Управление в русских княжествах в ХIII – XV веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

В 1206 году в далеких местах на реке Ононе собрались вожди кочевых племен на курултай, где провозгласили своим верховным вождем Темучина - одного из удачливых степных вожаков и нарекли его Чингисханом. Этот курултай сыграл трагическую роль в судьбе всей Древней Руси. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на основе родового признака создал войско, которому в 12-13 веках, в эпоху развитого феодализма, в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было.

Содержание работы

Введение 2
Русские княжества в условиях феодальной раздробленности. 4
Новгородское и Псковское годарства 7
Развитие права на северо-западе Руси 10
Золотая орда как военно-феодальное государство. 12
Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 14
Развитие права в Литовском государстве. 16
Московское княжество (XIII-XV вв.) и формирование Великорусского государства 18
Заключение 22
Список литературы: 25

Файлы: 1 файл

ИГиУ.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Горожане, организованные в гильдии и цехи, управляемые  на основе Магдебургского права, стремились создать систему самоуправления (магистраты). Однако феодальное давление на города было очень значительным, полной независимости они не могли получить.

Основой феодальных отношений была земельная собственность, возникавшая в результате “феодального держания” — раздачи в пожизненное  владение (“до живота”), на два поколения (“до двух животов”) или бессрочно (“до воли и ласки господарской”). Литовский статут выделяет три формы землевладения — пожалованное (держание), наследственное (отчизна) и купля. Закон накладывал ограничения на распоряжение землей с целью предотвратить ее дробление, устанавливался сложный порядок ввода во владение землей: выдача грамот, ввод, регистрация.

В уголовном  праве существовало понятие “кривды” (аналог “обиды”), превратившееся позже  в “злочинство”, связанное уже  с нарушением норм. Более разработанная юридическая техника статутов устанавливает личную ответственность субъекта, нижний возрастной предел (7 лет), различает умысел и неосторожность. Статуты предусматривают ответственность за государственные (оскорбление величества, измена, бунт) и религиозные (волхование, выход из христианства, совращение в иную веру) преступления.

Распространенным  видом наказания были штрафы, но появляются устрашающие виды смертной казни (сожжение, колесование), членовредительские наказания. В системе наказаний прослеживается сословный характер: за одно и то же преступление шляхтич и простолюдин наказывались по-разному.

 

 Московское  княжество (XIII-XV вв.) и формирование Великорусского государства

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.

Ослабление  и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых  городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого княза (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, покоряется и  ассимилируется местное население.

Говоря о  “централизации” следует иметь в виду два процесса — объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

В ходе централизации  происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, “родословцев”, отдельных феодальных родов и семей.

Формируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже разовьется дворянство, были “отроки” или “гриди”, младшие дружинники князя. Затем появляются княжьи “дворные” слуги или “слуги под дворским”, в состав которых входили как вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединяются в группу “детей боярских”, так и не доросших до бояр и “княжьих мужей”, но составивших социальную базу дворянства.

Укрепляющее свои позиции служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

Серьезной политической силой становится церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея “Москва — третий Рим”, “православное царство”, “царь — помазанник божий”).

Духовенство подразделялось на “белое” (служителей церкви) и “черное” (монастырское). Церковные учреждения (приходы и монастыри) являлись землевладельцами, обладали своей юрисдикцией и  судебными органами, церковь имела  собственные военные формирования.

Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств  и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала  свои корпоративные органы (сотни) и  настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов (“белых слобод”) в городах.

В складывающейся политической ситуации все три социальные силы — феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления.

Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и  государственной идеологии. Великий  князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).

Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно  с формированием новой системы  государственного управления — приказно-восводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская Дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический совещательный орган.

В течение XV в. московские великие князья из князей-вотчинников  становились монархами централизованного  государства. Усиление их власти происходило  за счет сокращения власти удельных князей и татарских ханов. Формировалась самодержавная, т. е. политически независимая, власть. С идеологических позиций эта власть представлялась в качестве обязанности, общегосударственного, державного служения.

 

Заключение

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное великорусское государство. На вершине государственной иерархической пирамиды находится царская власть, не ограниченная ни политически, ни юридически. Царская власть ограничивается лишь каноном, т. е. основными церковными правилами и светскими обычаями. Слово “царь” как титул закрепляется в середине XVI в., слово “самодержец” вводится в официальный оборот в начале XVII в. Способами получения власти были наследование и избрание.

