Александр II. Внутренняя и внешняя политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

История реформ – одна из наиболее актуальных и злободневных тем в исторической науке. Изучение опыта реформаторства, на наш взгляд, крайне важно, так как ни одна реформа, даже самая радикальная, в этом и есть ее принципиальное отличие от революции, не уничтожает существующие в обществе порядки и чаще достигает поставленной цели. Немаловажное значение для понимания путей и способов развития страны представляет анализ механизмов подготовки преобразований. Для объективного понимания сущности, природы и направленности реформирования необходимо детально разобраться, каким образом готовились проекты преобразований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Император Александр Николаевич..………..…………....4
ГЛАВА 2. Реформы 60-70х гг. ….…………. ..…………………..…...8
Отмена крепостного права……………………………………………..9
Земская реформа……………………………………………………….12
Городская реформа…………………………………………………….13
Судебная реформа………………………………………………….......14
Военная реформа……………………………………………………….15
Реформы в области просвещения……………………………………..30
Реформы в области печати…………………………………………….31
ГЛАВА 3.Убийство императора………………………….…..……….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…….……35

Файлы: 1 файл

Александр 2.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности  дворянства, отстаивали свою сословную  неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно от войска».

Даже купцы негодовали на то, что  нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская  война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию.

7 ноября 1870 г. военный министр  представил записку «О главных  основаниях личной воинской повинности»,  одобренную императором. Через  10 дней для разработки  предложенных  мер «высочайшим повелением»  были созданы две комиссии: одна  – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и  государственном ополчении. Председателем  обеих комиссий был назначен  начальник Главного штаба генерал  Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности  была  подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения.

Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел  разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй – о возврате  призываемых на службу, третий –  о денежных расходах по призыву, четвертый  – о вольноопределяющихся и о  военной замене.

Другая, так называемая  Организационная  комиссия, приступила к работе в  начале января 1871 г. Она состояла в  основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования  в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3)  о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8)  об иррегулярных  милициях; 9) о государственном ополчении. В 1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав  нескольких командующих военными округами.

Представляют определенный интерес  обсуждавшиеся на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило справедливо отмечает в своем исследовании М. Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность в связи с проводимыми в армии реформами.

Напомним, территориальная система  комплектования предусматривает  пополнение войск личным составом за счет призывных  контингентов, прибывающих вблизи мест  дислокации воинских частей.

Такая система облегчает отправку  призывников в свои части, сокращает  сопряженные с этим расходы, позволяет  привлекать  военнообязанных на военные сборы с минимальным  отрывом от производительного труда  и проводить отмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем эта система при недостатке  численности призывников в районах дислокации воинских частей  затрудняет их укомплектование необходимыми специалистами. Имеются и другие изъяны.

Организационная комиссия, признав  невозможность полного применения в России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: «В устройстве армии применить из начал территориальной  системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с  пользою применено, сохраняя возможность  перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных районов, комплектование каждой части  армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при  приведении на военное положение…»

Исходя из этого, было решено по проекту  Главного штаба разделить всю Европейскую Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного  батальона, двух батарей артиллерии, одного эскадрона кавалерии.

По завершении работы комиссии о  воинской повинности Д. А. Милютина 19 января 1873 г.  представил в Государственный  совет обширную записку, подобно  освещавшую ход ее деятельности. В  качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности  и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета  считали эту реформу преждевременной, другие требовали привилегий для дворянства.

Наконец 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержден Александром 2. По принятому положению воинской повинности подлежали все без  исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.

В «общих основаниях» сказано, что  «защита отечества составляет священную  обязанность каждого русского гражданина».

Нанимать за себя охотников или  откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.

Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в  ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям  и  вообще получивших образование, тогда  как по действовавшим законам  таковые лица прежде освобождались  от рекрутской повинности.

«Милютин обратил дело защиты родины, - писал А. Ф. Кони, - из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из  единичного несчастья в общую обязанность».

Общий срок службы по новому закону устанавливался в  15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте  – 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в  запасе. Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися  на сокращенные сроки службы. Для  имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет  в запасе), для призывников с  начальным образованием – 4 года (в  запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы.

В 1876 г. срок действительной службы был  сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет).

От военной службы освобождались  только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и  по семейному положению: не призывались  единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась  замена и найм.

В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной  численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого  войска.

В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесные наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования.

В рескрипте Александра 2, оценивавшем  заслуги Д.А. Милютина, говорилось: «Проникнутый горячей  заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во  внесенном вами  в Государственный совет  проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости  ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях».

Новый закон оказал влияние  и  на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов.

Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность  армии, создать обученный резерв  до 550 тыс. человек, необходимый для  развертывания армии  в военное  время, а также способствовало превращению  вооруженных сил России в современную  массовую армию.

В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее  вовсе военной службы, а также  и выслужившие положенное число  леи (действительной службы и запаса). Предельный  возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет.

