Взаимосвязь права и политики, права и экономики в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о соотношении государства, права и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из тех вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.
Актуальность, обозначенных в содержании данной курсовой работы вопросов безусловна. Слово «право» - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Особенности права и его взаимосвязь с политикой……………………………...5
Право и его сущность……………………………………………………………....5
Право и политика………………………………………………………………….10
2. Взаимосвязь права и экономики…………………………………………………13
Соотношение государства, права и экономики…………………………………13
Воздействие права и государства на экономику……………………………….15
Заключение………………………………………………………………………………22
Глоссарий……………………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………………………………….25
Приложение А……………………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь права и политики, права и экономики в современном обществе.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

защиты существующего  общественного строя (устанавливает  меры юридической ответственности  за общественно опасные и вредные  деяния);

обновления  общества, фактором его прогресса (содействует  развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических);

определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы).

Суммируя изложенное, можно дать определение права, как совокупности исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества. Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

1.2. Право  и политика

 

Юридическое право (законодательство) возникло и развивалось  вместе с государством - главным  институтом (органом) политики, под которой издавна понималось искусство управления людьми в цивилизованном обществе, участие классов, социальных групп и их организаций в управлении государством, в делах государства. Политика - более широкое явление, чем деятельность государства. Однако государство занимает особое место в выработке и осуществлении политики как орган выражения интересов всего населения данной страны, т.е. всех социальных групп общества9.

Соотношение права  с государством и иными общественными  институтами складывалось по-разному в истории человечества. В древнейшую эпоху цивилизации в странах Древнего Востока (Египет, Шумер, Вавилон) возникали деспотические государства, в которых главенствовала воля верховного правителя, а его личность чаще всего обожествлялась, определяла содержание закона и претендовала на высшую справедливость.

Государство в  лице царя, фараона творило и закон, и право. Но в те давние времена  политика государства опиралась  и на поддержку таких важнейших  институтов, как войско, религия  и представляющие ее храмы, чиновничество, община и семья. В древних государствах Индии и Китая первыми правовыми источниками служили священные книги (Веды), философские политические трактаты (конфуцианство, Артхашастра), на которых основывались законы царей. Таким образом, в древнейших цивилизациях позитивное право все же не было простым произволом царей. Государственная власть не представлялась еще самостоятельным политическим институтом - она опиралась на божественный промысел, а законы - на заповеди религии, древние обычаи общинного быта, нравственные устои брака и семьи.

В античных государствах Древней Греции и Рима получили развитие различные формы правления (демократия или аристократия, монархия, тирания). Соотношение права и государства  получало более разнообразные формы. Именно в античных государствах зародилось и понятие политики как общественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) полиса, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Рима10. Конечно, и в античные времена сохранялись представление о божественном происхождении государства и покровительстве богов его политике (войнам) и влияние древних обычаев (мифов) на политику, на решение государственных дел, происходившее часто в сакральных формах (например, выборы должностных лиц по жребию, влияние знатных, древнейших по происхождению - аристократии, совета старейшин - ареопага, сената и т.п.). Однако все чаще получало научное признание первенство законов перед государственной властью (Платон), справедливости как главной основы политики (Аристотель).

В Средние века политические институты были сосредоточены  в руках верховных феодалов и  церкви. Характерной чертой политики средневековых государств была раздробленность  власти между отдельными герцогствами, княжествами - сеньоральная монархия. Особое положение городов в феодальном обществе, завоевание ими самостоятельности (Ганзейский союз, Магдебург, Венеция и другие города Италии, Новгород и Псков в феодальной России) порождали и особое право городов, выражавшее интересы купечества, ремесленных цехов, развития мореплавания. В Средние века сохранялось и большое влияние религии, а также местных обычаев на правовые системы. Одним из главных орудий политики были войны между государствами и отдельными феодальными владельцами. К. Маркс назвал феодальное право «кулачным правом», правом сильного11.

Коренной поворот  в соотношении политики и права  произошел в ходе буржуазных революций  в Европе и Северной Америке. Этот процесс занял в развитии стран  Европы несколько столетий и сопровождался возвратами к имперской, но теперь уже буржуазной власти, медленными уступками в сохранившихся империях.

Существенный  прогресс в достижении приоритета права  по отношению к политике произошел  после Второй мировой войны. Этот прогресс был обусловлен достижением единства объединенных наций в борьбе против фашизма и провозглашения Всеобщей декларации прав человека, закреплявшей свободу и достоинство человека основной целью политики и законодательства государств - членов ООН.

Поворот России и других государств - участников СНГ к полному признанию принципов Декларации и пактов о правах человека, к борьбе с терроризмом и другим совместным действиям по укреплению всеобщего мира и доверия открыл возможности для всех новых демократических государств. воплотить общепризнанные демократические основы современного права в своих конституциях и начать строительство правового государства, в котором право, его общепризнанные международные нормы и права человека должны стать главным ориентиром и средством осуществления политики как государства, так и политических партий, общественных объединений, всех слоев общества - предпринимателей, государственных служащих и политических деятелей, рабочих и служащих, сельских тружеников.

