Взаимодействие Президента и Правительства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

целью работы будет исследование вопроса взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ.
Задачи стоящие при написании работы:
- исследовать вопрос Взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ;
- рассмотреть вопрос административно-правового регулирования легитимного изменения баланса властей в Российской Федерации;
- рассмотреть конституционные способы воздействия президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской
формы правления;

Содержание работы

Введение___________________________________________________3

Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти__________________________________5

2. Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации______12

3. Вопросы взаимодействия и баланса полномочий Президента и Парламента______________________________________________________19

Заключение________________________________________________25

Список литературы_________________________________________27

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

 

 

Взаимодействие  Президента и Правительства в  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Студентки 3 курса 3 группы д/о

Чернышовой Дарьи Сергеевны

 

Руководитель:

к.ю.н. Стародубцева И.А.

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение___________________________________________________3

 

  1. Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти__________________________________5

 

2.      Федеральное Собрание – Парламент  Российской Федерации______12

 

3.  Вопросы взаимодействия и баланса полномочий Президента и Парламента______________________________________________________19

 

Заключение________________________________________________25

 

Список литературы_________________________________________27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение 
   
            Конституционные полномочия Президента по взаимодействию органов государственной власти ориентированы на укрепление единства системы этой власти и позволяют ему в случае неразрешимых противоречий между парламентом и Правительством либо отправлять Правительство в отставку либо путем назначения выборов в Государственную Думу нормализовать политическую обстановку в стране. 
           При оценке взаимоотношений федерального Правительства и Президента необходимо иметь в виду, что существенные полномочия в этой области даны Президенту не только Конституцией, но и федеральными законами. 
           Действующая Конституция не обусловливает только сегодняшнюю схему взаимоотношений Президента и Правительства. 
           Нынешнее положение, как отмечают отечественные государствоведы, является скорее свидетельством соответствующих политических ситуаций, нежели следствием конституционной доктрины. 
На основании изложенного целью работы будет исследование вопроса взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ. 
           Задачи стоящие при написании работы: 
- исследовать вопрос Взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ; 
- рассмотреть вопрос административно-правового регулирования легитимного изменения баланса властей в Российской Федерации; 
- рассмотреть конституционные способы воздействия президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской 
формы правления; 
- найти пути совершенствования правовой базы института президенства Российской Федерации; 
- выяснить грани взаимодействия Правительства и Президента Российской Федерации. 
- разобраться в проблемах взаимодействия Президента и исполнительной власти. 
            Актуальность работу заключается в том, что вопросы соотношения Правительства и Президента Российской Федерации всегда были под пристальным вниманием российского общества. 
Новизна работы состоит в том, что исследование проводилось в рамках последних изменений законодательства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовой  статус Президента России.

Президент и Правительство в механизме государственной власти.

 

 

С главы 4 Конституции  Российской Федерации начинается изложение  в Основном Законе страны системы  государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется  также особым статусом Президента в организации государственной власти России. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть.1

Согласно Конституции РФ Президент РФ как институт государственной власти стоит особняком и не относится ни к одной из трех ветвей власти. Он стоит выше них, контролирует их деятельность и вообще наделен обширными полномочиями. Собственно говоря, это отдельный орган власти. Однако, несмотря на очень сильную президентскую власть в России, последнюю принято относить не к президентским, а к полупрезидентским республикам.

При этом конституционная модель республики в РФ выглядит таким образом, что  путем обеспечения «сдержек и противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти. Какими бы широкими не были полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других государственных органов государственной власти и характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Б.П.Елисеев2 определяет институт президентства как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти. По его мнению, институт президентства должен рассматриваться как совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления, основанных на конституционных нормах, регулирующих функционирование президентской власти.

Само понятие «президент как выборный глава государства» является, как определяет Г.В.Дегтев3, родовым по отношению к понятию «президент» и общим для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления. Видовыми признаками понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий. Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов, как «глава государства», «глава исполнительной власти», «арбитр», «высшее должностное лицо». Иногда, как например в ФРГ, конституционный статус Президента не определен.

Особый интерес представляет анализ понятий «институт президентства» и «правовой статус президента», проведенный И.Д.Хутинаевым4. Он отмечает первичность института президентства и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего институт президентства определяет не только функционирование, но и избрание президента. На этом основании делается вывод о том, что правовой статус является частью правового института, определяющего президентскую деятельность.

