Универсальны ли права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:13, статья

Описание работы

Первые примеры прав человека установленных в официальных документах зафиксирован ещё в 6 веке до нашей эры в Древней Персии.ГлиннянойЦилиндр персидского царя Кира объявлял, что все люди имеют право сами выбирать себе религию и провозгласил расовое равенство.
Дальнейщемидея прав человека дошла до античного мира, где впервые возникла идея естественных прав.

Файлы: 1 файл

ЭССЕ-.docx

— 31.08 Кб (Скачать файл)

 

Первые примеры прав человека установленных в официальных  документах зафиксирован ещё в 6 веке до нашей эры в Древней Персии.ГлиннянойЦилиндр персидского царя Кира объявлял, что все люди имеют право сами выбирать себе религию и провозгласил расовое равенство.

Дальнейщемидея прав человека дошла до античного мира, где впервые возникла идея естественных прав.

Свое понимание естественной причины человека и права предоставили ещё учённые античного времени (стоики, Аристотель, Цицерон и другие), христианские учёные среднего века (Ф.Аквинский  и т.д.). Первые считали сама природа человека определяет естественность права, а по мнению вторых естественное право исходит от Бога.

Идея естественного права  традиционно было воспринято представителями  Просвещения для объяснения политической сути людей.

При том светили этого  периода в отличии от богословов эпохи схолостики секуляризируют понятие естественного права придав ему рациональное объяснение.

Голландский юрист Гуго Граций первые объяснил «естесвенность» права самоочивидностью, что стало поздее общепризнанным рациональном качеством права.  Граций проведя параллели между пониманием добра и зла, и математической решением «дважды два равна четырём», пришёл выводу, что оба заключения аксиоматичны и не могут изменены даже Богом.

Аналогичная формулировка происхождения  прав человека было выдвинуто отцами-создателями  Соединённых Штатов: «Мы считаем, что эти истины, самоочевидны»

С другой стороны естественность права, является самым ярким объяснением  ценности человека. Что дальнейщем стало основанием выроботки, индивидуалистического подхода политическо-философской мысли Просвещения что, ставило человека в центр обшественныхотнощений.    Только по своей природе человек становился определеяющей субстанцией всего общественного процесса, равноценным участником общественного договора, идея которого самым главным достоинством приобретённым для человечесва, умами эпохи Просвещения.

Самое яркое практическое применение концепции «естественного права» произошло в конце 18-го века.

Превративщись из доктрины «естественного права» в доктрину «естественных прав», она стала знаменем революционных движений в Европе и в Америке. Естественное право (естественные права человека) являвщияся обоснованием теории общественного договора, стало идейным авангардом приведщем к принятию конституций и других основапологающих актов того  времени, которые по своей сути являлись олицетворением общестевенного договора и которые закрепляли эти же права.

Таким образом, естественное право приобрёл свою ещё одну характерную  черту- радикализм, борющийся за признания прав человека государством.

Результатом радикализма  борьбы за естественные права стали  Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.) которые были первыми документами зафиксировщие права человека в современном их понимании, не считая изветсные английские актыпринятые до них-Великую хартию вольностей (1215 г.) и Петицию о праве (1628 г.).

Идея естественности прав не воспринималось  всеми учения единодушно. 

19 веке идея естественных прав утратило свое привлекателность.  Представители  философо-этического учения утилитаризма Джереми Бентам(1748-1832)   и его ученик Джон Стюарт Милль (1806-1873), ставили «морольное» взависимость от полезного. Бентам утверждал, что что законы создаются, а не открываются людьми, поэтому выбирать законы следует по их последствиям. А наилучшим действием является то, которое «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». А в работе «Анархические заблуждения» Бентам резко осудил концепцию естественного права французских революционеров, назвав ее «высокопарной чепухой», новым вариантом старой ошибки.

Дальнейшем ученик Бентама  Джон Остин (1790—1859) основал школу юридеческого позитивизма, которой отрицал естественность причины права,  связавь его только лишь волей государства, таким образом  отождествляя право с законом.

Другими кто отрицал естественно правовое происхождение прав человека были сторонники исторического подхода марксисты Карл Маркс и Фридрих Енгельс писали: «Признание прав человека современным государством имеет такой же смысл, как признание рабства античным государством.. . Современное государство признало эту свою естественную основу как таковую во всеобщих правах человека. Оно не создало ее. Будучи продуктом гражданского общества, в силу собственного своего развития вынужденного вырваться из старых политических оков, современное государство, со своей стороны, признало путем провозглашения прав человека свое собственное материнское лоно и свою собственную основу».

Но 20 век считается периодом возраждения идеи естественного прав . Империализм и тоталитарные системы приведшие к Двум мировым войнам и катастрофическим последствиям в этом придали большую актуальность тематику ценности человека. Что предопредило новый старый подход вопросу прав и свабод человека.

Первые основы гарантий прав человека были зафиксированы в уставе ООН, принятым подписан 50 стран 26 июня 1945 года в Сан-Франсиско. И в дальнейшем  принятые ООН Всеобщая декларация прав человека   (10 декабр 1948), Международный Пакт об экономических, социальных и культурных  правах, Международный Пакт о гражданских и политческих правах и два факультативных протокол к нему, а также множество других международных (в том числе региональных) докуметов  ещё более детализировав установливали гарантии защиты прав человека, при том выделяя их универсальность.

Именно естесвенная причина происхождения этих прав (независимо от того, что исходили они от природы, от Бога или из самоочевидности) придавало им универсальный характер.

Впервые Устав ООН в  статье 1, которого указывается  "в  поощрении и развитии уважения к  правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии", отметил один из универсальных черт гарантированных  прав, без какой- нибудь дискриминации на всех людей.

