Выборы в системе государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...ст.2
Глава 1. Выборы в системе государственной власти…………………...ст.3
1.1.Демократия и выборы…………………………………………………ст.3
1.2. Выборы как политическая ценность и правовой институт……...…ст.5
1.3. Принципы организации и проведения выборов…………………….ст.8
1.4.Обязательность выборов…………………………………...................ст.9
1.5. Периодичность выборов…………………………………………...…ст.10
1.6. Открытость и гласность выборов……………………………………ст.11
1.7. Свобода выборов………………………………………………………ст.12
1.8. Уровни и виды выборов……………………………………………….ст.13
Глава 2. Понятие и виды избирательных систем………………………..ст.16
2.1. Понятие избирательной системы…………………………………….ст.16
2.2. Мажоритарная система……………………………………………….ст.17
2.3. Пропорциональная система…………………………………………..ст.19
2.4. Полупропорциональные системы……………………………………ст.20
2.5. Смешанные системы………………………………………………….ст.21
Глава 3. Избирательное законодательство в системе конституционного права………………………………………………………………………..ст.22
3.1. Конституционное регулирование принципов избирательного
права………………………………………………………………………...ст.23
Глава 4. Источники избирательного права РФ………………………….ст.25
4.1. Конституция Российской Федерации как источник избирательного права..............................................................................................................ст.26
Заключение…………………………………………………………………ст.28
Список используемой литературы………………………………………ст.29

Файлы: 1 файл

Выборы.docx

— 56.53 Кб (Скачать файл)

Современное понятие выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное  право составляет значительную по своему объему и воздействию область  юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию  и передачу власти по итогам регулярно  проводимых выборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы организации и проведения  выборов.

 

Регламентация принципов организации и проведения выборов в органы государственной  власти составляет важнейшую часть  предмета правового регулирования  в области общественных избирательных  отношений. Избирательное право  представляет собой совокупность институтов, нормы которых регулируют содержание субъективного избирательного права  граждан, а также формально-юридические  гарантии, условия и порядок осуществления  данного права. Поэтому вопрос о  принципах избирательного права  не может быть ограничен рамками  субъективной формы участия граждан  в избирательном процессе, представленной в категориях всеобщего равного  и прямого избирательного права. В полном объеме своего содержания и юридического выражения сюда органично  входят фундаментальные начала избирательного процесса, отражающие демократическую  природу выборов как политического  института народовластия и обеспечивающие свободное и открытое участие  граждан в процессах и структурах государственной власти.

Анализ действующего федерального и регионального законодательства, касающегося вопросов организации  и функционирования выборных институтов публичной власти в части правового  регулирования политических прав и  свобод, юридических гарантий, процедур и избирательных действий, в совокупности обеспечивающих их реализацию, показал, что к политико-правовым и административным основаниям избирательного процесса можно  отнести весьма ограниченное количество собственно нормативных принципов  его организации. Ряд юридических формул содержится в преамбуле Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Дополнительные определения сформулированы в статье 3, предназначенной для юридической квалификации в целом принципов проведения выборов, - открытость и гласность.

Состояние и  уровень юридической разработки системы общенормативных принципов организации и проведения выборов не позволяют дать их исчерпывающую - перечневую и содержательную - характеристику. Примером открытой юридической формулы является определение принципа альтернативности выборов, содержащееся в статье 32 указанного Федерального закона. Развитие современного избирательного права в условиях углубления и расширения демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы (перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний, к которому можно отнести следующие основные принципы организации и проведения выборов.

 

 

 

 

 

 

1.4.Обязательность  выборов.

 

Данный принцип  основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом  правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной  власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные государственные  органы должны регламентировать время  деятельности выборных институтов публичной  власти и обеспечивать их воспроизводство  на регулярной основе через избирательный  процесс.

Общий правовой режим обязательности проведения всех видов выборов установлен в статье 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", при  этом основной акцент сделан, главным  образом, на условиях и процедуре  назначения выборов. Региональная практика организации и проведения выборов  показала, что введение института  назначения выборов не гарантирует  в полном объеме обязательности их проведения. Открытой остается проблема отмены и переноса срока назначенных  выборов.

Институт назначения выборов, в  комплексе регулируемых им избирательных  отношений - их периодичности, сроков, изменения нормативных сроков, то есть продления или сокращения времени  выполнения полномочий выборных органов  государственной власти, - является важнейшим инструментом обеспечения  или, напротив, ограничения избирательных  прав граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Периодичность выборов.

 

Этот принцип  связан с правовыми ограничениями  полномочий выборных органов государственной  власти по срокам их исполнения. Фактически и юридически это означает, что  выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени.

