Управление государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.
Задачи работы:
определить понятие и сущность государственного долга;
рассмотреть принципы управления госдолгом;
проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 57.66 Кб (Скачать файл)

Минимальная цена заемных средств на рынке  определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование  на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный  кредит регулирует рынок межбанковских  кредитов.

В настоящее  время при разработке вариантов  оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным  образом на технических средствах  решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также  менее традиционные методы – выплата  отступного, погашение долга в  национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под  расчеты по дебиторской задолженности.

Под реструктуризацией  долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.

Основные  схемы реструктуризации включают в  себя: списание долга, то есть аннулирование  прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.

В последние  годы делаются позитивные попытки регулирования  государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга  России и предельных объемов государственных  заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ.

ВЫВОД: Эффективное  применение методов управления госдолгом  приведет к снижению выплачиваемых  процентов по займам, увеличениям  сроков погашения, что положительно сказывается на экономике страны.

Основным  методом управления госдолгом стало  постоянное рефинансирование задолжности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолжности кредиторам Парижского и Лондонского клубов. К таким методам относятся: консолидация, реструктуризация, рефинансирование, конверсия, секьюритизация, аннулирование.

 

 

3. Перспективы развития управления  государственным долгом

 

3.1 Стратегия управления государственным  долгом в условиях мирового  финансового кризиса

 

Под управлением  государственным долгом Российской Федерации следует понимать стратегию  управления государственными заимствованиями  в целях поддержания объема долга  на экономически безопасном уровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации  стоимости его обслуживания и  оптимального распределения во времени  связанных с долгом платежей.

Основной  целью управления долгом является обеспечение  исполнения расходных обязательств в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при  управлении государственным долгом в условиях экономического кризиса  являются:

  • обеспечение решения важных социально-значимых в условиях кризиса задач, при недопущении неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Российской Федерации;
  • снижение влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации на финансирование иных статей расходов федерального бюджета;
  • недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Необходимо  повышать эффективность государственных  заимствований, оптимизировать структуру  долга с целью минимизации  стоимости заимствований, обеспечить точный и своевременный учет государственного долга.

Принципами  политики управления государственным  долгом Российской Федерации являются:

  • соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне;
  • полнота и своевременность исполнения обязательств;
  • минимизация стоимости обслуживания долга;
  • эффективность использования заемных средств;
  • прозрачность управления долгом.

Значимость, решаемых в рамках бюджетной политики задач в области заимствований  и управления государственным долгом как составной части системы  управления финансовыми ресурсами  Российской Федерации, определяет необходимость рассмотрения вопросов нормативно-правового обеспечения деятельности Российской Федерации.

Мировой финансовый кризис, повлекший ухудшение  ситуации на фондовом рынке, резкий спад производства в реальном секторе  экономики и общее снижение макроэкономических показателей, привели к сокращению доходной части бюджета Российской Федерации.

Превышение  расходных полномочий над доходами требует необходимости привлечения  заемных средств, доступность которых  в условиях кризиса резко снизилась. В более жестких условиях необходимо оптимизировать расходы, сохраняя при  этом социально значимые обязательства  и финансирование уже строящихся объектов, дефицит бюджета должен быть при этом умеренным, чтобы в  условиях кризиса иметь возможность  выйти на рынок и занять средства, необходимые для покрытия дефицита и погашения долговых обязательств. При формировании дефицита необходимо создавать запас прочности.

Содержание  долговой политики включает широкий  комплекс мероприятий: разработку концепции  долговой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных  задач; создание адекватного механизма  реализации долговой политики; управление деятельностью по планированию заимствований; организацию размещения займов; предоставление государственных гарантий; контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга.

Необходимым элементом долгового управления является расчет долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации. [25]

С экономической  точки зрения уровень долговой нагрузки является критерием соответствия объема обязательств и выплат по ним, поступлениям в бюджет, степени покрытия обязательств собственными доходами.

