Администраторская ответственность не совершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование административной ответственности несовершеннолетних, выявление и анализ существующих проблем административной ответственности несовершеннолетних и выработка предложений по их решению.
Согласно целей исследования решаются следующие задачи:
а) исследование понятия и сущности административной ответственности несовершеннолетних, в том числе историко- правовой аспект ее формирования;
б) изучение видов наказаний за совершенное несовершеннолетним административное правонарушение, определение специфики, эффективности и цели их применения;

Файлы: 1 файл

право 2.docx

— 90.28 Кб (Скачать файл)

Уже в 1931-1933гг. именно милиция  заняла главенствующую роль в задержании беспризорных. В этот период в органах Народного комиссариата внутренних дел СССР были созданы новые структурные подразделения - комнаты привода детей, ставшие прообразом современных инспекций по делам несовершеннолетних. Их компетенции излагалась в утвержденной приказом НКВД СССР № 116 от 28 июня 1935г. инструкции «О порядке задержания и дальнейшего направления беспризорных детей». Приказом НКВД № 1208 от 21 декабря 1940г. названные органы были переименованы в детские комнаты милиции и определена их компетенция , дополненная в инструкции «О порядке изъятия органами милиции безнадзорных и беспризорных детей с улиц, общественных и других мест возможного их пребывания» (утвержденной приказом НКВД № 312 от 28 июня 1944г) .

Таким образом, судьбы детей  были переданы в руки карательных  ведомств. Принцип приоритета воспитательных мер больше не фиксировался. Прецедент  устранения подсудности несовершеннолетних общими судами и полного упразднения  их тюремного заключения на практике закрепить не удалось.

После ликвидации КДН никакого другого органа, в комплексе решающего  задачи борьбы с беспризорностью, безнадзорностью  и правонарушениями детей и подростков, создано не было, если не считать  формально учрежденных отделов  трудного детства в органах народного  образования, которые фактически не имели ни собственных штатов, ни элементарных возможностей для борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Обстановка, сложившаяся  в период Великой Отечественной  войны, буквально заставила вновь  пересмотреть структуру и характер деятельности органов, занятых предупреждением  правонарушений несовершеннолетних. Расширение применения принципа замены уголовного наказания мерами воспитательного  и профилактического характера  обусловило создание комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, в  задачи которых входило устройство нуждающихся в этом детей и  подростков в детские дома и семьи  трудящихся, их трудоустройство, оказание им материальной помощи.

Однако налом возрождения  комиссий по делам несовершеннолетних следует считать конец 60-х годов. Принятые в 1958г. Основы уголовного и Основы уголовно-процессуального законодательства Союза ССР, разработка и издание на их основе кодексов предопределили существенные изменения в правовом положении несовершеннолетних. Повышение возрастного ценза уголовной ответственности подростков; расширение перечня мер, не связанных с лишением свободы; гуманизация назначения и исполнения наказания; предоставление суду права на освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, и возможности их исправления без применения уголовного наказания, с использованием в этом случае принудительных мер воспитательного характера поставили задачу создания органа, который смог бы объединять, координировать и контролировать всю работу по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Существовавшая до начала 60-х годов нормативная база комиссии по устройству детей и подростков не позволяла обеспечить решение новых задач. Существенным недостатком в работе комиссий была ограниченность их прав. Поэтому параллельно с изменением уголовного законодательства происходило последовательное расширение функций комиссий по делам несовершеннолетних, которые были созданы на основе Указа Президиума Верховного Совета УССР от26 августа 1967г. Они задумывались законодателем как принципиально новые органы, воплотившие в себе положительные достижения бывших комиссий и вместе с тем учитывавшие новую ситуацию. Их профилактическая, правозащитная и юрисдикционная функции были дополнены организующей, координирующей и контролирующей.

