Взаимоотношение государства и личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государства и личности. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие конкретные задачи:
- изучение понятия правого статуса личности;
- изучение взаимная ответственность личности и государства;
- рассмотрение конституционные обязанности государства и гражданина;
- исследование современных точек зрения по данному вопросу.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Правовая основа взаимодействия государства и личности.
1.1. Правовой статус личности и государства ……………………………….3
Глава 2. Принципы взаимной ответственности государства и личности.
2.1. Взаимная ответственность личности и государства…………………….6
2.2 Конституционные обязанности государства и гражданина……………14
Глава 3. Современная концепция взаимоотношений государства и личности…...18
Заключение…………………………………………………………………………...22
Список использованных источников…………………………………………….....23

Файлы: 1 файл

Собственно курсач.docx

— 63.81 Кб (Скачать файл)

Для выявления существующих тенденций и адекватного представления  о развитии обязанностей человека существенное значение имеет Американская декларация прав и обязанностей, принятая 2 мая 1948 г. Согласно которой в обязанностях человека выражены требования общества к человеку, а их вынесение является условием нормального функционирования общества. В частности, указанная Декларация провозгласила обязанности оп отношению к обществу в целом, обязанность подчиняться закону, обязанности в отношении детей и родителей, получать образование, платить налоги, служить обществу и нации, участвовать в голосовании , работать, воздерживаться от политической деятельности в иностранном государстве и др.

В ст.1 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948г. Провозглашается: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Здесь обязанности человека и гражданина выступают в качестве нравственного долга, а в ч.1 ст.29 указанной Декларации принцип ответственности личности перед обществом и за общество выражен значительно более четко: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только возможно свободное и полное развитие его личности». [21]

Конституционные обязанности – это установленное основным законом требование должного поведения человека как члена общества. К конституционным обязанностям в первую очередь можно отнести:

  • Конституционные обязанности – это установленное основным законом требование должного поведения человека как члена общества;
  • Обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц (ст.53 Конституции РБ)
  • Обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов (ст.56 Конституции РБ)
  • Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54 Конституции РБ)
  • Обязанность охранять природу (ст.55 Конституции РБ)
  • Обязанность защищать Республику Беларусь (ст. 57 Конституции РБ)

Юридической обязанностью каждого, кто находится на территории РБ, является обязанность соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы.[5]

Однако, круг конституционных обязанностей довольно широк и, вопреки распространенному мнению, не сводится к традиционно провозглашенным в Конституции обязанностям – платить налоги, нести военную службу и. т. п. При этом все обязанности можно разделить на позитивные и негативные (пассивные) в зависимости от характера, содержащегося в них предписания и требуемого от их носителя поведения. Позитивные обязанности требуют от субъекта конституционной обязанности положительных действий: платить налоги, нести военную службу. Пассивные (негативные) требуют от субъекта воздержаться от определенных действий, противоречащих солидарной природе общества( осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц) или прямо запрещаемых Конституцией.[21]

Эти группы конституционных  обязанностей различаются и по степени  усилий их носителей, по осуществлению  содержащихся в них предписаний  и участию в этом процессе государства. Обязанности нести военную службу или обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  требуют, с одной стороны, положительных  усилий от их субъекта, с другой стороны. Они предполагают непосредственное и позитивное участие государства, в том числе  форме правового  нормирования условия и порядка  несения военной службы или уплаты налогов. И в этом случае об обязанностях следует вести речь как о должном.

Пассивные обязанности такого участия для своего осуществления  их носителем не требуют; участие  в этом процессе государства становится необходимым в случае их неисполнения или иного нарушения. И в этом случае сущность обязанности предстает  в качестве правовой невозможности  или недопустимости определенного  поведения, т.е. запрета или ограничения.

