Выборы депутатов Государственной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Избирательная система в РФ. Общая характеристика мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем…………………………5
Развитие законодательства о выборах депутатов Государственной Думы………………………………………………………………………………….9
Пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы по Федеральному закону от 18 мая 2005 г…………………………………………...12
Выдвижение и регистрация списков кандидатов.
Порядок проведения и итоги выборов.
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………….27

Файлы: 1 файл

vybory_deputatov_gosudarstvennoi_dumy_rf.docx

— 55.48 Кб (Скачать файл)

Законодатель, предусматривая основаниями для отказа в заверении федерального списка кандидатов (ч. 4, 6 ст. 38 ФЗ о выборах депутатов) отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, сведений об имуществе и доходах, а также копий документов, подтверждающих данные, указанные в заявлении, имеет в виду отсутствие одного или нескольких документов у всех кандидатов одновременно. Отсутствие же необходимых документов у одного или нескольких кандидатов влечет их исключение из списка кандидатов при решении вопроса о регистрации федерального списка кандидатов (п. 7 ч. 4 ст. 44 ФЗ о выборах депутатов).

Согласно ч. 8 ст. 38 ФЗ о выборах депутатов в качестве основания для отказа в заверении списка необходимо выделить нарушение порядка выдвижения федерального списка, предусмотренного ст. 36 Федерального закона о выборах депутатов, то есть, если из представленных документов не будет следовать, что все требования к выдвижению списка и к самому списку, перечисленные выше, выполнены.

Согласно закону выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией. Федеральный закон в целом, не устанавливает, каких ­ либо требований к порядку принятия политической партией решения о выборе конкретного способа поддержки выдвижения федерального списка кандидатов, то есть не устанавливает, какой орган и в какой период принимает это решение. Таким образом, политическая партия самостоятельно определяется в этом вопросе.

Установлено единое количество подписей, которое должна собрать любая политическая партия в поддержку выдвижения своего федерального списка кандидатов, в случае избрания такой формы поддержки выдвижения. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, должна собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации может приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории этого субъекта Российской Федерации (в прежнем Федеральном законе было не более 14 тысяч). При этом в п. 1 ч. 2 ст. 42 ФЗ о выборах депутатов установлено общее максимальное количество подписей, которое может быть представлено в ЦИК России. Оно не может превышать установленное количество подписей (200 тысяч) более чем на 5 процентов, то есть на 10 тысяч подписей.

Особенностью процедуры сбора подписей является то, что установлено предельное количество подписей, которые могут быть собраны среди избирателей, обладающих активным избирательным правом и проживающих за пределами территории Российской Федерации. Общее количество таких подписей, как и по субъектам Российской Федерации, не может быть более 10 тысяч. Данная норма имеет целью обеспечение равных с иными гражданами Российской Федерации прав на участие в выборах граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации. Так как вся территория Российской Федерации при выборах депутатов Государственной Думы по пропорциональной системе является единым федеральным избирательным округом, политическая партия может собирать в поддержку выдвижения своего федерального списка кандидатов подписи граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации в любой стране, в порядке, установленном статьей 41 Федерального закона о выборах депутатов. В число подписей, собранных среди граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, не могут быть включены подписи, поставленные гражданами, временно находящимися за пределами территории Российской Федерации.

Размер избирательного залога определен ч. 3 ст. 66 ФЗ о выборах депутатов. Он составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, установленной в свою очередь статьей (от суммы 400 млн. рублей), то есть сумма избирательного залога, вносимого политической партией в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, должна составлять 60 млн. рублей.

Как видно установлена жесткая альтернатива: подписи или залог – если после внесения залога представляются подписи, избирательная комиссия их не принимает; если после представления подписей вносится залог, избирательная комиссия его возвращает. ТЭта проблема в совокупности, а также в сочетании с тенденцией к росту размера избирательного залога (в связи с ростом предельных размеров избирательных фондов) могут привести к сокращению степени конкурентности выборов, к усилению отсева оппозиционных кандидатов и к фактической ликвидации альтернативности на выборах (особенно на выборах органов местного самоуправления)14.

Согласно ч.1 ст. 44 Федерального закона о выборах депутатов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов (а если внесен избирательный залог,— после его поступления на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Порядок проведения и итоги выборов.

Важной стадией избирательного процесса является голосование. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории избирательного участка находится место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, он не проголосовал досрочно, письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре.

При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо к строке "Против всех федеральных списков кандидатов".

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии .

Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования.15

На основании данных протоколов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы.

Депутатские мандаты распределяются между кандидатами, представленными в федеральных и региональных списках пропорционально полученным голосам за ту или иную партию, участвовавшую в выборах.

Если выборы депутатов Государственной Думы признаны не состоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после подписания протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы незамедлительно направляет извещение об этом зарегистрированным кандидатам, избранным депутатами Государственной Думы.

После официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации регистрирует такого депутата и выдает ему удостоверение об избрании депутатом Государственной Думы.

В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе опубликовывает информацию, включающую в себя полные данные, содержащиеся в протоколах всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий, об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, а также биографические и иные сведения обо всех избранных депутатах Государственной Думы в объеме, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Не позднее чем через семь дней со дня такого опубликования указанная информация размещается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в сети "Интернет" и содержится там не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует общественные отношения.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Таким образом под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами.

Избирательный процесс развертывается во времени, проходя определенные стадии и циклы. Стадии - взаимосвязанные этапы деятельности субъектов избирательного процесса, обеспечивающие достижение его итогового результата - формирование выборного органа, замещение выборной должности. Цикличность избирательного процесса проявляется в повторяемости всех стадий в ходе проведения каждых очередных выборов.

Избирательное право, регулирующее порядок проведения выборов, последнее десятилетие является самым изменяющимся, динамично развивающимся, самым нестабильным институтом конституционного права Российской Федерации.

Так, например, выборы депутатов Государственной Думы 2007 года впервые проходили полностью по пропорциональной системе.

Достоинством пропорциональной системы явилось то, что она помогла обеспечить представительность нижней палаты российского парламента пропорционально влиянию политических сил, существующих в обществе; при этом пропадает меньшее количество голосов избирателей.

Для обеспечения прав граждан важным стало исключение из избирательного бюллетеня графы «против всех», так как, отказывая в поддержке всем участникам выборов, избиратель на деле способствовал укреплению позиций всех партий и в большей степени лидеров.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что переход на пропорциональную систему на выборах депутатов Государственной Думу – это своевременный и логичный шаг в развитии реальной многопартийности в России; он будет способствовать укреплению единства Российской Федерации, сплочению общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты:

  1. «Конституция Российской Федерации» "Российская газета", № 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
  3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171.
  4. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919.
  5. Постановление Центральной избирательной комиссии. «О разъяснении порядка применения некоторых положений Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: //Вестник Центральной избирательной комиссии. 2007. №12 (215). – С.117-118.

Информация о работе Выборы депутатов Государственной Думы