Нормативная регламентация времени деятельности выборных институтов публичной власти призвана, с одной стороны, обеспечить стабильность их функционирования, а  с другой - гарантировать сменяемость (ротацию) депутатов и выборных должностных  лиц по итогам голосования. Периодичность  проведения выборов является одним  из необходимых условий демократичности  и легитимности формируемых через  избирательный процесс государственных  институтов. Принцип периодичности  выборов квалифицируется рядом  международных документов как общее  условие признания их правосубъектности.

Правовое  определение принципа периодичности  выборов в федеральном избирательном  законодательстве не завершено в  той мере, в какой это необходимо для последовательной реализации положений  соответствующих международно-правовых актов. Так, если сроки полномочий выборных федеральных органов государственной власти юридически установлены на уровне конституционно-правовых норм, то срок полномочий региональных органов государственной власти может варьироваться в более широком временном диапазоне, хотя законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, устанавливает срок полномочий региональных органов, аналогичный срокам деятельности федеральных органов, а в статье 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прямо предусмотрено, что максимальный срок полномочий выборных региональных органов устанавливается законами субъектов Российской Федерации и не должен превышать пять лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Открытость и гласность выборов.

 

Открытость  и гласность относятся к универсальным  принципам организации выборных институтов публичной власти. Федеральное  избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного принципа в деятельности избирательных комиссий на всех стадиях  избирательного процесса, а также  открытость и гласность избирательных  кампаний для всех участников избирательного процесса - кандидатов, избирательных  объединений и блоков, избирателей. Так, гласность обеспечивается, в  частности, введением в избирательный  процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической  публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении  и расходовании средств избирательных  фондов, обязательностью официальной  публикации полных данных о результатах  выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7. Свобода выборов.

Принцип свободы выборов предполагает добровольность участия гражданина в избирательном процессе и, как  следствие, недопустимость любых форм воздействия с целью принудить  его к участию или неучастию  в выборах, а также на его свободное  волеизъявление. Существует внешнее  противоречие между отдельными составными элементами организации и проведения демократических выборов, заключающееся  в том, что действующее избирательное  законодательство предусматривает, с  одной стороны, институт признания  выборов состоявшимися или несостоявшимися  в зависимости от количества избирателей, принявших участие в голосовании, и, с другой стороны, институт добровольности и свободы участия избирателей  в выборах. Систематическое толкование понятия "свободные выборы", основанное на текстах Конституции Российской Федерации и определениях федерального избирательного законодательства, заключается в том, что через избирательный процесс не только формируются институты публичной власти, но и обеспечивается легитимный и представительный характер выборных органов государственной власти, а эти политико-правовые качества демократии обнаруживают себя только через свободные выборы и непосредственно связаны с юридически фиксированной квотой участия избирателей в выборах, которая является необходимой формой признания политическим сообществом права выборных органов государственной власти осуществлять функции публичной власти в пределах и сроки, установленные законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8. Уровни и виды выборов.

 

В избирательном  законодательстве Российской Федерации - демократического федеративного правового  государства - в соответствии с конституционной  моделью организации системы  органов государственной власти представлены следующие уровни выборов  органов государственной власти: федеральные выборы, региональные выборы.

Федеральные выборы - это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (при этом конституционно-правовой перечень иных федеральных государственных органов является открытым в связи с возможностью распространения избирательных процессов на Конституционное Собрание и другие органы).

Региональные выборы - это выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, иные государственные органы и на выборные должности в субъектах Российской Федерации, предусмотренные их конституциями, уставами и проводимые на основе федеральных законов и в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а в виде исключения, при отсутствии законодательной базы, в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению конституционных прав граждан на участие в выборах законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В настоящее  время в Российской Федерации  принцип выборности в той или  иной форме распространяется не только на депутатов (членов) законодательного (представительного) органа и высших должностных лиц исполнительного  органа государственной власти, но и на состав иных государственных  органов (в частности, в некоторых  субъектах Российской Федерации  в ходе прямых выборов избираются члены Конституционного Собрания), то есть на государственные органы, как входящие в систему разделения государственной власти (законодательные (представительные) и исполнительные органы.

Выборы депутатов  законодательного (представительного) органа государственной власти в  целом или одной из его палат, выборного должностного лица  соответствующего уровня могут быть как прямыми, когда  они избираются непосредственно  избирателями - гражданин на выборах  непосредственно (лично) голосует за кандидата (список кандидатов) или против него (списка кандидатов) либо против всех кандидатов (списков кандидатов), так и косвенными, когда одна из палат парламента формируется  на ступенчатой, должностной или территориальной основе. Специфической особенностью обеспечения представительного характера Федерального Собрания Российской Федерации - федерального парламента - является использование смешанных избирательных процедур: выборов и формирования.

Наряду с проведением прямых выборов депутатов Государственной  Думы избирательная практика предусматривает  в отношении Совета Федерации - верхней  палаты федерального парламента - механизм формирования, основанный на проведении региональных выборов. Порядок формирования Совета Федерации базируется на конституционном положении о том, что в его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Информация о работе Выборы в системе государственной власти