Виды систематизации нормативно-правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.
Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами.¹

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие систематизации нормативно-правовых актах………………5
Глава 2. Виды систематизации нормативно-правовых актов………………...12
2.1. Учет…………………………………………………………………………..12
2.2. Инкорпорация……………………………………………………………….12
2.3. Консолидация……………………………………………………………….18
2.4. Кодификация………………………………………………………………...20
Глава 3. Актуальные проблемы систематизации нормативно-правовых актов.. …………………………………………………………………………….26
Заключение.. ……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы.......................................................................34

Файлы: 1 файл

ГП.docx

— 61.10 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание 
 
Введение…………………………………………………………………………...3 
Глава 1. Понятие систематизации нормативно-правовых актах………………5 
Глава 2. Виды систематизации нормативно-правовых актов………………...12

2.1. Учет…………………………………………………………………………..12

2.2. Инкорпорация……………………………………………………………….12

2.3. Консолидация……………………………………………………………….18

2.4. Кодификация………………………………………………………………...20 
Глава 3. Актуальные проблемы систематизации нормативно-правовых актов.. …………………………………………………………………………….26 
Заключение.. ……………………………………………………………………..32 
Список используемой литературы.......................................................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности. 
  Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами.¹ Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов.

  Если система права как следствие исторического развития – объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.

  В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

  В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку

__________________________

¹ Основы государства и права. Учебное пособие/ Под общей редакцией С.А. Комарова.-М.: Манускрипт, Русь-90, 2002. С.24

современное законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

  Еще со времен становления государства, чтобы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас систематизация нормативно-правовых актов занимает весьма не последнее место.  
  Таким образом, целью моей работы является исследование систематизации современного законодательства. Исходя из цели работы ставлю перед собой следующие задачи: 
- выявить значение и роль систематизации законодательства; 
- отразить виды систематизации нормативных правовых актов; 
- описать основные формы систематизации законодательства 
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.  
 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие систематизации нормативно-правовых актах 
  Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса — систематизации. Систематизация — это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. 
  Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п. Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Михаил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не только России, но и Европы), который говорил, что «приведение Законов в один состав» является «одною из первых Государственных нужд». Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: «Ученое законоведение… не может основаться, если законы не будут прежде приведены в правильный состав».¹ 
  Систематизация, то есть деятельность по приведению нормативных правовых актов в целостную, согласованную систему, необходима для обеспечения нормального функционирования механизма правового регулирования. Характерными чертами отечественного законодательства давно стали отсутствие единой научно обоснованной системы взаимосвязанных между собой нормативных правовых актов, громоздкость законодательства, наложение одного нормативного акта на другой,

________________________

¹ Подготовка к принятию законов в правовом государстве. М., 1998. С.145

противоречия и пробелы правового регулирования. И сейчас имеются многочисленные его недостатки. Как отмечают даже работники аппарата российского парламента, "качество законов не только низкое, а удручающе низкое ... Они не только противоречат друг другу, они внутренне противоречивы".¹  
  Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления противоречий между ними и сделать их более доступными для потребителя. 
  Систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер. 
  Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности. 
  Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов. 
______________________________

¹Морозова Л.А. «Теория государства и права»: учебник. М.,2005. С.235

 Если система права как следствие исторического развития – объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт. 
Конечно, значение субъективного начала нельзя преувеличивать. 
Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна. 
  В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. 
  В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев. 
  Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы.¹ В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих

______________________

¹ Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Учеб. Пособие. М.,2002. С.52

правового регулирования.

  Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства. 
  Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов. 
  В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.¹ 
  Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели. 
  Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности: 
1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов); 
2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства); 
3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм

________________________

¹ Бабаев В.К. Теория государства и права в схемах: Учебное пособие. М., 2000. С. 67

разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства); 
4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).¹ 
  Теория права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация. Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных). В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства. 
¹ Кухарук Т.В. Систематика и систематизация законодательства.//Правоведение, 1995, №5

  Теория права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация. 
  Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).¹ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________

¹ Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Проспект, 2002. С.96

Глава 2. Виды систематизации нормативно-правовых актов 
  Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации — инкорпорацию, консолидацию, кодификацию, некоторые авторы выделяют ещё один вид систематизации - учёт. 
2.1.Учет 
  Учет- это сбор государственными органами, юридическими и физическими лицами необходимых для их деятельности НПА и поддержание их в контрольном состоянии, а также обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах. 
  Круг актов подлежащих учету в каждом конкретном случае определяется практическими, информационными потребностями. Взятые на учет акты поддерживаются в контрольном состоянии, это означает, что в них вносятся сведения о всех последующих официальных изменениях и дополнениях. 
  ВидыучетаНПА: 
1.ручной  
2.полумеханизированный 
3.механизированный 
4.автоматизированный 
  Процесс создания системы с ручным поиском включает в себя следующие этапы:  
1. Выявление круга вопросов по которым должен осуществляться поиск и выдача необходимой правовой информации  
2. Анализ поступивших на учет нормативных актов с целью выявления в них тематических вопросов предусмотренных предметом регулирования, либо отраслью права  
3. Фиксация, выявление в актах тематических вопросов (журнал или карточки). 
2.2.Инкорпорация 
  Инкорпорация - это вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.¹ 
Для инкорпорации характерны следующие черты: 
1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер; 
2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица; 
3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации; 
4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке; 
5) внешняя обработка заключается в том, что: 
а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения; 
б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний; 
в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт. 
  Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой: 
а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной); 
б) источник официального опубликования; 
в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения. 
  Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут

Информация о работе Виды систематизации нормативно-правовых актов