Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении роли государства в упралении обществом.
Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть социальный механизм формирования государственного управления;
– подробно рассмотреть цели и принципы государственного управления
- изучить представительство интересов в государственном управлении;
- определить публичную политику как процесс взаимодействия государства и общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления………………………………………………………………………...5
Управление, как социальное явление……………………………………..5
Специфика государственного управления………………………………..8
Цель, функции и принципы государственного управления……………10
2. Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления……………………………………………………………………….17
2.1 Представительство интересов в государственном управлении…………..17
2.2 Публичная политика как процесс взаимодействия государства и общества………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.26 Кб (Скачать файл)

В ней выделяют четыре главных компонента.

Экономический. Общественный сектор экономики, производство благ общественного пользования, политика перераспределения доходов для удовлетворения общественных нужд.

Социальный. Общественные и государственные службы социального обеспечения: пенсии, пособия, занятость, здравоохранение, образование, общественный транспорт и средства коммуникации, сохранение среды обитания, защита от преступности и коррупции, коммунальное обслуживание, поддержание социальной стабильности и комфортности для населения.

Гражданско-политический. Негосударственные самодеятельные объединения и ассоциации граждан, гражданская сеть формирования общественного мнения, центры гражданской солидарности.

Социокультурный компонент. Институты воспроизводства и сохранения духовных ценностей и культурных кодов общества.

Публичная политика является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

Публичная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие важнейшие элементы, как:

определение целей и приоритетов развития общества;

разработка и планирование политической стратегии;

анализ и оценка затрат по альтернативным программам и политикам;

обсуждение и консультирование;

выбор и принятие государственных решений;

контроль и оценка исполнения;

мониторинг общественного мнения и т. д.

Большим влиянием в современной политической науке пользуется теория публичного (социального) выбора. Она активно используется для описания публичной политики, позволяя создать логическую картину поведения авторов при выборе публичных целей, когда ориентация на максимизацию собственной выгоды сочетается с институциональными и идеологическими факторами в деятельности государства.

Многочисленные современные исследователи в области публичной политики пришли к выводу, что сфера публичной политики не свободна от идеологического влияния, хотя это не означает, что она может быть реализована вне фактора общественного согласия. В данном случае общественное согласие это и есть коллективный выбор, результат согласия общества и государства. В общественном выборе воплощается воля общества по основополагающим для него проблемам, к которым относятся: благосостояние, сочетание личных и общественных интересов, индивидуальных и коллективных ценностей, индивидуальной свободы и принуждения, индивидуальной и коллективной безопасности.

В рамках теории социального выбора подчеркивается, что публичная политика становится результатом взаимодействия общества и государства в направлении и реализации общественных интересов, что это результат коллективного выбора. Общество выбирает политический курс, политическую линию, оно выбирает главные политические фигуры. При этом необходимо подчеркнуть, что, рассматривая публичную политику в рамках данной исследовательской парадигмы, исследователи ставят вопрос о внешней и внутренней обусловленности коллективного выбора. Коллективный выбор рассматривается как выбор эндогенный, т. е. внутренне обусловленный, поэтому любой политический курс является результатом определенного взаимодействия между гражданами-избирателями и теми, кто принимает политическое решение.

В сфере публичной политики всегда есть внешние силы, которые принимают форму принуждения. Это институты и идеология. Принимая экзогенную по отношению к обществу обусловленность, они имеют тенденцию к усилению автономии и самостоятельности по отношению к обществу. Если эта тенденция усиливается, искажается социальный выбор, ибо меняется отношение внутренней и внешней обусловленности этого выбора. Теория социального выбора утверждает, что необходимо анализировать поведение граждан и факторы, которые влияют на выбор [10;С.96.].

Между политическими институтами, политическими фигурами идет борьба за влияние на выбор избирателя, при этом следует отметить, что многие факторы затрудняют общественный выбор, в том числе отсутствие достоверной информации, наличие принуждения.

Исследования публичной политики и демократии за последние три десятилетия показали, что при всех возможных детерминантах или факторах выбора политического курса существует тесная зависимость между политическим режимом и ориентацией государства на удовлетворение общественных потребностей.

Развитие общества по пути демократии неизбежно приводит к изменению характера внутренней и внешней политики государства. Стержнем государственного управления становится ориентация на демократическое устройство общества, эффективное государство, расширение сферы политики до-уровня публичной политики.

Еще в глубокой древности Ликург сказал, что трое составляют сущность государственного строя: правитель, судья и частный человек. Это его высказывание можно отнести и к современному образу правления. Без государственной воли демократия невозможна. Перефразируя слова Ликурга, можно сказать, что только там будет демократия, где правитель и частный человек, то есть гражданин, идут навстречу друг другу. В современном мире главы государств играют огромную роль в демократическом развитии своих стран. Воля главы государства к тому, чтобы наполнить закон правовым содержанием, то есть, таким содержанием, которое соответствует правам человека, воля к тому, чтобы Конституция страны была незыблемым началом ее жизни, являются важнейшей гарантией демократии в любом государстве.

Выводы ко второй главе:

В процессе государственного управления происходит согласование и разрешение социальных противоречий, возникающих в результате столкновения всевозможных интересов различных групп многих людей.

