Анализ понятия «толерантность» в научной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе 7
2 Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте 10
3 Направления и принципы воспитания толерантности младших школьников в школе 12
4 Педагогические условия, методы и приемы воспитания толерантности у младших школьников в школе 16
6 Диагностика уровня толерантности младших школьников 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 113.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях. В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Актуальностью воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Сегодня решение задачи воспитания толерантности должно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Педагоги часто сталкиваются с неблагоприятным воздействием стереотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.

Тема курсовой работы «Воспитание толерантности у младших школьников в школе».

Цель исследования: выявить педагогические условия, методы и приемы воспитания толерантности у младших школьников в школе.

Объект исследования: процесс воспитания толерантности младших школьников в школе.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания толерантности младших школьников в школ.

Задачи исследования:

-изучить теоретические  основы проблемы воспитания толерантности  младших школьников;

-выявить особенности  воспитания толерантности в младшем  школьном возрасте;

-определить педагогические условия воспитания толерантности младших школьников;

-провести диагностическое обследование, направленное на выявление уровня сформированности толерантности младших школьников;

 

Методы исследования:

Изучение и анализ психолого-диагностической литературы, тестирование, беседа, наблюдение.

База исследования: 3 «А» класс МОАУ СОШ №26 г. Благовещенска

Выборка исследования: 27 человек в возрасте от 9 до 10 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе

 

В  настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности. В русском языке существуют два слова со сходным значением - терпимость и толерантность, причем первое из них появилось в русском языке гораздо раньше второго. Слово «терпимость» или «терпение» (от глагола «терпеть») присутствует практически во всех словарях русского языка и этимологических словарях. С.И.Ожегов приводит такое определение: «умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению». Как перевод (толерантность - терпимость, снисходительность к кому - или чему-либо) этот термин приведен в «Словаре иностранных слов. Так в «Советском энциклопедическом словаре» «толерантность» определяется сходным образом: как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

По мнению Г. В. Безюлевой и Г.М.Шеламовой толерантность не является синонимом вседозволенности и всепрощения. Человек может оставаться при своем мнении и не соглашаться с другими, но признавать право на его существование. Толерантность рассматривается как внутренняя позиция каждого человека по отношению к другому, как к свободной личности, признание и уважение его права на отличие. При этом общение, диалог строится на добровольном и сознательном подавлении чувства неприязни к другому исходя из позитива и отбрасывая негатив [1].

В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) мы можем найти следующие трактовки данного понятия: толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность-не терпимое отношение к несправедливости, не отказ от своих или уступка чужим убеждениям, не снисхождение или притворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различных людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность [8].

На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт [21]. Повторение установочных ситуаций через контакты в семье, социальной группе, школе создает условия для постепенного складывания фиксированных установок, которые неприметно для человека и определяют его жизненную позицию в целом ряде случаев, и служат ориентиром в ситуациях взаимодействия. Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понять основные психологические составляющие толерантности (эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя и принятие других), которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.

Эмпатия-постижение, эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания, другого человека, то есть понимание человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия аккумулирует в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другой человек, и является выражением психологического принятия. Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Такое отношение к людям способствует развитию гуманистических ценностей, без которых невозможно полноценное толерантное восприятие действительности. Если человек чувствителен к боли других, то он ограничивает собственную агрессию.

Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных  или неприемлемых  по ее мнению, психических  состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Коммуникативная толерантность как черта человека собирательна:  в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер,  темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Развитие толерантности начинается с общения, и в нем же она находит свою реализацию.На развитие коммуникативных процессов влияет также самооценка общающихся, которая является своего рода регулятором поведения. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. От нее зависит степень критичности человека,  требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что влияет на процесс общения с другими, эффективность  деятельности и процесс дальнейшего развития. Она тесно связанна с уровнем притязаний человека, выбором степени трудности целей [1].

Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснение проявлений ее противоположности-интолерантности (или нетерпимости). Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека [16].Одним из первых  обобщенную характеристику толерантной личности дал Гордон  Олпорт. Он выделил следующие параметры:

- «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован  на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам  и авторитетам);

- потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

- меньшая приверженность  к порядку (толерантный человек  менее ориентирован на социальный  порядок, менее педантичен);

- способность к эмпатии (склонность давать более адекватные  суждения о людях);

- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения  иерархия в обществе);

- знание самого себя (толерантный  человек хорошо осведомлен о  своих достоинствах и недостатках  и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

- ответственность (развито  чувство ответственности, не перекладывает  ответственности на других);

- защищенность (ощущение  собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).

Таким образом, исходя из вышеизложенных фактов, мы можем сделать вывод, что толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения. В своем исследовании мы будем опираться на определение Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой: толерантность- это морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды.

2 Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте

 

В период младшего школьного возраста у детей возникают психологические изменения и преобразования, которые делают его сензитивным для формирования познавательного отношения к миру, расширения социальных контактов и соответствующих навыков (З.Фрейд, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман и др.) [23]. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте распадается на отношения «ребенок – близкий взрослый» и «ребенок – социальный взрослый». Главная ее особенность – с поступлением в школу ребенок впервые становится субъектом общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности – учебной (В.В. Давыдов, О.А.Карабанова, Д.Б.Эльконин, Г.А.Цукерман и др.) [25]. Учитель выступает как полномочный представитель общества, носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля (О.А.Карабанова, В.С.Мухина, Н.И. Непомнящая и др.) [25]. Отношения со сверстниками также преобразуются в две системы: игровые – дружеские и отношения как с партнерами по учебному сотрудничеству. Все это позволяет констатировать факт расширения возможностей формирования толерантности, поскольку появляются новые субъекты идентификации. Ведущая учебная деятельность предполагает развитие способностей к самовоспитанию, саморазвитию, самоизменению. Основной результат учебной деятельности – изменение самого субъекта этой деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.) [25].

В рамках деятельностного подхода выделяют новообразования младшего школьного возраста: анализ, рефлексия, внутренний план действий, способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии (О.А.Карабанова, В.В.Давыдов и др.). Расширяется роль понимания в самопознании (Е.А.Сорокоумова). Для нашего исследования важным является развитие рефлексии как осознания человеком своего действия и его планирование. Учебная деятельность требует от ребенка ответственности и способности ее формирования как черты личности.Несомненным достоинством данного возрастного периода является то, что ребенок открыт влиянию взрослого (Л.А.Венгер, Е.Е.Кравцова и др.). Следовательно, формирование толерантности у младших школьников в образовательной среде может быть не только целесообразно, но и продуктивно.

Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе, формированию корпоративной культуры, основанной на ценностях толерантности, как комплекса разделяемых всеми членами класса ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает класс по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху.

Информация о работе Анализ понятия «толерантность» в научной литературе