Анархизм в России в системе революционно – освободительных течений XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:27, реферат

Описание работы

Первыми глашатаями анархизма выступили англичанин Вильям Годвин и немец Макс Штирнер (Иоганн Каспар Шмидт). В книге Годвина «Исследование о политической справедливости и ее влиянии на всеобщую добродетель и счастье» (1793) и в работе Штирнера «Единственный и его собственность» (1844) были обозначены контуры анархического мировоззрения. Оба мыслителя попытались обосновать необходимость уничтожения государства и децентрализации общественной жизни и производства, доказать противоположность интересов общества и государства. Однако взгляды упомянутых теоретиков анархизма совпадали далеко не во всем.

Содержание работы

Введение 3
1 Анархизм в России XIX века 5
2 Лидер анархистов в России – Михаил Бакунин 7
3 Анархизм и Марксизм 11
4 Анархическое движение рубежа веков 17
Заключение 20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Анархизм в России в системе революционно-освободительных течений XIX века.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 

 

значительного числа  изданий и коммун, члены которых  проповедовали принципы самоуправления, отказ от соучастия в государственной  жизни (уплаты налогов, службы в армии  и т.д.) - всё это вносило свой вклад в развитие анархизма в России. Толстовские коммуны просуществовали в России до 1930-х гг. и были окончательно разгромлены большевиками. Толстой и Кропоткин оказали существенную поддержку религиозной секте духоборов, исповедовавших антигосударственные принципы и подвергавшихся преследованиям. При активном участии Кропоткина и Толстого духоборы, жившие на Кавказе, переселились в пустынные районы Канады, где за короткое время своим трудом создали процветающие общины (этот "анархический" духоборский район существует в Канаде и по сей день).В Западной Европе на смену Прудону и Бакунину пришла целая плеяда талантливых анархических писателей - теоретиков и пропагандистов. Среди них швейцарец Джеймс Гильом, бельгиец Цезарь де Пап, французы Элизе Реклю, Жан Грав и Луиза Мишель, итальянец Эррико Малатеста, немцы Макс Неттлау и Иоганн Мост и многие другие. Не ограничиваясь пропагандой, участием в рабочем движении и организацией кооперативов, профсоюзов и коммун, хотя и отрицая парламентскую борьбу, анархисты Европы и Америки зачастую инициировали антимилитаристские, феминистские, просветительские инициативы - которые способствовали освобождению личности и самоорганизации общества.Конец XIX-го века ознаменовался триумфальным шествием ницшеанства, ставшего популярным среди европейских интеллектуалов и художников, и это, в свою очередь, привело к ренессансу в богемной среде анархо-индивидуализма Штирнера, которого многие называли предтечей Ницше и трактовали порой весьма вульгаризировано.Правительственные репрессии против революционеров привели к тому, что ряд анархистских групп Европы и Америки перешли к террористической деятельности против представителей власти. Эта деятельность получила широкую известность из всего того, чем занимались анархисты - т.к. террор всегда привлекает больше внимание в обществе, чем более мирные и конструктивные формы деятельности, так и потому, что власть имущим было выгодно представить все анархическое движение как сплошь террористическое, для того чтобы запугать им публику и развязать себе руки для любых действий. (На самом деле, такая картина не соответствовала действительности - лишь меньшая часть анархистов встала на путь террора). Волна анархо-террора конца XIX-го - начала XX-го веков получила название "равашолевщины" - в честь знаменитого французского террориста Равашоля. Жертвами анархистов стали итальянский король и австрийская императрица, президент США и многие другие коронованные и некоронованные особы. В некоторых случаях теракты носили характер возмездия за совершенные монархами злодеяния и проводились по инициативе анархических групп, но чаще они были слабо мотивированными

 

 

актами отчаяния со стороны  одиночек, не только не имевших отношения  к анархо-организациям, но и слабо  представлявших себе смысл идей анархизма.В  таком состоянии идейной и организационной пестроты и разброда вступили анархисты в XX-ый век.

  

Заключение

 

Оценивая роль и место  анархистов в истории России, следует  прежде всего подчеркнуть значительную идейную неоднородность политическую аморфность, организационную раздробленность анархистского движения. Анархисты никогда не составляли партии и даже ее зародыша в традиционном понимании (хотя Кропоткин и некоторые его сторонники употребляли это понятие), ибо не стремились прийти к власти.

Одним из стереотипов восприятия анархизма на протяжении нескольких десятилетий было представление о нем как об учении с неизменным набором элементов и статичным содержанием. Отчасти отрицание возможности развития теории анархизма было связано с идеологизированным ее восприятием, продиктованным политическими и идеологическими соображениями без выяснения глубинной природы и роли этого явления в общественном сознании и на практике. С другой стороны, сведение анархизма к его ранним формам XIXв., неисследованность политических и правовых взглядов таких крупных фигур, как П.А.Кропоткин и М.А.Бакунин, неизвестность учений других теоретиков анархизма, особенно более позднего периода в России,- все это обусловило восприятие политической и правовой теории анархизма как явления, остановившегося в своем_развитии. 

Список использованных источников

 

1 Буганов В.И. «История России. Конец XVII-XIX век».  М., 1995г

2 Мухаев Р.Т. “Основы политологии”. Учебник для средней школы.—М.: Новая школа, 1996.—192с.

3 Мальцев В.А. “Основы политологии”. Учебник для вузов. —М.: ИТРК РСПП, 1997.— 480с.

4 Ругачев в.п., Соловьев А.И. “Введение в политологию”. Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 447с.




Информация о работе Анархизм в России в системе революционно – освободительных течений XIX века