Важным для понимания сущности института президентства является определение основных черт, характеризующих  данный институт. Так, Б.П.Елисеев5 выделяет следующие:

Президент является выборным главой государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей; в организационном аспекте Президент никому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнение законов; 

В соответствии со ст.80 Конституции  РФ Президент Российской Федерации  является главой государства. Придание Президенту статуса главы государства, по мнению Е.И.Козловой и О.Е.Кутафина6, вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций наиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и по существу умаляло прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Таким образом, принципиально новая  дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся  в Конституции  Российской Федерации, означает, что  Президент Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и  свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2 Конституции. То есть, Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека работали бесперебойно. Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент также имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов, а также руководителей тех властных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.

В установленном Конституцией порядке  Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти РФ. В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Президент Российской Федерации в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Как глава государства Президент  представляет Россию внутри страны и  в международных отношениях.

Однако весь перечисленный список полномочий Президента не дает оснований  толковать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней, с федеральными законами, и в необходимом взаимодействии с Парламентом и Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем достаточно часто  упоминается о том, что Президент не только руководит Правительством, являясь как бы его верховным руководителем, но и наряду с этим осуществляет через Правительство свои управленческие функции.

И здесь при всей привлекательности  тезиса о монократическом президентском  руководстве исполнительной властью и множестве аргументов в его пользу следует все же признать, что реальные рычаги власти находятся одновременно у нескольких государственных органов и должностных лиц, имеющих по отношению к главе государства не только относительную самостоятельность.

Свое понимание роли и места Президента в определении  государственной политики В.Путин  выразил в послании Федеральному Собранию (2000 года): «Только действующий  глава государства вправе ставить  перед органами власти программные  задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение».

В качестве очевидной тенденции  соотношения власти между Президентом  и Правительством следует отметить «перетягивание» в сторону президентской  власти различных полномочий, размывание границ полномочий других институтов власти. Фактически в первое десятилетие со дня принятия Конституции, особенно под руководством Президента Б.Н.Ельцина, исполнительная власть в России пришла в негодность и требовала коренных преобразований. В сущности за Правительством сохранялись лишь функции руководства социально-экономическим блоком федеральных органов управления, а также весьма неясная координация тех органов управления, которые находятся в прямом ведении Президента.

Таким образом на конституционном уровне фактически были созданы два центра руководства органами федеральной исполнительной власти при лидирующей роли Президента. Из этого вытекает, что в каком бы соотношении и субординации они не находились, всегда будет остро стоять проблема разграничения их полномочий. И здесь следует напомнить о роли таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности и др., которые призваны помогать Президенту в осуществлении его функций. В научной литературе эти органы обычно называют «вспомогательные государственные органы при главе государства».7 Однако на практике, о чем неоднократно говорилось, эти органы действовали как самостоятельная политическая сила под эгидой президентского покровительства, как «второе Правительство».

Еще одной «порочной» практикой является выделение, «вычленение» из прямого ведения Правительства многих федеральных министерств и ведомств. Следствием этого может стать ослабление коллегиального начала в работе Правительства и бесконтрольность «силовых ведомств». Как видится, в этом есть серьезная угроза демократии. Прямое подчинение силовых структур Президенту при слабом контроле со стороны парламента способствует самовозрастанию их значимости в жизни государства.

Сложившаяся практика подтверждает, на первый взгляд, фактическое верховенство Президента России в исполнительной власти. Но политические реалии изменчивы, они не всегда соответствуют логике предписаний Закона. Конституция закрепляет за ним статус главы государства и не более того. В этой связи небесспорны суждения о том, что «анализ конституционных норм подтверждает вывод, что Президент РФ фактически глава исполнительной власти, верховный руководитель Правительства, осуществляющий общее стратегическое руководство им».8

Политическое единство Президента и Правительства не противоречит конституционной самостоятельности и полноценному функционированию Правительства как высшего исполнительного органа, ответственного перед народом. Но в то же время это требует правового понимания Президентом своего места в системе власти. Нерациональна такая конструкция структуры государственных органов, где систему исполнительной власти возглавляют два высших федеральных органа государственной власти. У Правительства и Президента разные конституционные статусы и назначение в механизме государственной власти. Однако характер имеющихся сегодня у главы государства полномочий свидетельствует о том, что объем его полномочий в области принятия политических решений явно завышен. Фактически Президент создает и формирует Правительство, отправляет его в отставку, освобождает членов Правительства по предложению Председателя Правительства. Эти кадровые полномочия дают ему возможность так или иначе воздействовать на Правительство.

Информация о работе Взаимодействие Президента и Правительства в Российской Федерации