В современную  эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии политики государства с правом приобретает важнейшее значение также потому, что юридическое право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства.

Таким образом, политика правового государства, даже в том приближении к нему, в  котором сегодня находится Россия, не может быть свободна от требований конституции и других законов, а  также норм международного права и договоров с другими государствами. Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех своих политических решениях. Такова самая важная и очевидная черта соотношения политики государства с правом, юридически воплощенная в законодательстве.

         2. Взаимосвязь права и экономики

 

    1. Соотношение государства, права и экономики

 

Экономика (от греч. oikonomike - искусство ведения домашнего  хозяйства), как термин на протяжении исторически длительного времени носит устойчивый характер. В контексте излагаемого материала различными словарями он определяется как «Совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе»12 или как «Совокупность производственных отношений определяющих общественно-экономические формации, экономический базис общества»13.

В этих устоявшихся словосочетаниях  просматривается тесная связь между  государством и характером экономических  отношений посредством установления правового режима, позволяющего наиболее эффективно решать общие задачи. Государство всегда и постоянно, но в различной форме присутствует в национальной экономике. В либеральном варианте государство ограничивается обеспечением в стране верховенства закона; поддержанием обороноспособности; определением макроэкономической политики. В этот период государство берет на себя обязанность обеспечения населения медицинскими услугами; возможностью получения образования; решение вопросов социальной защиты определенных слоев населения; обеспечение экологической безопасности.

«Дирижистский» вариант означает усиление роли государства в вопросах содействия развития экономики. Оно начинает принимать активное участие в регулировании рыночных отношений и активно заниматься предпринимательством.

С появлением в XVIII веке либерализма  возник не прекращающийся спор (конфликт) с переменным успехом между ним  и автократией за право оказывать  влияние на формирование международной  политики и соответствующей системы  права. Это выражалось в создании различных противостоящих блоков и союзов государств. Джеймс Медисон называл это «великой борьбой между свободой и деспотизмом». Затем в процесс противостояния включились религиозные, этнические и культурные противоречия. На фоне этих противоречий мировое сообщество так и не смогло выработать единых критериев, позволяющих эффективно подходить к организации типа экономики с учетом существующего в стране политического режима14.

Следует отметить, что экономическая  свобода не является точным и объективным  показателем роста благосостояния. В этом, да и других подобных рейтингах всегда присутствует и политическая составляющая. Например, отнесенная к «преимущественно несвободным» экономика Китая на протяжении ряда лет демонстрирует устойчивый ежегодный рост ВВП 9 - 10%, а «свободная экономика» США - только 4%. В то же время бедная Грузия (777 долл. ВВП на душу населения) занимает 68 место, а Россия (2138 долл.) и Венесуэла (4009 долл.) - на 122 и 152 местах соответственно. В таблице15, приведенной в Приложении А отражен рейтинг экономической свободы стран СНГ за 2008 г., составленный американским аналитическим центром Heritage Foundation.

В плане соотношения  государства и права с экономикой главным вопросом является примат экономических  отношений перед политическими и государственно-правовыми. Исходя из тезиса об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. В результате государство с помощью законов и, особенно, подзаконных и, как теперь установлено, далеко не всегда законных нормативных правовых актов активно строило и охраняло экономические отношения, не соответствующие конкретным и перспективным интересам государства и общества. Кроме того, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и наоборот - в частности, на направление ее деформаций.

    1. . Воздействие права и государства на экономику

 

Необходимо подчеркнуть, что общественные отношения, базирующиеся на нормах права, являются наиболее адекватной формой экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (директивно-государственная, приказная) не являются оптимальными. Они искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п16. Таким образом, право - это естественная форма экономических отношений.

Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт) в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.

Единой юридической  основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они - носители овеществленного труда, придающего им стоимость. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права17.  Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание, оно определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой - уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями.

Однако как, каким образом  отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают  в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода - необходимое условие для выявления экономической необходимости. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.

Итак, право не просто воздействует на экономику, оно - имманентная  ее часть. В правовой науке существует мнение, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики.

Автору представляется, что это спорная точка зрения, так как правовая система - процесс  живой, остановить его и зафиксировать  в каких-либо формах нельзя, как нельзя остановить время. С развитием общества трансформируются и правовые системы. Считать ту или иную систему раз и навсегда установившейся - значит спорить с законами диалектики.

Право как социальный институт возникает вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Государства не могут воплощаться в любые формы, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Если право воздействует на экономику как бы изнутри, являясь  оптимальной формой экономики и  единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. Это проявляется в следующем.

Во-первых, государство  выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым  охраняет экономическое пространство внутри страны.

Информация о работе Взаимосвязь права и политики, права и экономики в современном обществе