Виды правонарушений и критерии их разграничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении правонарушений. Именно посредством взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается предупреждение правонарушений. Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе правоприменительной деятельности. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела о правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела о правонарушении, является наличие в содеянном состава правонарушения. Поэтому осуществление правоприменительной деятельности невозможно без глубокого знания понятия правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать правонарушение, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

Содержание работы

Введение
I. Понятие правонарушения и его основные признаки.
- Определение правонарушения
- Признаки
II. Сущность правонарушения его социальная природа и состав.
- Понятие сущности
- Общественная вредность, опасность
- Объект правонарушения
- Объективная сторона правонарушения
- Субъект правонарушения
- Субъективная сторона правонарушения
III. Виды правонарушений и критерии их разграничения.
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 34.52 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, с субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, т.е. психическим отношением лица к содеянному. Степень этой вины наряду с мотивом и целью правонарушения устанавливается правоприменительными органами на основе конкретных материалов дела и зависит от характера оценки правонарушителем своих действий и предвидения общественно опасных последствий своего поведения.

Различают две основные формы вины: умысел и неосторожность. Причём умысел бывает прямой и косвенный (эвентуальный).

Прямой умысел выражается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего деяния, в предвидении общественно опасных последствий и желания их наступления.

Косвенный умысел заключается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего действия или бездействия, в предвидении общественно опасных последствий и сознательном допущении их.

Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность (легкомыслие) состоит в предвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, соединённом с легкомысленным расчётом на их предотвращение.

Небрежность выражается в непредвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть.

Не все вопросы, касающиеся субъекта правонарушения, решены в юридической теории и практике однозначно. Имеются расхождения в понимании субъекта правонарушения в уголовном и гражданском праве. Если в уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают (т. е. ответственности подлежит физическое лицо, совершившее данное преступление), то в гражданском праве имущественную ответственность может нести не только совершивший гражданско-правовой деликт. Достаточно сложным является вопрос о признании субъектом правонарушения коллектива людей.

В действующем уголовном праве этот вопрос решается однозначно — таковым является физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил лично, и не связан солидарной ответственностью. Что касается иных отраслей права, то здесь мнения специалистов разделились. Одна группа ученых склонна признавать коллектив людей субъектом правонарушения, другая — исходит из противоположного мнения. В любом случае действия коллективных субъектов при определенных условиях могут признаваться противоправными и соответственно влечь некоторые правоограничения.

Юридическим составом правонарушения охватывается ещё один компонент — установление в законодательстве санкций неблагоприятных последствий) за совершение правонарушений, являющееся непременным условием применения к правонарушителю мер юридической ответственности. Справедливо замечено, что там, где не предусмотрена юридическая ответственность, нет правонарушения.

Итак, правонарушение — это общественно вредное (или общественно опасное) противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность.

Правонарушение и иные отклонения от порядка. Разновидность социальных отклонений, которая связана с отступлением от целей, принципов и предписаний права, может быть объединена понятием противоправного поведения. К противоправным деяниям, не образующим правонарушений, относятся деяния с «усеченным» составом правонарушения (невиновные действия, объективно противоправное поведение малолетних, душевнобольных и пр.). Это также незначительные отклонения от требований юридического режима, складывающегося в той или иной сфере общественной жизни (не злостное уклонение от уплаты алиментов, просрочка платежей или несвоевременное возвращение долга, кредита в силу извинительных обстоятельств, незначительные проступки в административно-правовой сфере, в сфере действия трудового законодательства и т.д.), и иное поведение, противоречащее праву

и могущее влечь применение мер юридической защиты или мер воспитательного характера.

К противоправным деяниям относится также и злоупотребление правом (правовыми средствами), под которым следует считать основанное на эгоистических побуждениях поведение управомоченного субъекта, противоречащее природе права, закрепленной в его нормах цели, либо связанное с привлечением неправовых средств для ее достижения.

Злоупотребление правом — это не особый тип правонарушения, как иногда отмечается в специальной литературе, а разновидность неправовых действий, связанных с злоупотреблением правовой свободой, совершением поступков «во зло» и в противоречие с назначением предоставленного права, его духом.

Непризнание категории злоупотребления правом ведет к тому, что всякое отклонение от общего дозволения квалифицируют как деликт, правонарушение, преступление. Очевидно, что в этом случае не учитываются специфика действия правового дозволения, особенности его конструирования в законе. В законодательстве невозможно (да и не должно) расписывать дозволенное поведение «от и до», что входило бы в противоречие с природой права личности. Для предотвращения некорректного поведения правопользователя законодатель использует специальные средства, приемы законодательной техники (устанавливает запрет на ограничения на определенный вид деятельности в рамках общего дозволения, определяет принципы поведения управомоченного, конкретизируя цель, назначение предоставляемого права и др.).