Система социального представительства в процессе государственного управления выполняет две важнейшие функции:

1) посредничество между государством и гражданами (членами общества), выражая и защищая их конкретные интересы;

2) коррекцию государственных решений, причем как на этапе их подготовки, так и при назревшей необходимости последующих изменений.

Публичная политика представляет собой особый род активности государства и других публичных организаций, нацеленной на удовлетворение потребностей населения, можно утверждать, что характер публичной политики тесно связан с уровнем демократизма политической системы. Именно для демократических государств характерным является ориентация публичной политики на максимальное удовлетворение интересов всего населения.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, социальный механизм осуществления государственного управления, аккумулирующий интересы и потребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов их реализации, может быть выражен через следующую опосредованную государством единую цепь: потребности - интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы — решения - действия - результаты. Именно в такой последовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи общественных элементов происходит формирование и реализация государственного управления.

Государственное управление имеет свою ярко выраженную специфику. Государственное управление - это социальное управление. Система эффективного государственного управления должна обладать четко целями, функциями и принципами.

         Система представительства интересов в государственном управлении включает две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы. Первая - политическое представительство, оформленное через прямое и опосредствованное участие населения в органах государственной власти, в том числе и их представителей, политическое лидерство и т.п. Вторая - разветвленные связи, прямо не опосредствованные политическими выборами, между государством и группами интересов, - функциональное представительство. Содержание и характер представительства отличается большим разнообразием. Важно отметить связь и отличие двух видов представительства: в одном оно реализуется через участие индивида в политической жизни, а в другом - посредством деятельности специально созданных для достижения определенных интересов групп. Оба вида тесно взаимосвязаны и только в своей совокупности решают проблему адекватного взаимодействия общества и государства.

Публичная политика представляет собой особый род активности государства и других публичных организаций, нацеленной на удовлетворение потребностей населения. Характер публичной политики тесно связан с уровнем демократизма политической системы. Именно для демократических государств характерным является ориентация публичной политики на максимальное удовлетворение интересов всего населения.

Процесс совершенствования государственного управления является концентрированным выражением осознания значимости деятельности общества по овладению знаниями о закономерностях управляющего воздействия государства в обеспечении общественного развития. Динамизм общества, сложность, многогранность решаемых им задач предъявляют особые, повышенные требования к государственному управлению, которое должно не только соответствовать их уровню и масштабности, но и в известной степени опережать его развитие с тем, чтобы создавать для него благоприятные организационные и функциональные предпосылки. А для этого процесс совершенствования государственного управления должен быть планомерным, непрерывным, систематичным, научно обоснованным, практически реалистичным и качественно результативным. В этом смысле представляется, что именно содержание и организация данного процесса есть условие и фактор эффективной реализации социальных ресурсов государственного управления. Поэтому без преувеличения можно утверждать, что уровень, качество и эффективность государственного управления, на что решающее влияние оказывает «человеческий фактор», дают важнейший источник социальной модернизации и выступают движущей силой дальнейшего развития и общества, а в нем человека, и государства, а в нем гражданина.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Юристъ, 2008.-56.;

2. Антонова , Н.Б., Захарова, Л.М., Вечер, Л.С.; Под ред. Н.Б, Антоновой. Теория и методология государственного управления: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2008. – 191 с.

3. Атаманчук , Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы) / Г.В.Атаманчук Учеб.пособ. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2010. – 302 с.

3. Василенко , И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Германия, Франция: Учебное пособие. – М., 2009. – 224 с.

4. Гречнева , Е.Ф. Общество и государство: проблемы публичной политики // Новейшая история (1991-2009 гг.): государство, общество, история: Матер. межд. науч.-теор. конф. – Мн.: Бел.навука, 2010. – С. 368-374.

5. Ильин , М.В. Государственное управление: Учеб.пособ. / М.В. Ильин, А.М. Разумовский. – Мн.: Част. Ин-т управления и пред-ва, 2009. – 103 с.

6. Ильин , М.В. Управленческие процессы и технологии: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2010. – 223 с.

7. Князев , С.Н. Государственное управление: от философских оснований до созидания сильного и процветающего государства: Монография / Под ред. С.Н. Князева. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2008. – 461 с.

8. Козбаленко , В.А. Государственное управление. Основы теории и организации: В 2-х т. / Под ред. В.А. Козбаленко. – М.: Статут, 2009. – Т. 2. – 590 с.

9. Комаровский , В.С.,  Рогачев , С.В. Политическое управление: Учебное пособие / Под ред. В.С. Комаровского, С.В. Рогачева. – М., 2009. – 210 с.

10. Кравченко , И.И. Государство и общество // Вопросы философии. – 2010. - № 7. – С. 19-35.

11. Лапин , А.Н. Теория управления: Учеб.пособ. / А.Н.Лапин – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 558 с.

12. Лафта, Дж.К Теория организации / Дж.К. Лафта – М.: «Проспект», 2008. – 284с.

13. Марков, К.К. Управление  персоналом / К.К. Марков – М.: «Издательство Экономика»,2009.- 287с.

14. Шматко , Н.Н. Феномен публичной политики // Социологические исследования. – 2001. - № 7. – С. 106-112.

 

 

 


Информация о работе Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления