Акты и подзаконные акты как источники Российского права.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 15:00, реферат

Описание работы

Разновидности источников права:
- правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного (наиболее распространён в обычно-традиционной правовой системе стран Азии и Центральной Африки)
- правовой прецедент (судебный или административный) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, являющееся правилом для разрешения аналогичных дел, возникающих в будущем (наиболее распространён в англосаксонской правовой системе, в Великобритании)
- нормативный договор – это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права. Различные международные договоры и внутригосударственные договоры

Содержание работы

1. Источники (формы) права. Их виды.
2. Нормативно-правовой акт. Признаки и группы.
3. Закон. Виды законов.
4. Подзаконные акты.
5. Действие законов и подзаконных актов в пространстве и во времени.
6. Использованная литература.

Файлы: 1 файл

Акты и позаконные акты как источники Российского права..docx

— 23.32 Кб (Скачать файл)

 

Реферат на            тему: акты и подзаконные акты как   источники Российского права.

            От студентки КРАГСиУ, 1 курса,  310 группы

                       Куратовой  Виктории ,                                

                        Сельковой Людмиле Александровне.

                        

 

 

 

                                 18.09.2013г.

Содержание:

1. Источники (формы) права. Их виды.

2. Нормативно-правовой акт. Признаки и группы.

3. Закон. Виды законов.

4. Подзаконные  акты.

5. Действие законов  и подзаконных актов в пространстве  и во времени.

6. Использованная  литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Источники (формы) права. Их виды.

   Источник (форма) права – внешняя форма выражения правовой нормы; правовые акты, устанавливающие норму права как результат правотворческой деятельности государственный и негосударственных органов,  должностных лиц.

 

Разновидности источников права:

- правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного (наиболее распространён в обычно-традиционной правовой системе стран Азии и Центральной Африки)

- правовой прецедент (судебный или административный) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, являющееся правилом для разрешения аналогичных дел, возникающих в будущем (наиболее распространён в англосаксонской правовой системе, в Великобритании)

- нормативный договор – это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права. Различные международные договоры и внутригосударственные договоры

- нормативный  правовой акт – это правовой акт, принятый компетентным государственным или негосударственным органом, должностным лицом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовую норму (в романо-германской правовой системе, в том числе в РФ)

 

 

2. Нормативно-правовой  акт. Признаки и группы

     Основной источник права является нормативно-правовой акт.

К нормативно-правовым актам относятся Конституция Российской Федерации, другие законы, нормативные решения власти.

 

 Признаки нормативно-правового  акта:

1) особый порядок сознания нормативно-правового акта, как официального акта правотворчества;

2) нормативно-правовой акт имеет общерегулятивный характер, в нем содержатся только нормы права, обладающие государственной обязательностью;

3) нормативно-правовой акт представляет собой официальный государственный документ и имеет обязательные атрибуты:

    а)название нормативно-правового акта (закон, указ, постановление);

   б) наименование органа, принявшего нормативно-правовой акт (Государственная дума Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации);

    в) номер и дату принятия;

4) нормативно-правовой акт всегда имеет внутреннюю структуру:

     а) разделы;

   б) главы;

   в) статьи.

 

 Нормативно-правовые  акты разделены на группы:

1) по объему действия нормативно-правовые акты подразделяются:

- на общегосударственные  нормативно-правовые акты;

- на региональные нормативно-правовые  акты;

- на местные нормативно-правовые  акты;

2) по характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

- на нормативно-правовые  акты общего действия;

- на нормативно-правовые  акты чрезвычайного действия;

3) по кругу лиц, выступающих субъектами правоотношений:

- общеправовые нормативно-правовые  акты, распространяют свое действие  на всех лиц, находящихся на  территории Российской Федерации;

- специальные нормативно-правовые  акты, распространяют свое действие  на строго определенный контингент  лиц;

4) по содержанию нормативно-правовые акты подразделяются:

- на отраслевые нормативно-правовые  акты, по отраслям права;

- комплексные, нормативно-правовые  акты, содержащие в себе нормы  нескольких отраслей права, например, Земельный кодекс Российской  Федерации;

5) по субъектам правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются:

-на нормативно-правовые  акты законодательной власти (законы);

- на нормативно-правовые  акты исполнительной власти (указы , распоряжения, приказы и т.д.);

- на нормативно-правовые  акты судебной власти (приговор, решение, определение);

6) по юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются:

- на законы;

- на подзаконные акты.