Статья 2 Всебощей Декларации прав человека гласит : «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения»

Декларация в той же статье выделяет ещё одно качество унверсальности прав человека «Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитет»

В Венской декларации, принятой в июне 1993 года на Всемирной конференции ООН по правам человека, закрепляется всеобщий характер прав человека. В ней, в частности, прямо говорится: "Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием»

Кроме этого принято считать  права и свабоды человека универсальны и по собержанию. Они по содержанию общие для всех людей.

А также считается универсальность  прав человека состоитв том что, она уже не является внутрегосударственным делом той или иной страны. Установлены надгосудрстенные  механизма защиты прав.

Французский ученый К. Васакговоря об Европейской Конвенции о Правах и Основных Свабодах человека отметил: "Ценность Конвенции определяется фактически ее механизмом, а не правами, которые он защищает. Впервые в истории человечества существует международный механизм, который функционирует вне государства и выражает общие ценности всего человечества"

Но всё же существование  стольких  весьма серьёзных  международных  документов не означает что, универсальность  прав человек неоспромопринмается всеми.

Ещё во время принятия Всеобщей декларации она нашла своих противников в лице Американских Антропологов которые, обратилось в комиссию подготовливающий текст декларации.  МелвилльЭрсковитс автор этого обращения указывал: "…Декларация должна иметь международную применимость. Она должна охватить и признать законность многих различных образов жизни. Не будет оно действовать убедительно на индонезийца, африканца, китайца, если будет пребывать в той же плоскости, как и другие подобные документы относительно более раннего периода. Права человека в двадцатом столетии не могут быть ограничены стандартами одной-единственной культуры или продиктованы стремлениями одного народа"

В отличии от тех антропологов преследующих научные цели идеи такого культурного релятивизма высказываются до сих пор многими политиками, особенно представляющими нетрадиционные политические системы.

Лидер КНДР Цзян Цземин 1998-году при встрече с американским президентом Клинтоном защишая политику китайских властей сказал:  "Нашидве страны имеют различную социальную систему, идеологию, исторические традициии культурный базис; две страны имеют также различные представления о целях исредствах реализации человеческих прав и фундаментальных свобод"

Особенно такой позиции  выдерживаются  политики из постсоветских, азиатских и африканских государственных с авторитарным режимами, а также порой российские политики и эксперты. Порой обвиняв Запад в культурном экспонсионизме, под предлогом глоболизма и защиты прав человека.

Например, С.Рогожин считает  что, права человека для России как «варяжская» идеология, не совместимая с национальными культурно-историческими традициями.

Глава администрации президента Азебайджанской Республики РамизМехтиев в статье «Современный Азербайджан как воплощение национальной идеи» так же высказывается по поводу самобытной пути развития  демократии назвав его «консолидировной демократией», опиравшейся «реалии исторического процеса сложения  Азербайджанской государственности и логику национального развитя», далёку от «глоболистического романтизма», при том аппелируя на высказывания бывшего витсепрездента США Дик Чейни об «soverigndemocracy» (суверенной демократии).Р.Мехтиев также пишет, «демократия везде скоре всего утопия».

Исламская Республика Иран выдвигает тезис о том, что  Всеобщая Декларация прав человека, представляющая иудейско-христианские традиционные взгляды, не может применяться мусульманами и не соответствует ее системе  ценностей.

Скорее всего 

Порой идеи культурного релятивизма подерживалось западными политическимиэкспертами. Так например С. Хантингтон писал: "Однако западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. В исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства. Усилия Запада, направленные на пропаганду этих идей, зачастую вызывают враждебную реакцию против "империализма прав человека" и способствуют укреплению исконных ценностей собственной культуры... Да и сам тезис о возможности "универсальной цивилизации" — это западная идея. Она находится в прямом противоречии с партикуляризмом большинства азиатских культур, с их упором на различия, отделяющие одних людей от других. И действительно, как показало сравнительное исследование значимости ста ценностных установок в различных обществах, ценности, имеющие первостепенную важность на Западе, гораздо менее важны в остальном мире. В политической сфере эти различия наиболее отчетливо обнаруживаются в попытках Соединенных Штатов и других стран Запада навязать народам других стран западные идеи демократии и прав человека. Современная демократическая форма правления исторически сложилась на Западе. Если она и утвердилась кое-где в незападных странах, то лишь как следствие западного колониализма или нажима"

Гроций Г. О праве войны и мира, 1956 г. – М.: Ладомир, 1994

Бентам И. Введение в основание нравственности и  законодательства / Пер., предисл., примеч. Б.Г. Капустина. М., 1998. Глава 1, «Принцип полезности» С. 6

(AnarchicalFallacies, 1791—95, опубл. в 1816 на франц. яз.).
История политических и правовых учений.Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997.(Джон О.)

Карл Маркс  иФридрих Энгельс;Сочинениятом 2 (Издание второе)Государственное издательство политической литературы Москва . 1955 с. 135-136

http://www.un.org/russian/documen/declarat/viendec.pdf   (венская декларация)

http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter1.shtml (Устав ООН)

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (Всеобщая Декларация прав человека)

Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 89. (К.васак)

http://en.wikipedia.org/wiki/Cultural_relativism (Антрополог) 

http://lib.rin.ru/doc/i/126512p.htmlСяорон Ли. Постмодернизм и универсальные права человека

Рогожин С. Права человека, или идеологическая манипуляция Запада в России // Московский журнал международного права. 2001, № 1. С. 35

Ramiz Mehtiyev“MüasirAzərbaycanmilliideyanıntəcəssümükimi” , Газета «Azərbaycan» от 26 мая 2011-года (на азербайджанском).

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.С. 33—48.

 


Информация о работе Универсальны ли права человека