Вместе с тем закон не был  до конца последователен. Значительная часть «инородческого» населения  устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного  звания,  менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства.

Данные, показатели призыва в течение  первых семи лет после принятия закона о всесословной воинской повинности, представлены в таблице.

Из приведенных данных видно, что  процент призываемых, получивших льготы по семейному положению, составлял  в среднем 51,5%.

     Лица, освобожденные от службы по  зачетным квитанциям, не насчитывали  даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные  квитанции продавались правительством  по числу вступивших в ряды  армии охотников, а также выдавались  как  отдельным семьям так и обществам:1) за ратников, которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за сданных в рекруты сверх набора и т.д.

     Характерно, что с  каждым годом увеличивалось число  лиц, которым были предоставлены отсрочки по образованию.

Перевооружение армии

Перевооружение армии происходило  в несколько этапов и окончательно завершилось в 70-х годах. Примерно до 1867 г. проводилась замена гладкоствольного оружия нарезным, заряжающимся с дула, затем вводилась нарезное оружие, заряжающееся с казенной части.

        По высочайшему  повелению 15 марта 1869 г. на Военное  министерство была возложена  задача в кратчайший срок  перевооружить армию скорострельными ружьями.

        На смену нарезного, заряжающегося с дула ружья, пришло заряжающееся с казенной  части сначала системы Крынка (Кренке-Гогенбург – австрийский оружейный мастер, изобретатель в области стрелкового оружия. Винтовка Крынка обладала наибольшем прицелом на 600 шагов и заряжалась с казенной части), затем Карле (изобретатель в области стрелкового оружья, винтовка его системы отличалась скорострельностью и прочностью устройства) и, наконец, берданка (однозарядная винтовка калибра 4,2 линии – 10,67мм). Разработана она командированным в США русскими инженерами полковником А. П. Горловым и капитаном К. И. Гуниусом при содействии американского полковника Х. Бердана. Создана под патрон с металлической гильзой, заряжалась с казенной части, имела откидной затвор. В конце 60-х годов она была принята на вооружение русской армии под названием «малокалиберная стрелковая винтовка образца 1868 года системы Бердана №1». В США ее справедливо назвали «русской винтовкой». 

       В 1970 г. на  вооружение был принят усовершенствованный  образец берданки со скользящим  затвором. Имелись 3 типа этой  винтовки (пехотная, драгунская и  казачья), а также карабин, различавшиеся  длинной, массой и незначительными  изменениями конструкции. Пехотная  берданка имела дальность стрельбы 1100 метров и скорость до 8 выстрелов  в минуту.

        В компанию 1877 – 1878 гг. все три типа ружья  (Крынка, Карле и Бердана) находились на вооружении русских войск.

        На 1 января 1877 г. наличие стрелкового оружия  в русской армии выражалось  табл.   

          Особенно  интенсивно, как было распределено  это стрелковое оружие. Из имевшихся  48 пехотных дивизий 27 были вооружены  винтовками системы Крынка, 16 –  новыми малокалиберными винтовками  и 5 дивизий из числа расположенных  на Кавказе – игольчатыми винтовками  системы Карле.

          Стрелковые  батальоны были оснащены скорострельными  малокалиберными  винтовками  образца 1868 г. (т.н. Бердана №1). На вооружении войск отдельных округов (Туркестанского и двух Сибирских) находились винтовки системы Карле. Драгунские полки обеспечивались винтовками системы Крынка и только некоторые полки были вооружены малокалиберными драгунскими винтовками. Гусарские и уланские полки с 1875 г. снабжались  малокалиберными кавалерийскими карабинами. Наконец, в казачьи полки поставлялись малокалиберные казачьи винтовки.

          Итак, к началу русско-турецкой  войны в 1877 г. только третья  часть всей пехоты была вооружена  малокалиберными винтовками, большая  же часть ее обеспечивалась  ружьями системы Крынка.

          Пистолеты  в войсках повсеместно заменялись  револьверами система Смита-Ватсона,  образца 1871, 1874 и 1880 гг.

         Соответственно  с новыми требованиями к вооружению  преобразовалась отечественная  военная промышленность. В первую  очередь была перестроена деятельность  Тульского, Ижевского и Сострорецкого оружейных заводов. Военные заводы подверглись коренной технологической реконструкции. Потребовалось создание новых промышленных предприятий и производств. Было проложено несколько стратегических железных дорог к западным границам и на юг. В 1870 г. созданы специальные железнодорожные войска.

          Для перевооружение артиллерии чрезвычайно важное значение имело создание Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также достижение русских ученых и инженеров П. М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н. В. Маиевского,  и др.

         Так, благодаря  открытию П.М. Обухова в России  впервые в мире стали создаваться  стволы орудий из литой стали.  В результате в 60-х годах  Россия наряду с Германией  превратилась в монополиста по  производству стальных орудий. Тем  не менее в условиях общей экономической отсталости полностью преодолеть зависимость русской армии от зарубежных поставок не удалось.

Информация о работе Александр II. Внутренняя и внешняя политика