, проживавшим в Бейруте. Произошли столкновения, в результате которых были убитые и раненые.

Растущая  оппозиция арабов сионистской экспансии  сопровождалась трансформацией их сознания. В их среде росло ощущение локального патриотизма в контексте оппозиции  сионизму. Начиная с 1910 г. арабы стали рассматривать сионизм как опасность для Палестины и все чаще стали именовать себя «палестинцами». Речь идет, таким образом, о начале палестинской самоидентификации арабов в качестве палестинцев.

В период британского мандата в Палестине прошло три крупных восстания: в 1918-19 гг., в 1924 г., 1936-39 гг. Они были направлены против сионистов и британских оккупационных властей. Выступления носили стихийный характер, так как политические лидеры были заняты междоусобными трениями. Представители самой влиятельной семьи в Палестине Ааль Хусейн запятнали себя сотрудничеством с фашистами.

В конце 1945 г. в Палестине  насчитывалось 554,3 тыс. евреев.

Официальной датой зарождения арабо-израильского конфликта принято считать 29 ноября 1947 года, когда Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины (в тот период находилась под мандатным управлением и об образовании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным статусом.

Арабские страны, не признав  резолюцию 181, провозгласили лозунг о «защите национальных прав палестинских арабов». Весной 1948 года семь арабских государств ввели контингенты своих  вооруженных сил на бывшие подмандатные территории и начали против евреев масштабные боевые действия. Резкое обострение ситуации в результате арабо-израильской вооруженной конфронтации вынудило около 400 тыс. палестинцев стать беженцами и покинуть места своего постоянного проживания. Арабо-израильский конфликт тем самым приобрел качественно новый характер, его рамки существенно расширились. Арабские войска так и не смогли добиться поставленных перед ними целей, а война завершилась в 1949 году заключением соглашений о перемирии.

Итогом этих событий  стало появление на карте Государства  Израиль, в то время как арабское государство создано не было. 40% предназначавшейся  для палестинцев территории в  соответствии с резолюцией 181 отошли к Израилю, остальные 60% - к Египту (Сектор Газа - СГ) и Иордании (Западный берег р. Иордан - ЗБРИ). (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Информация о работе Арабо-израильский конфликт