Виды законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение закона и его видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть историческое развитие понятия «закон»
2. Охарактеризовать виды законов
3. Рассмотреть Конституцию Республики Беларусь как Основного Закона Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)

Порядок рассмотрения законопроекта в палате представителей закреплен в Разделе 5 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Палаты от 4 декабря 1997 г. N 415-П/III с изм. и доп.

После поступления проекта закона в Палату представителей ее Председатель или его заместитель назначает головную комиссию для предварительного рассмотрения законопроекта и подготовки по нему заключения. Головная комиссия по законопроекту организует работу по его рассмотрению и обсуждению.

Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить в Палату представителей предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Такой законопроект рассматривается в течение десяти дней со дня его внесения.

По завершении работы над законопроектом головная комиссия выносит заключение и вместе с законопроектом направляет его в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, по общему правилу осуществляется в двух чтениях.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Палата представителей голосованием принимает или отклоняет законопроект, может направить его на доработку в соответствующую комиссию.

Законопроект, принятый Палатой представителей в первом чтении, рассматривается в постоянных комиссиях Палаты представителей с целью его дополнения и подготовки поправок к нему.

Обсуждение законопроекта во втором чтении, по решению Палаты представителей, может осуществляться как по проекту в целом, так и по каждой из его частей.

Палата представителей может принять проект закон, отклонить его, направить на повторное рассмотрение в первом чтении. Принятый Палатой представителей в течение пяти дней направляется на рассмотрение в Совет Республики.

Порядок рассмотрения законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь определен Регламентом Совета Республики (утв. Постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 02. 04.1998 г. N 278-СР/IV с изм. и доп.).

Переданные Палатой представителей на рассмотрение в Совет Республики законопроекты по общему правилу могут рассматриваться не более двадцати дней. При объявлении Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Правительством Республики Беларусь законопроекта срочным, он подлежит рассмотрению в 10-ти дневный срок.

Председатель Совета Республики определяет постоянные комиссий, на рассмотрение которых передается поступивший законопроект, устанавливает срок рассмотрения и определяет ответственную за рассмотрение комиссию.

Комиссия, ответственная за рассмотрение законопроекта готовит заключение в котором дается оценка законопроекта и предлагается: 1) рекомендовать Совету Республики одобрить принятый Палатой представителей законопроект; 2) рекомендовать Совету Республики отклонить принятый Палатой представителей законопроект, по мотивам его несоответствия действующему законодательству, наличия внутренних противоречий или несоблюдения требований законодательной техники.

На заседании Совета Республики оглашается заключение постоянной комиссии, происходит голосование по законопроекту. Постановление Совета Республики об одобрении законопроекта принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики, если иное не предусмотрено Конституцией.

Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики закон представляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законопроект считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Республики. В случае принятия Советом Республики постановления об отклонении законопроекта он направляется в Палату представителей. Для преодоления разногласий, возникших по законопроекту, принятому Палатой представителей и отклоненному Советом Республики, и выработки согласованного текста законопроекта может быть создана согласительная комиссия.

Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение Палаты представителей. В этом случае на голосование ставится законопроект в целом.

В соответствие с п. 24 ст. 84 действующей Конституции Президент Республики Беларусь подписывает законы, обладает правом подписать закон или возвратить его отдельные положения со своими возражениями в Палату представителей.

Это право Президента в науке конституционного права рассматривается как промульгация, – заключительная стадия законодательного процесса,. В соответствие со ст. 100 Конституции, закон, принятый Парламентом закон, представляется в десятидневный срок на подпись Президенту.

Президент может подписать закон. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, то закон считается подписанным.

Полномочия Президента предусматривают возможность в случае несогласия с законом наложить на него вето, возвратив его со своими возражениями в Палату представителей.

Текст закона с возражениями Президента Республики Беларусь направляется в головную комиссию по законопроекту, которая может предложить согласиться с возражениями Президента (направив закон на доработку) или преодолеть его возражения квалифицированным большинством голосов ( более 2/3 от полного состава обеих палат Парламента).

Конституция Республики Беларусь и регламенты палат Парламента предусматривают особый порядок принятия законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, актов толкования Конституции. Следует заметить, что Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума. Не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Указанные вопросы регламентируются ст.138-140 Конституции Республики Беларусь, главами 20 и 21 Регламента Палаты представителей (утв. Постановлением Палаты Представителей Национального Собрания от 4.12.1997 г. № 415-П/III с изм. и доп.), главами 17, 18 Регламента Совета Республики утв. Постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 02. 04.1998 г. N 278-СР/IV с изм. и доп.).

