Виды законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Предмет работы – закон и его виды.
Целью работы является изучение закона и его видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть историческое развитие понятия «закон»
2. Охарактеризовать виды законов
3. Рассмотреть Конституцию Республики Беларусь как Основного Закона Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)

Все законы в Республике Беларусь принимаются Парламентом либо народом на референдуме.

В современных государствах к закону, как акту высшего государственного органа и народа, предъявляются повышенные требования. Содержание закона должно быть правовым, т.е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в основном зафиксированы в международно-правовых документах. Степень соблюдения прав человека в законе – критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу[7,с.307].

Таким образом, законы Республики Беларусь подразделяются на конституцию, программные законы, кодексы и обычные законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Конституция как Основной Закон Республики Беларусь

3.1 Понятие, сущность и юридические свойства конституции

 

Слово «конституция» происходит от латинского constitution – установление, строение.

В юридической литературе приводиться много определений конституции, но наиболее общим определением конституции является следующее. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).

В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название – Основной Закон. Ранее конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в преамбуле.

Для определения конституции важна также значимость регулируемых общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства) и др.

Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом.

На основе конституции, которая является главным, основным законом государства, формируется вся система текущего законодательства. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы.

Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство закрепляется в самом основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам подкрепляется также спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белорусского государства был случай, когда более высокий юридический вес был придан иному нормативному акту. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь был придан статус конституционного закона, обладающего высшей юридической силой, чем Конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

Следующим важнейшим юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений. Образцом стабильности является конституция США, которая была принята в 1787 году, и действует уже более двухсот лет, в нее внесено всего 27 поправок. Во Франции же было принято полтора десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция.

Оптимальное сочетание норм-целей норма конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее норм с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий. Стабильности конституции в юридическом плане содействуют предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия[7,с.40-41].

Из всего этого следует, что Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. Так же Конституция обладает определенными свойствами. Сущность Конституции заключается в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

3.2 Виды конституций

 

В основу классификации конституций могут быть положены различные признаки. Классификация конституций позволяет выявить присущие им черты и особенности правового регулирования.

    • По сроку действия конституции можно классифицировать на временные и постоянные.

Временные имеют ограниченный срок действия: в основном законе прямо указывается период действия конституции.

Обычно конституции принимаются на неограниченный срок, т.е. являются постоянными. Это, однако, не гарантирует их стабильности, устойчивости, не исключает появления у определённого круга лиц, политических сил желания инициировать изменения конституции, вплоть до принятия новой. В некоторых конституциях непосредственно указывается, что она является нерушимой (Мексика), но не исключает возможности внесения необходимых поправок в нее.

    • В зависимости от формы или структуры, в которой выражены конституции, и подразделяют на писаные и неписаные.

К писаным относятся конституции, принятые в виде единого документа, к неписаным – совокупность законодательных актов. Однако эта классификация не совсем точна, в последнем случае следует вести речь о кодифицированных конституционных актах, которые также изложены в письменной форме.

Имеются конституции, состоящие не из одного, а из нескольких конституционных законов (Швеция, Канада).

    • По способу принятия конституции подразделяются следующим образом:
    1. принятые путем народного голосования (референдума);
    1. принятые законодательным органом. Наиболее распространенный способ принятия конституции;
    2. принятые специально создаваемым для этих целей органом (Конституционной ассамблеей, учредительным собранием);
    3. редко встречается в настоящее время введение конституции посредством октроирования – одностороннего акта «дарования» конституции монарха народу.

Во Франции одна из конституций была «дарована» императором Наполеоном I. В 1990 г. конституцию народу «даровал» король Непала.

    • По порядку изменения конституции подразделяются на гибкие и жесткие, а также смешанного типа (сочетающие в себе различные элементы).

Конституцию характеризуют гибкой, если она может изменяться (дополняться) в том же порядке, что и обычные законы, каких-либо специальных процедур не предусматривается.