При определении  объемов и сроков заимствований  в условиях финансового кризиса  на рынке ценных бумаг необходимо:

  • вести беспрерывный мониторинг рынка ценных бумаг;
  • проводить размещение ценных бумаг Российской Федерации только при благоприятной конъюнктуре на рынке;
  • использовать практику заимствований на рынке ценных бумаг для финансирования дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств только с приемлемой (не влекущей излишних расходов на обслуживание государственного долга для бюджета области) доходностью;
  • отдавать приоритет использованию среднесрочных заимствований на рынке ценных бумаг с целью снижения долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации;
  • выпускать финансовые инструменты только с постоянной или фиксированной ставкой купонного дохода или дисконта с целью снижения риска непредвиденных расходов на обслуживание государственного долга в будущие периоды.

Основными задачами Российской Федерации по поддержанию  надежности и ликвидности ценных бумаг Российской Федерации в  условиях финансового кризиса на рынке ценных бумаг определены следующие  меры:

  • своевременное погашение и обслуживание заимствований с целью недопущения наступления технического дефолта по существующим обязательствам и безусловное исполнение взятых на себя обязательств по ценным бумагам Российской Федерации;
  • проведение работы с биржевыми площадками по процедуре листинга.

В целях  снижения расходов на обслуживание государственных  ценных бумаг Российской Федерации  предусматривается:

  • выбор контрагентов и заключение договоров на рынке ценных бумаг только через проведение открытых торгов, что позволит снизить выплаты областного бюджета по агентским и прочим договорам;
  • проведение процедуры листинга вновь размещаемых ценных бумаг.

В рамках складывающейся ситуации, вызванной  мировым финансовым кризисом, необходимо минимизировать риски и избегать дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с возможностью наступления гарантийных случаев.

Для эффективной  реализации долговой политики необходимо совершенствовать систему долгового  управления, важными элементами которой  являются надлежащий учет и мониторинг государственного долга, внедрять прогрессивные  технологии по управлению государственным  долгом, позволяющие контролировать состояние долговой нагрузки и отслеживать  ход выполнения расходных обязательств в режиме реального времени, гибко  реагировать на изменяющиеся условия  финансовых рынков и использовать наиболее благоприятные источники и формы  заимствований, планировать принятие новых долговых обязательств исходя из принципа исполнения всех обязательств в полном объеме.

Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает три  взаимосвязанных направления деятельности:

1. Формирование  бюджетной политики в части  планирования объема и структуры  государственного долга исходя из постановленных целей перед федеральным бюджетом.

2. Осуществление  заимствований с учетом платежеспособности  и долговой емкости федерального  бюджета, проведение операций  с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и минимизацию расходов на обслуживание.

3. Организация  учета долговых обязательств  и операций с государственным  долгом.

Управление  структурой государственного долга  в соответствии с данной стратегией следует осуществлять посредством  систематического отбора форм заимствований, отвечающих потребности области  в привлечении финансовых ресурсов и способствующих минимизации стоимости  государственного долга при заданном уровне рисков.

Основой бюджетной политики в части управления государственным долгом, обеспечивающей необходимый уровень экономической  безопасности, должен быть механизм защиты определенной части расходов бюджета, необходимых для бесперебойного функционирования инфраструктуры и  выполнения социальных программ от рисков, связанных с погашением долга.

В среднесрочном  планировании необходимо четко контролировать объемы заимствований осуществляемых в нынешних и прогнозируемых экономических  условиях для сохранения долговой нагрузки на управляемом уровне. [24]

Мероприятия по внедрению формализованных процедур управления государственным долгом Российской Федерации должны способствовать достижению целей долговой политики.

Основными рисками исполнения федерального бюджета, в том числе в части привлечения  заемных средств, можно определить:

  • риск процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятного для Российской Федерации изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
  • риск ликвидности, связанный с отсутствием у федерального бюджета средств для полного исполнения своих обязательств в срок;
  • кредитный риск;
  • риск недостаточного спроса на облигации в определенный момент времени, который ведет к невозможности удовлетворения потребностей эмитента.

Источником  риска процентной ставки являются изменения  условий на рынке заимствований, которые в значительной степени  находятся вне контроля исполнительного  органа государственной власти Российской Федерации.

Исходя  из этого, основным подходом к минимизации  данного риска является отказ  от использования заимствований, которым  присущ высокий риск процентной ставки. Одним из вариантов этого подхода  является осуществление заимствований  с фиксированной ставкой и  с возможностью досрочного погашения.

Информация о работе Управление государственным долгом РФ