Создается, таким образом, своеобразный режим поведения управомоченного, адекватный правовому дозволению. Отступление адресатов от этого режима охватывается понятием «злоупотребление правом» и не должно квалифицироваться как «деликт, правонарушение, преступление».

Глава III.Виды правонарушений и критерии их разграничения.

Несмотря на общность многих признаков, правонарушения весьма разнообразны. Предопределяется это различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, характером мотивов и целей их поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.д. Такое широкое разнообразие противоправного поведения позволяет классифицировать их по самым различным основаниям.

Наиболее распространённой и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности. В этой связи все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности. Они посягают на наиболее значимые, существенные, интересы общества, охраняемые от посягательства уголовным законодательством. Объектами преступного посягательства являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.

В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие от других видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. При этом следует отметить, что не является преступным деяние, хотя и имеющее все формальные признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее большой общественной опасности. Критерии, по которым определяется степень общественной опасности правонарушения, могут быть различными. Это и значимость регулируемого

 

правом общественного отношения ставшего объектом противоправного посягательства, и размер причинённого ущерба. Если он значителен, то деяние законодательством признаётся, как правило, преступлением, если нет – проступком. Важным критерием определения степени общественной опасности правонарушения является способ, время и место совершения противоправного деяния, личность правонарушителя. Проступки, в отличии от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности.

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные, правонарушения.

Гражданские нарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права; а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права.

Данная разновидность правонарушения выражается в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, причинения какого-либо имущественного вреда. Санкции за гражданское правонарушение носят правовосстановительный характер и заключается в возмещении нанесённого имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, в восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.

Содержание данной разновидности противоправного поведения выражается в нарушении общеобязательных правил, устанавливаемых административными органами, в дезорганизации порядка государственного управления. Специфика посягательства предопределяет и характер наказания за совершенные деяния. Это предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест до 15-ти суток и другие меры государственного правового воздействия, налагаемые специальными органами государства (народным судом, органами государственного пожарного надзора, органами милиции и т.д.).

Административные проступки могут предшествовать совершению преступлений в силе своей массовидности и характера, например, нарушение антиалкогольного законодательства. Нередко административное правонарушения перерастают в преступления в рамках одного с ним состава ( мелкое хулиганство – хулиганство ) либо за его пределами ( неправомерное владение огнестрельным гладкоствольным охотничьим оружием при пресечении данного проступка может повлечь совершение преступления). Административные правонарушения могут контролироваться и воспроизводится под прямым давлением преступных сообществ ( обман, обсчёт покупателей, получение неконтролируемой, укрываемой от налогообложении прибыли ).

Дисциплинарные правонарушения ( проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающий внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую дисциплину ( прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнения распоряжений администраций и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях правовых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выговоре, перевод на низшую должность, отчисление из учебного заведения и т.д.

Следует отметить, что все виды нарушений находятся в тесной связи и взаимообусловленности.

Так, безответственность должностных лиц, халатность и неэффективность правоохранительных органов приводящие к беззаконности, зачастую являются своеобразными стимулами повышения общественной опасности правонарушителя и его деяний.

Административные проступки постепенно переходят в преступления против порядка управления, гражданские правонарушения перерастают в преступления против собственности, дисциплинарные проступки – в должностные преступления.

Таким образом правонарушения по видам можно распределить следующим образом:

- по степени общественной  опасности (проступки: административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, конституционные);

- по сферам общественной  жизни правонарушения в экономике, политике, социально-бытовой и др. сферах;

- по видам юридической  деятельности ( в правотворчестве, правоприменении);

- по формам вины  ( совершенные умышленно, неумышленно, по неосторожности);

- по отраслям  народного хозяйства (в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте  и др. отраслях);

Все правонарушения посягают на общественные отношения регулируемые той или иной отраслью права.

В основе деления по отраслям лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами права.

Например, своеобразие норм гражданского права обуславливается тем, что они, в отличие от правовых норм, опосредствующих трудовые, финансовые, семейные и иные отношения, регулируют лишь имущественные и непосредственно связанные с ними личные имущественные отношения. В некоторых особо предусмотренных случаях с помощью норм гражданского права регулируются и другие личные неимущественные отношения, такие, в частности, как защита чести и достоинства.

Метод правового регулирования – это совокупность способов, средств, приёмов, посредством которых право воздействует на общественные отношения. Например, участники имущественных связей – это независимые друг от друга лица, которые вольны самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Они заключают между собой договора, что даёт им возможность согласовывать и определять их взаимоотношения. Споры между ними рассматриваются судом. Отношения, возникающие в сфере государственного управления требуют иного метода правового регулирования, ибо в данной сфере нет равенства сторон; здесь связи строятся на основе соподчинения. Властными полномочиями нормы права наделяют одну взаимодействующую сторону.

Информация о работе Виды правонарушений и критерии их разграничения