В целом новое законодательство о комиссиях отражало принцип  приоритета воспитательных и профилактических мер, закрепляло взаимосвязь социального  воспитания, социально- правовой охраны и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

1.2  Понятие и сущность административной ответственности несовершеннолетних

Совершенствование общества, общественного сознания, социальных наук, особенно правоведения, находит  выражение и в развитии понятийного  аппарата, фиксирующего формы противоправных явлений. Уже в римском праве  мы находим систему определений, фиксирующих правовую форму деликта (определения субъекта, объекта, субъективной и объективной сторон деяния). Значит, круг отношений, порождаемых деликтом, является объектом правового регулирования  с момента возникновения классового общества (государство и права), что  нашло выражение в развивающейся  системе правовых определений, фиксирующих  деликт со стороны его формы. «Совокупность  этих определений, - пишет Ю.А. Денисов, - позволяет выделить деликт из массы  других проявлений социальной жизни  в процессе правоприменительной деятельности».

Любые запрещенные законом  поступки людей являются правонарушениями, противоправными действиями. Их множество. Классифицируются они, как правило, согласно видам ответственности, установленным законодательством: уголовные, гражданские, административные, финансовые, земельные и т.д. степень их общественной опасности различна. Например, преступление, являясь уголовным деянием, - наиболее опасный и тяжкий вид правонарушения. Поэтому оно обычно выделяется из всей указанной системы, вследствие чего сам термин «правонарушения» употребляется в двух смыслах: преступление и другие противоправные действия .

Оценивая преступление, мы говорим о преступном поведении. Определяя цену другим правонарушениям, мы ведем речь о непреступных формах противоправного (антиобщественного) поведения. В данном случае обозначим  все непреступные деяния - деликтами. Предметом данного исследования являются административные проступки (деликты), которые часто предшествуют преступлениям. Криминальное поведение  начинается с возникновения отдельных  негативных свойств, проявляющихся  в менее опасных поступках, и, развиваясь, становится закономерным следствием такого поведения. Криминологи, в целях проведения необходимых  исследований сами «выбирают» из практики такие поступки. Этот вопрос не регулируется правом. Однако, как указывают некоторые  авторы, борьба с различными антиобщественными  проявлениями предполагает соответствующую юридическую квалификацию.

Следовательно, деликты определяются законодательством. Административным деликтом (проступком) является деяние, посягающее на государственный или  общественный порядок, на различные  формы собственности, права и  свободы граждан, на установленный  порядок управления. Это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность. Таким  образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное  деяние. Она состоит в применении к субъекту административного наказания.

Понятие административного  деликта включает в себя определенное качество, совокупность ряда существенных для него свойств, признаков, таких, как противоправность, виновность и  наказуемость. Это сознательный (умышленный или неосторожный) поступок (действие или бездействие), его совершают  физические вменяемые лица, достигшие  определенного возраста.

В статье 2.3 КоАП РФ определено, что несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет, несут ответственность в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.2.3). Имеется общая для всех субъектов административного правонарушения норма (ст.2.9), которая позволяет освободить лицо от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Для несовершеннолетних возможны и иные основания освобождения их от административной ответственности. Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ позволяет комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, освободить его от административной ответственности с применением меры воздействия, предусмотренной законодательством о защите прав несовершеннолетних. Представляется, что в таких случаях следует руководствоваться действующим Положением о комиссии по делам несовершеннолетних (1967г.), ст. 18 п.п. «б», «в», «г», «е», «ж». Перечисленные пункты статьи 18 не противоречат Конституции РФ и КоАП РФ, международным принципам.

Решая вопрос об освобождении от административной ответственности  с учетом положений ч.2 ст. 2.3 КоАП РФ, комиссия выносит определение. При применении мер воздействия, перечисленных в статье 18 Положения о комиссиях, комиссия вправе, руководствуясь п. «и» ст. 18, выйти в орган опеки и попечительства с предложением рассмотреть вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему ч.4 ст.26 Гражданского кодекса РФ.

Данная норма предусматривает  ограничение или лишение несовершеннолетнего  дееспособности, если будут установлены  конкретные основания, при которых  возможна такая постановка вопроса .

Содержание ч.2 ст.2.3 предполагает, что освобождению от административной ответственности несовершеннолетнего должно предшествовать тщательное изучение обстоятельств правонарушения, данные о личности, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст.4.2 КоАП РФ).

Меры воздействия, применяемые  в данном случае, не являются административным наказанием и не могут в последующем  влиять на квалификацию административного  правонарушения по принципам кратности, повторности, которые предусмотрены  в ст. ст. 4.3,4.6 кодекса.