Жесткими являются конституции, которые изменяются (дополняются) в особом, более сложном порядке, чем при обычной законодательной процедуре. Нередко парламент или иной учредительный орган ограничивается изменениями (дополнениями) конституции, т.е. может устанавливаться возможный предмет (содержание) в пределах пересмотра. Наиболее важные с точки зрения субъекта, принявшего конституцию, положения объявляются не подлежащими изменению. К ним часто относят основы конституционного строя, права и свободы человека.

Нередко вводятся ограничения изменений конституции по времени и обстоятельствам.  В Беларуси не допускается изменение и дополнение Конституции в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей [8, ст.139].

Более распространенными являются ограничения по обстоятельствам. В Республике Беларусь не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения [8,ст.139]. Аналогичные правила действуют в Румынии, Испании, Эстонии.

Согласно Конституции Республики Беларусь закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом, с промежутком не менее трех месяцев (8,ст.139).  Данное правило можно считать соблюденном, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным.

В других государствах устанавливаются более жесткие условия для принятия закона об изменении (дополнении) конституции. Например, в Швеции предусмотрена необходимость принятия такого конституционного закона двумя составами Парламента, т.е. после его принятия одним составом Парламента объявляются новые выборы в Парламент, новый состав которого должен также принять такой закон[9,с.72-75].

Подведём обобщающий итог, Конституции делятся на: временные и постоянные; писаные и неписаные; гибкие и жесткие и др.

 

 

3.3 Структура Конституции Республики Беларусь

 

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок расположения разделов и глав друг за другом.

Структура Конституции Республики Беларусь:

  • Преамбула
  • Раздел I. Основы конституционного строя (ст.1-20)
  • Раздел II. Личность, общество, государство (ст.21-63)
  • Раздел III. Избирательная система, референдум (ст.64-78)
    • Глава 1. Избирательная система
    • Глава 2. Референдум (народное собрание)
  • Раздел IV. Президент, парламент, правительство, суд (ст.79-116)
    • Глава 3. Президент Республики Беларусь
    • Глава 4. Парламент – Национальное собрание
    • Глава 5. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь
    • Глава 6. Суд
  • Раздел V. Местное управление и самоуправление (ст.117-124)
  • Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля (ст.125-131)
    • Глава 7. Прокуратура
    • Глава 8. Комитет государственного контроля
  • Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь (ст.132-136)
  • Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения (ст.137-140)
  • Раздел IX. Заключительные и переходные положения (ст.141-146)     [10,ст.20-21].

Из всего этого следует, что Конституция Республики Беларусь состоит из девяти разделов, которые в свою очередь подразделяются на главы.

 

 

 

 

 

4 Порядок принятия законов в Республике Беларусь

 

Организационно-правовые аспекты реализации права законодательной инициативы регламентируются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З с изм. и доп., Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь» от 4 марта 1998 г. № 99 с изм. и доп., Законом Республики Беларусь «О порядке реализации законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» от 26 ноября 2003 г. № 248-3.

В соответствии с частью 1 ст. 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей проектов: А) законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь; Б) законов о толковании Конституции и законов Республики Беларусь; В) новых законов Республики Беларусь и постановлений Палаты представителей; Г) законов об изменениях и дополнениях, отмене, а также о признании утратившими силу законов Республики Беларусь, актов, принятых ранее Верховным Советом Республики Беларусь и его органами; Д) постановлений Палаты представителей об изменениях и дополнениях, отмене или о признании утратившими силу постановлений Палаты представителей.

Закон Республики Беларусь «О порядке реализации законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» определяет особенности реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь.

Процедура реализации гражданами права законодательной инициативы предусматривает наличие готового проекта закона и инициативной группы для сбора подписей за предложение о внесении законопроекта в количестве не менее 100 человек.

Инициативная группа регистрируется в Центральной комиссии по выборам и проведению республиканского референдума Республики Беларусь. Инициативная группа осуществляет сбор подписей в поддержку законопроекта в течение месяца. По завершении сбора подписей и их проверки Центральная комиссия по выборам и проведению республиканского референдума Республики Беларусь готовит заключение о соблюдении требований законодательства и протокол о результатах сбора подписей, передавая их инициативной группе. Последняя обладает правом внести проект закона в Палату представителей в течении трех месяцев с момента передачи Центральной комиссией указанных документов.

Информация о работе Виды законов