Существо верховной  власти не было выражено в законодательстве и не подлежало действию государственно установленных норм. Сам же царь издавал уставы, указы, уроки и судебники. Царь признавался высшим источником государственной власти.

Орган, который  в литературе утверждается под названием  “Боярская Дума”, в правовых документах эпохи определялся как “дума”, “государев верх”, “палата”, “бояре, окольничьи и думные люди” и т. п. В XV— начале XVI в. Дума существует как совещательное и законодательное учреждение.

Формирование  государственного аппарата осуществлялось по принципу местничества. Местничество, основанное на критериях знатности происхождения (чем выше происхождение претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он может занять), превращало боярство в замкнутую корпорацию, снижало качество государственных руководителей и подменяло общегосударственные интересы сословными.

В компетенцию  Думы входило участие в формировании законодательства, участие в управлении и судебной деятельности. Решение  этих вопросов основывалось не на правовой основе, а осуществлялось по почину верховной власти.

Боярская Дума со временем начинает стремиться к приобретению всей полноты власти (“без царя и без слушания земли”). Одновременно с этим из Думы выделяется более узкий орган, состоящий из приближенных к царю советников (“Избранная рада”, “Ближняя Дума” — в середине XVI в.). Особую группу в Думе в XV в. составляли удельные князья. Ее аристократическая часть — окольничьи и дети боярские, “которые в Думе живут”. С XVII в. Думе появляются думные дворяне и думные дьяки. Численность Думы увеличивалась по мере превращения ее в специфический служебный орган и совет по делам управления.

Как верховный  орган управления. Дума смыкалась  с приказами. Через приказы и  приказный аппарат верховная  власть вводила в Думу новых людей, обходя принцип местничества.

С XVI в, дворцово-вотчинная система управления трансформируется в приказно-воеводскую систему. Великие князья дают своим боярам поручения “ведать” ту или иную область управления, т. е. “приказывать”. Из этих поручений возникают специализированные, отраслевые органы управления — приказы. В отличие от дворцовых ведомств приказы были более бюрократическими, техническими по характеру органами.

Основным участком административно-территориального деления  в Русском государстве был  уезд, составленный из крупных земельных  частей: пригородов и земель. Цельные земли распадались на волости, станы, трети и четверти. В качестве основной хозяйственной единицы сохранялась волость.

Особенности процесса государственной централизации  сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

 

Список литературы:

  1. Рыбаков Б. А. Рождение Руси 
  2. Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф. «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», «Молодая Гвардия», М., 1988. ISBN 5-235-00702-6
  3. Зуев М. Н. Хроника истории России. IX—XX век. М.—Дрофа, 1995 ISBN 5-7107-0440-7 
  4. Лаврентьевская летопись. Когда Всеволод Чермный занял Киев в 1206 году, он выгнал сына Всеволода Большое Гнездо Ярослава из Переяславля. Затем Рюрик занял Киев в 1206 году и посадил сына Владимира на княжение в Переяславле. В 1207 году Рюрик был изган из Киева Всеволодом Чермным, но в том же году вернулся обратно. В 1210 году при посредничестве Всеволода Большое Гнездо был заключён мир, Всеволод Чермный сел в Киеве, а Рюрик в Чернигове. В 1213 году Юрий Всеволодович Владимирский послал княжить в Переяславль своего брата Владимира. 
  5. Вернадский Г. В. Монголы и Русь 
  6. Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь — М.: Наука, 1993 ISBN 5-02-009526-5 
  7. Роман Михайлович Старый 
  8. Олег Романович 
  9. Роман Михайлович Молодой 
  10. Войтович Л. КНЯЗІВСЬКІ ДИНАСТІЇ СХІДНОЇ ЄВРОПИ 
  11. Разин Е. А. История военного искусства 
  12. Нестеров Ф.Ф. (рец. д.и.н., проф. Каргалов В.В.) «Связь времён», Москва, «Молодая гвардия», 1984 
  13. Сокровенное сказание монголов. Перевод С. А. Козина

 


Информация о работе Управление в русских княжествах в ХIII – XV веках