Возможна и более дробная  типология конституционных обязанностей граждан. В частности, если в основу классификации обязанностей положить из социальную и юридическую природу и нормативное содержание, можно различать:

  • Этико-социальные обязанности;
  • Социально – культурные обязанности;
  • Обязанности в сфере охраны окружающей среды;

Таким образом, конституционными обязанностями человека и гражданина являются как позитивно закрепленные в Конституции обязанности, так  и запреты и ограничения, которые  возложены на личность и гарантированы  возможностью принуждения, правом на которое  обладает государство. В двух последних  случаях речь идет о запретах и  ограничениях отдельных субъективных прав. [21]

 

Глава 3. Современная  концепция взаимоотношений государства  и личности.

Исторически, исходя из приоритета тех или иных интересов, сформировалось две концепции взаимоотношений государства и личности.

Первая предполагает приоритет государственных интересов над личными. Вторая, противоположная, обосновывает приоритет личных интересов над государственными. В последнее время появилась и третья концепция, призванная соединить в себе положительные черты первых двух — так называемая доктрина оптимума. [23]

Концепция приоритета государственных  интересов над личными была сформирована в Советском государстве, в котором социальная организация общества строилась на традиции системоцентризма. [13] Для всей политической системы того времени было характерно отрицание идеи индивидуализма, провозглашалась общинная идеология, коллективизм. Личностью считался о по сути дела только трудящийся человек, только он был достоин заботы и защиты государства. Провозглашался лозунг: «Кто не работает, тот не ест».

Идеи второй концепции  отражены в различных либеральных  доктринах прошлого, в трудах Д. Локка, Г. Гроция, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и многих других мыслителей. В либеральной доктрине главным во взаимоотношениях личности и государства является личность, а главное для личности — это свобода, равенство, гуманизм, права человека.

Концепция приоритета личностных интересов над государственными получила свое развитие в новых постсоветских странах. К примеру, Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и что признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. [9]

Однако в последнее  время по поводу тезиса о высшей ценности личности и ее неотъемлемых правах все чаше стали высказываться  сомнения. Так, по мнению Г.Г. Бернацкого. при буквальном толковании ст. 2 Конституции РФ получается, что она постулирует ценности классической либеральной доктрины — индивидуализм, подчиненность интересов государства интересам личности, доминирование частного блага над общим. В настоящее время практически ни одна конституция мира не постулирует права человека и гражданина в качестве высшей ценности без каких-либо оговорок. Права и обязанности человека в равной степени являются высшими ценностями, и отдавать предпочтение правам нет оснований. Права и обязанности должны балансировать как равноценные сущности. [2]

Опираясь на приведенные  доводы, автор статьи 2 Конституции РФ предложил ее новую редакцию: «Человек и общество, их неотчуждаемые права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод как человека и гражданина, так и общества — обязанность государства». [3]

Суть третьей концепции  состоит в том, что приоритет  не отдается ни интересам личности, ни интересам государства, а провозглашается  равенство между ними — доктрина оптимума. Данная концепция предполагает установление необходимого баланса интересов личности и государства, сочетание индивидуальных и государственных начал в жизнедеятельности общества.

Оптимальное решение проблемы взаимоотношения личности и государства видится только в нахождении баланса интересов между ними. Одним из способов обеспечения баланса интересов между государством и личностью является ограничение и самоограничение их прав и свобод ради общего блага. [20] Немецким ученым Г. Ахенвалем было сформулировано следующее важное положение: «Государственное благоразумие заключается в умении устроить благосостояние государства таким образом, чтобы этим действительно достигалось счастье всех и каждого». [18]

И.И. Котляр полагает, что  противоречие между правами человека и интересами государства имеет  в большей мере внешний характер, в связи с чем «нужно только сбалансировать их так, чтобы они  были взаимосвязаны и при этом не игнорировалась любая их часть». По его мнению, не должно быть противопоставления не только государственных и личных интересов, но и «определенных ограничений, налагаемых на права и свободы человека в организованном обществе». [8]

Таким образом, ограничение  прав и свобод граждан, а также  государства является важной составляющей проблемы нахождения баланса интересов  личности и государства. В целом  способами обеспечения указанного баланса интересов могут выступать:

  1. ограничение и самоограничение, как со стороны власти, государства, так и со стороны личности, гражданина;
  2. взаимные права и обязанности, а также взаимная юридическая и моральная ответственность указанных субъектов;
  3. максимальный учет на законодательном, а шире — правотворческом уровне объективных потребностей, запросов, ожиданий общества, всех его членов, социальных групп и слоев;
  4. равенство всех перед законом и судом; справедливость и легитимность власти и принимаемых ею законов, включая Конституцию;
  5. сочетание методов убеждения и принуждения в системе государственного управления сверху донизу;
  6. развитие отношений партнерства и сотрудничества между государством и личностью на основе общих целей и задач;
  7. национальное и межэтническое единство народов в государстве;
  8. расширение экономической и политической свободы личности;
  9. сокращение чрезмерного социального расслоения общества на «очень богатых» и «очень бедных», поиск социального мира и согласия между правящими элитами и малоимущими слоями населения;

Довольно сложно, исследуя вопрос о взаимоотношениях личности и государства, обойти вниманием концепцию правового государства, т. к. проблема взаимоотношений государства и личности — одна из важнейших для правового государства. Более того, принцип их оптимального взаимодействия является одним из основных его принципов.

Идея гармонизации взаимоотношений  личности и государства находит  наиболее полное выражение в теории и практике правового государства, законодательно и на практике признающего незыблемость основных прав и свобод человека. Думается, что самой главной чертой правового государства является строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности.

Этот принцип выражается в установлении самим государством законодательных ограничений своего вмешательства в частную жизнь личности, принятии на себя обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, наличии реальных мер ответственности должностных лиц и властных структур за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не должна быть чрезмерной, переходить во вседозволенность, а должна ограничиваться законом, интересами и правами других лиц. Человек обязан соблюдать все закрепленные в законодательстве предписания и установления, исполнять обязанности перед государством и обществом. Свобода предполагает ответственность.

По мнению О.Ю. Рыбакова, перед  современной Россией стоит задача, которая не была решена на протяжении всего XX в. — формирование приемлемых для личности отношений, где особое значение имеют свобода, главенство права, законность, уважение и достоинство личности, не подавление отдельного индивида властью, а их партнерство. Для этого, по мнению ученого, требуется время, а также существенное изменение сознания россиян, причем идущее не от западных призывов и установок для личности и общества, а рождающееся на основе индивидуальной воли, преобразующейся в волю коллективную. [2]

 

Заключение

В подведении итогов своей  работы можно сделать вывод о том, что взаимоотношения между государством и личностью – очень сложный механизм, и в нем должны выполнять свои функции, задачи и обязанности каждая из сторон -  в противном случае общество никогда не сможет даже приблизиться к наиболее совершенной модели взаимодействия государства и личности, а значит, оно не сможет получить и все блага, которое можно обрести.

Словно механизм в часах, личность и государство должны взаимодействовать, чтобы добиться наилучших результатов и достигнуть наивысшего уровня жизни. Если государство будет исполнять свои обязанности, наложенные на него народом и Конституцией, а граждане, в свою очередь будут поступать в соответствии с конституционными и иными обязанностями, то конфликты между государством и гражданами сведутся к минимуму, а недовольство общества государственной властью в различных аспектах значительно убавится.

Целью своей работы я ставила изучение понятия правого статуса личности, изучение взаимная ответственность личности и государства, рассмотрение конституционные обязанности государства и гражданина, исследование современных точек зрения касательно взаимоотношений между государством и личностью. В ходе своих исследований по данному вопросу, я поняла, насколько важно взаимодействие государства и граждан, насколько может стать лучше наше положение, если общество станет более активным и станет пользоваться своими возможностями.

Информация о работе Взаимоотношение государства и личности