Виды правовых режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение административно-правовых режимов. Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:
1) изучить основы теории правовых режимов, выявить признаки правового режима;
2) рассмотреть понятие административно-правовых режимов, обозначить средства достижения административно-правовых режимов;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Основы теории правовых режимов…………………………………………...4
2. Понятие административно-правовых режимов……………………………....8
3. Виды административно-правовых режимов………………...………………11
Заключение…………………………………………………………………….15
Библиографический список…………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

основы права.docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

Административно-правовые режимы — это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения. Эта возможность ограничения прав и свобод граждан предусмотрена частью 3 статьи 55 Конституции РФ и может быть установлена только федеральным законом «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства».5 Тем самым на уровне Конституции Российской Федерации сформулирован один из важнейших признаков административно-правовых режимов: ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях, прямо указанных Конституцией Российской Федерации.

Административно-правовой режим достигается с помощью таких средств, как: 1) дополнительные запреты и обвязывания, причем режим не просто ограничивает какое-либо поведение, а предусматривает превентивный контроль за исполнением этого требования;

2) специальные административные  меры, направленные на установление  и поддержание режимных правил  — государственная экспертиза, государственный  мониторинг, государственная регистрация, лицензирование;

3) разрешительный способ  и тип реализации прав и  свобод, выполнения хозяйственной  деятельности, предполагающий предварительное  обращение с просьбой предоставить  возможность осуществить те или  иные права. Такой порядок зачастую  связан с должностным усмотрением  лица, который может отказать  в выдаче разрешения, если посчитает  это нецелесообразным;

4) система контроля и  надзора за выполнением режимных  требований физическими, юридическими  лицами, а также должностными  лицами. К ним относятся сплошная, и выборочная проверка соблюдения правил, оперативно-розыскные мероприятия, пресекательные меры и меры ответственности;

5) организационно-техническое  обеспечение установленных режимных  правил, позволяющее эффективно  предупреждать, выявлять и пресекать  их нарушения. К таким мерам  можно отнести использование  транспортных средств, связи, специального  оборудования, предназначенного для  досмотра, осмотра местности и  т. п.

Административно-правовые режимы могут быть рассмотрены как институт административного права. Их правовой основой выступают Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные правовые акты субъектов РФ. Среди них выделяются акты, специально посвященные одному виду административно-правовых режимов — о ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, чрезвычайном положении, исключительной экономической зоне, закрытом административно-территориальном образовании, государственной границе, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Но большинство вопросов регулируются тематическими законодательными актами, отводящими административно-правовым режимам роль одного из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов административной деятельности (ГсК РФ, УИК РФ, ТмК РФ).

Например, принятый Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» основан на конституционных положениях, детализирует их исходя из основной конституционной цели защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В условиях административно-правовых режимов меняется административно-правовой статус граждан, оказавшихся в зоне его действия. Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в соответствии с обстановкой, регулируемой нормами административно правового режима, усиливают свое воздействие за счет методов административного принуждения. Поэтому административно-правовые режимы ощутимо влияют на объем административной правосубъектности практически каждого гражданина, оказавшегося в правовом поле специального административно-правового режима. Общая черта административно-правовых режимов в том, что они нарушают баланс правового положения субъектов административного права в сторону увеличения объема обязанностей и ограничений, обеспеченных в основном мерами административного принуждения.

При осуществлении мер обеспечения различных административно-правовых режимов особое значение имеют федеральные законы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующими органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами, а также непосредственными исполнителями обеспечивающими действие этого правового режима.

В федеральных законах регламентированы общие и особые права и обязанности субъектов управленческих отношений в сфере осуществления задач и функций административно-правового режима, которые в свою очередь могут быть изменены подзаконными актами, что требует установления особых режимов административно-предупредительного характера. В итоге административно-правовой режим как совокупность государственных мер и средств административно-правового характера, основанных на нормах законодательства и определяющих особый порядок осуществления административно-правовых отношений в неординарных для них условиях с целью уменьшения вероятности дезорганизации отношений в сфере государственного управления и последующего приведения управленческих отношений к упорядочению и стабилизации.

В условиях действия административно-правового режима существенно изменяется объем административной правосубъектности граждан, оказавшихся в поле его действия.

3. Виды административно-правовых  режимов

Административно-правовые режимы широко распространены в сфере публичного управления и отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чем более развита система административно-правовых средств, чем больше разнообразных форм административной деятельности, тем важнее объединение и дифференциация их по определенным, имеющим юридическое значение признакам.

В зависимости от подведомственности административно-правовые режимы могут быть разделены на три группы:

1) федеральные режимы, устанавливаемые  и регулируемые федеральными  органами государственной власти;

2) региональные режимы, устанавливаемые  органами государственной власти  субъектов РФ;

3) местные режимы, устанавливаемые  органами местного самоуправления  на территории муниципальных  образований.

Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

Если в качестве критерия разграничения выбрать объект — носитель режима, то выделяются:

1) территориальные режимы  — режим закрытого административно-территориального  образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической  зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных  местностей;

2) объектовые режимы —  режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных  полос федеральных автомобильных  дорог и др.;

3) режимы обращения с  предметами, представляющими повышенную  общественную опасность или имеющие  важное государственное значение, — режимы оружия, наркотических  веществ, ядов, документов, содержащих  государственную тайну, паспортный  режим;

4) функционально-деятельностные  режимы — режимы деятельности  органов МЧС России, противопожарный  режим, эвакуационный режим, режимы  контртеррористическои операции, таможенные  режимы.

Административно-правовые режимы можно различать по предмету регулирования:

1) природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных  парков, лечебно-оздоровительных местностей  и курортов);

2) режимы обеспечения  государственной безопасности (государственной  границы, защиты государственной  тайны, военных объектов, порядка  выезда из России и въезда  в Россию);

3) режимы охраны общественного  порядка (чрезвычайное положение).

По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.

Экстраординарные режимы — это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.

Экстраординарные режимы — это временные административно-правовые режимы, которые действуют только в период существования чрезвычайной ситуации. С одной стороны, в законодательстве установлены конкретные сроки, на которые могут вводиться эти режимы, а с другой — уполномоченные органы обязаны отменить действие режимов, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для их установления.

Законодательство РФ предусматривает три типа экстраординарных режимов — чрезвычайное, военное и особое положение.

 

 

 

 

 

Заключение.

В жизни любого общества и любого государства могут возникнуть ситуации, несущие угрозу существованию и того и другого. Это могут быть чрезвычайные природные катаклизмы, различные социальные явления, приобретающие разрушительные черты. Постоянное развитие науки и техники наряду с многочисленными благами цивилизации порождает и риски утраты контроля со стороны человека за своими достижениями. Побочными результатами прогресса становятся масштабные техногенные катастрофы, распространяющие негативные последствия далеко за пределы того места, где произошел непосредственный технологический сбой. Также чрезвычайной ситуаций может явиться война или угроза ее возникновения.

Чрезвычайность ситуации независимо от ее основы предполагает и чрезвычайность мер, направленных на ее скорейшее разрешение. Приемы и методы управления, оптимальные в спокойное время, могут оказаться бесполезными перед лицом серьезного кризиса. В чрезвычайных ситуациях наряду с проявлениями мужества, самопожертвования, стойкости проявляется и всплеск самых темных человеческих инстинктов, среди которых паника и мародерство, возможно, далеко не самые страшные. Поэтому при решении любой чрезвычайной ситуации должно происходить устранение не только основы ее возникновения, но одновременно, а возможно и раньше, и тех негативных явлений, которые порождены в обществе самим фактом возникновения чрезвычайной ситуации.

Кроме чрезвычайных ситуаций у государства и общества есть определенные сферы жизнедеятельности, требующие повышенного внимания и особенностей регулирования. Они могут быть обусловлены разными причинами: необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, сохранение уникальных объектов, недопустимость причинения вреда интересам общества и государства, обеспечение безопасности определенных объектов. Такие специфические сферы обусловливает определенные, весьма специфичные нормы и правила, носящие, по сути, режимный характер.

В перечисленных выше ситуациях государство и общество заинтересованы в действенных инструментах контроля и воздействия. Таким инструментом являются административно-правовые режимы, которые призваны решить две задачи:

1) недопущение негативных  для общества и государства  последствий, обусловленных чрезвычайными  ситуациями природного, социального  и техногенного характера;

2) в случае возникновения  негативных для общества и  государства последствий чрезвычайных  ситуаций природного, социального  и техногенного характера обеспечить  преодоление последствий указанных  чрезвычайных ситуаций, минимизацию  ущерба, помощь пострадавшим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1. Конституция Российской  Федерации: офиц. текст. – М. Норма, 2006.

2. О чрезвычайном положении: федер. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (с измен.) // Собр. законодательства РФ. – 2003. - №27. – Ст. 2697.

 

3. О военном положении: федер. закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. – 2002. - №5. – Ст. 375.

 

4. Алексеев С.С. Теория права / Алексеев С.С. // М.: Издательство БЕК.- 2005. С.243-247.

 

5.  Бахрах Д.Н. Административное право / Бахрах Д.Н. Российский Б.В., Старилов Ю.Н. // М.: Учебник для вузов. — 3-е изд., Норма.-2007. С. 479-485, 488-490.

 

6.  Звоненко Д.П. Административное право / Звоненко Д.П. Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. //Учебник. М.: ЮСТИЦ ИНФОРМ, 2007. С. 202.

 

7. Четвериков В.С. Административное право / Четвериков В.С. //Ростов н/Д.: Феникс, 2004. С. 200-203.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды правовых режимов