 

3. Закон. Виды законов.

     Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону. Законами регулируются наиболее важные общественные отношения: они закрепляют общественный и государственный строй, основные права и свободы граждан и их обязанности, компетенцию центральных органов государственной власти и т.д. Подзаконные акты могут детализировать, конкретизировать нормы законов.

     Законы, в свою очередь, делятся на виды. Среди всех законов особое место занимает основной закон, который иначе называется конституцией. Основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 г. Далее, в соответствующем разделе будет дана подробная ее характеристика.

     Так как Россия является федеративным государством, то в ней действуют федеральные законы и законы субъектов Федерации. Первые принимаются Федеральным Собранием (федеральным парламентом) и действуют на территории всей Федерации. Вторые принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации и действуют только на территории данного субъекта Федерации. К примеру, закон, принятый Московской городской Думой, действует только на территории Москвы, так как город Москва согласно действующей Конституции России является субъектом Российской Федерации.

     Федеральные законы в свою очередь делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законом относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это закреплено в ст.108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч.3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

     Текущими (обыкновенными) называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

    В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

 

 Особый порядок  принятия законов (стадии правотворчества):

- первая стадия - законодательная  инициатива;

- вторая стадия - обсуждение  законопроекта;

- третья стадия - принятие  закона;

- четвертая стадия - опубликование  закона.

Законы могут быть отменены, либо изменены только органами законодательной власти, принявшими данный закон.

 

4. Подзаконные  акты.

Подзаконные акты – издаются на основе, во исполнение законов и не должны им противоречить.

 К подзаконным нормативным  правовым актам на уровне федерации  относятся:

          1) постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

         2) нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся  правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ по повышении размера пенсий и пособий – это нормативный и правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

         3) постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и  государственной жизни;

        4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

 

5. Действие законов  и подзаконных актов в пространстве  и во времени.

- законы и подзаконные  акты действуют в пространстве:

     а) законы, принимаемые Федеральным Собранием на всей территории Российской Федерации;

     б) законы, принимаемые законодательным органом субъекта Федерации на территории данного субъекта Федерации;

     в) Указ Президента Российской Федерации на всей территории Российской Федерации;

     г) Постановление Правительства Российской Федерации на всей территории Российской Федерации;

     д) подзаконные акты министерств и ведомств действуют в пределах из компетенции и на структурные единицы этих министерств и ведомств;

     е) совместный подзаконный акт министерств и ведомств регулирует правоотношения, находящиеся в компетенции этих министерств и ведомств (например, совместные инструкции министерства финансов и министерства по налогам и сборам и другие);

    ж) нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации и местные нормативно правовые акты - действуют в пределах их территорий.

- законы и подзаконные  акты действуют во времени:

- большинство нормативно-правовых  актов действует неопределенно-длительное  время, лишь некоторые из них  ограничены временными рамками, указанными в самом нормативно-правовом  акте, например, в Федеральном законе  Российской Федерации “Об особой  экономической зоне в Калининградской  области” - указывается срок его  действия 25 лет.

 

 

6. Использованная  литература.

   1. Учебник «Правоведение» О.Е. Кутафина.

   2. Учебное пособие  «Правоведение» В.В. Попова, Л.А. Сивкова.

   3. Интернет «Википедия».

 


Информация о работе Акты и подзаконные акты как источники Российского права.