К особенностям рассмотрения данной категории законопроектов следует отнести особый субъектный состав лиц, способных инициировать внесение проектов законов о изменений и дополнений Конституции. Инициаторами рассмотрения таких вопросов могут быть либо Президент, либо не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Более того, закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Заключение

 

В заключение работы подведем обобщающий итог.

Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них. Закон есть выражение воли субъекта верховной власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера. Законы занимают главное  место  в  системе  нормативно-правовых  актов.  Их  ведущее положение определяется следующими основными признаками. Во-первых, они  принимаются  только  законодательными  органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.  Во-вторых, обладают высшей юридической силой. В-третьих,  регулируют  наиболее  важные  основополагающие  отношения.   В   законах закрепляются  общественный  и  государственный  строй,  компетенция  центральных   звеньев государственного механизма, основные права  свободы граждан и т. д. В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Законы Республики Беларусь подразделяются на конституционные, программные законы, кодексы и обычные законы. Конституция закрепляет основообразующие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Конституционные законы закрепляют основы государственного и общественного строя и служат юридической основой для других НПА.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией порядке и по определенном ею вопросам. Такие законы имеют основополагающее значение для текущего законодательства.

Кодекс – это закон, обеспечивающий наиболее полное системное регулирование определенной отрасли общественных отношений.

Обычный закон – это НПА, который закрепляет принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Обычные законы принимаются на основе и в исполнение Конституции и регулируют разные сферы общественной жизни.

Практика работы белорусского Парламента свидетельствует о стремлении законодателя по некоторым направлениям принять акты, который бы являлись базовыми для других обычных законов, принимаемых в соответствующей сфере.

В некоторых случаях в законах закрепляются такие формулировки, которые придают им стабильность, устойчивость и верховенство по отношению к аналогичным или подзаконным актам.

К сожалению, еще преобладает декларативный тип закона, что в целом сохранилось еще с прежних времен, когда закон рассматривался в качестве приказа и считалось, что самая замечательная – это абстрактная норма, охватывающая как можно большее число отношений. Именно в силу абстрактности многих норм, содержащихся в законах, правоприменительные органы, в том числе и суды, стремились в первую очередь изучать подзаконные акты, отличавшиеся большей конкретностью. В значительной мере по этой же причине можно объяснить отсутствие в нашей истории решений судов со ссылкой только на статьи Конституции.

В наших законах необходимо избавиться от всех недостатков. Полагаем, что белорусский законодатель все же стремиться к конкретизации законов, с тем чтобы они применялись как можно с меньшим числом опосредующих актов (правительства, министерств, ведомств). Несомненно, что на этом пути еще много проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск : Дикта, 2004. – 59 с.

2. Корельский, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М.: Издательская группа ИНФА●М―НОРМА, 1997. – 570 с.

3. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. Пособие / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск : НО ООО «БИП-С», 2003. – 336 с.

4. Пляхимович, И.И. Конституционая модель закона Республики Беларусь/ И.И. Пляхимович // Демократическое социальное правовое государство – основной вектор развития Республики – Минск : РУП «Издательство «Белорусский дом печати», 2009. – с. 190-194.

5. Василевич, Г.А. Правовая природа актов Конституционного Суда Республики Беларусь и их юридическое значение / Г.А. Василевич // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. – 2005. - № 1. – С. 48-57. 

6. Василевич, Г.А. Акты законодательства как важнейший источник права. Общая характеристика / Г.А. Василевич // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. – Серыя 4. Правазнаўства. – 2009. - № 1. – С. 3-10.

7. Основы права: Учебник / В.Н. Артемьева [и др.]; под общ. ред. Г.Б. Шишко.- 3-е изд., стереотип. – Минск : Книжный Дом, 2006. – 416 с.

8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

9. Основы права: Учебник / Г.А. Василевич [и др.]; под общ. ред. Г.Б. Шишко. – Минск : Амалфея, 2002.- 848 с.

10. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2007. – 528 с. 

11. Общая теория права  и государства: Учебник / В.С. Афанасьев  [и др.]; под общ. ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристь, 2001. – 520 с.

12. Матузов, В.И. Теория государства и права / В.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристь, 2004. – 512 с.

13. Корельский, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М.: Издательская группа ИНФА●М―НОРМА, 1999. – 570 с.

14. Теория государства  и права / Кашанина Т.В. [и др.]; под общ. ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристь, 1994. – 528 с.

15. Фридмен, Л. Введение в американское право / Пер. с англ. / Под ред. М. Калантаровой. - М.: Издательская группа «Прогресс»,1992. – 286 с.

16. Василевич, Г.А. Источники  белорусского права : принципы, нормативные акты, прецеденты, доктрина. – 2-е изд., доп. / Г.А. Василевич. – Минск : Тесей, 2008. – 218 с.

 

 


Информация о работе Виды законов