Несовершеннолетний, признанный полностью дееспособным на основании  ст. 21 и ст. 27 Гражданского кодекса  РФ, административную ответственность  несет в соответствии с предписаниями  ч.1 ст. 2.3. КоАП РФ, в которой речь идет о физическом возрасте, а не о юридической дееспособности.

1.3 Виды административного  наказания, применяемые к несовершеннолетним

Административные наказания  являются карательными, «штрафными»  санкциями; как правило, они состоят  в лишении или ограничении  прав, благ. За совершенный проступок  деликвент либо лишается какого-то субъективного права, либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Кара- это «правовой урон» привлеченному к ответственности. Однако кара не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений.

Наказание предупреждает  новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц ( общая превенция).

В КоАП РФ закреплены следующие виды наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Перечень видов административных наказаний в новом законе изменен. Однако несудебные органы, к которым  относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, исходя из анализа норм закона вправе применять лишь два вида наказаний, предусмотренных КоАП РФ. К ним относятся предупреждение, административный штраф (п.п. 1,2 ч.1 ст.3.2). остальные виды административных наказаний, перечисленные в п.п.3-8 ч.1 ст.3.2 КоАП РФ, назначаются только судом. 

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации  расширил права комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав в области административной юрисдикции: унифицировал производство по делам  об административных правонарушениях  независимо от органа должностного лица, рассматривающего дела об административных правонарушениях, установил единый порядок исполнения постановлений  по делам об административных правонарушениях. Однако в отношении несовершеннолетних сохранены некоторые особенности  привлечения к административной ответственности, а также исполнения административного наказания в  виде штрафа.

Среди задач, которые решает законодательство об административных правонарушениях, в первую очередь  выделены защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина (ст. 1.2 КоАП РФ). Это и определяет задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при производстве по делам об административных правонарушениях.

В законе четко прописаны  вопросы обеспечения законности при применении мер административного  принуждения в связи с административным правонарушением и соблюдения презумпции невиновности (ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ). Лица подлежат административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена их вина, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица. На практике этот принцип комиссиями часто не соблюдается, особенно при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Имеется запрет (ст.25.12, 25.13 кодекса) на допуск к участию в производстве по делам лиц при наличии обстоятельств, исключающих возможность их участия в производстве по делу. Перечень этих обстоятельств исчерпывающий. В соответствии с указанными нормами кодекса не допускаются к участию в производстве по делу в качестве защитника или представителя сотрудники государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием возбуждения дела об административном правонарушении, либо если они выступали в качестве иных участников по данному делу. Эта ситуация на практике может возникать при рассмотрении комиссией дел о нарушениях правил дорожного движения и некоторых других, если лицо, уполномоченное рассматривать такие дела, передало их в соответствии с ч.2 ст.28.3 КоАП РФ в комиссию.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1 Понятие и признаки  производства по делам об административных  правонарушениях несовершеннолетних

Производство по делам  об административных правонарушениях - это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных наказаний, осуществленная в административно-процессуальной форме.

Производство - составная  часть административно - юрисдикционного процесса. Оно представляет собой разновидность административной деятельности, в которой действуют ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту.

Производство состоит  из стадий. Под стадией следует  понимать такую сравнительно самостоятельную  часть производства, которая наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между  собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена  предыдущая, на новой стадии проверяется  то, что было сделано раньше.

Производство состоит  из четырех стадий: 1) административное расследование; 2) рассмотрение дела; 3) пересмотр постановления; 4) исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй - компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей - факультативной - стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой -исполняется принятое постановление. На каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий.

Из традиционно выделяемых стадий производства в наибольшей степени  особенностями, связанными с возрастной спецификой несовершеннолетних, обладают стадии административного расследования  и рассмотрение дела по существу, поскольку  именно на этих стадиях открываются  значительные возможности для обеспечения  максимального воспитательного  воздействия на правонарушителя, управления его поведением, направленного на формирование внутренней готовности к  смене асоциальных установок  его личности на социально- положительные .

Информация о работе Администраторская ответственность не совершеннолетних