Учение В. Соловьева о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 02:45, реферат

Описание работы

Исключительно важное место тема государственности и права занимала в творчестве крупнейшего русского религиозного философа XIX в. Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). На протяжении многих лет он вступал в конфликты с самодержавием и православной церковью, осуждая стремление господствующих классов к обогащению, усматривая в этом причины многих социальных зол. В. Соловьев критиковал пороки буржуазных стран Западной Европы, где существует эксплуатация труда капиталом, приводящая к бедствиям пролетариата. В его трактовке право и государство являются необходимым связующим звеном между идеальным нравственным сознанием (требованиями безусловного нравственного начала) и общественной практикой. Эти представления обосновываются в таких его работах, как «Значение государства», «Право и нравственность», «Оправдание добра».1

Содержание работы

Введение 3
Учение о праве. 4
Моральная эмансипация права 15
Теория Всеединства 18
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

В. Соловьев 2 модуль.docx

— 51.15 Кб (Скачать файл)

Сам В.С. Соловьев так сформулировал  суть теории всеединства: «Всеединство, по самому понятию своему, требует  полного равноправия, равноценности  и равноправности между единым и  всем, между целым и частями, между  общим и единичным».17 При этом философ призывает различать два вида всеединства – истинное и ложное: «Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь, в них как полнота бытия». Нетрудно заметить, что принцип всеединства как воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающей вселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания.

Так, Соловьев следующим  образом объясняет одно из его  проявлений в природе: «Сама индивидуальная жизнь животного организма уже  содержи в себе хотя бы ограниченное подобие всеединства, поскольку  здесь осуществляется почти полная солидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов  в единстве живого тела». Действительно, признание биологической взаимозависимости  и равновесия как применительно  к отдельному живому существу, так  и ко всей природе, в свете нынешних экологических проблем становится одним из главнейших условий нашего существования.

Философия всеединства легко  применима и к жизни общества «Как бы то ни было… - пишет Соловьев, - требуется, прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительно живому существу, с которой мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии». В этой связи философ призывал человеческую личность не «подчиняться» общественной среде и не «господствовать» над нею, а быть с нею «в любовном взаимодействии», «служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения» не только в интересах какой-то группы, собственного народа, но и всего человечества. В самом деле, в общественной жизни России своего времени Соловьев был поборником социальной гармонии, резко критиковал ее нарушения со стороны государства и официальной церкви, выступал против национализма, классовой непримиримости и любых видов разобщения людей.

Требование всеединства  для отечественной культуры и  для самого существования нашего многонационального государства является определяющим. Именно истинное всеединство, когда «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех», должно было сплотить российские народы в дружную семью; его-то и  добивались соратники Соловьева  применительно к Российской империи. Что же касается ложного единства, которое «подавляет или поглощает  входящие в него элементы» (сословия, классы и народы) то за примером ходить недалеко: такое единство стало идеалом и звериной практикой большевизма и сталинизма, что привело к деградации культуры и распаду некогда могучего государства.

В известной работе «Русская идея» (1888 год) Соловьев, прежде всего, стремился ответить на вопрос: каков смысл существования России во всемирной истории? Рассматривая человечество как «великое собирательное существо», «социальный организм», живые члены которого представляют собой различные нации, Соловьев считал, что спецификация функция России в этом организме – способствовать осуществлению в мировом масштабе идеи теократии – некоего «вселенского христианства», свободного от односторонности и религиозного догматизма, как Востока, так и Запада.18 Исходя из представления о Церкви как о «живом теле Христа, для которого все люди равны и «нет ни эллина, ни иудея», Соловьев выводил необходимость органического всемирного братства народов, объединенных верой и исключающего любые проявления и национализма, и космополитизма. Видя в национализме эгоизм, а в космополитизме – отречение народа от собственной данной ему Богом души, Соловьев в то же время говорил, что «национальные различия должны пребыть до конца веков», хотя высший смысл существования наций «не лежит в них самих, но человечестве». Если перевести мысли русского философа на язык современной геополитики, то всемирно историческая миссия России состоит в том, чтобы бескорыстно поставить на службу многочисленным евразийским народам свою высокую материальную и духовную культуру, весь свой государственный опыт, не требуя ничего взамен, уважая их самобытность и тем самым, способствуя сохранению истинного, а не ложного, единства огромной страны, ныне, по выражению того же Соловьева, раздираемой «эпидемическим безумием национализма». Призывая в духе христианства любить все другие народы как свой собственный, Соловьев учил, что ниспосланная свыше миссия любой великой державы заключается не в ее исключительности и господстве, а в том, чтобы служить другим, более слабым народам, а, следовательно, всему человечеству.

 

Заключение

 

Личность Владимир  Соловьева - большая, глубокая, широкая, даже величественная, хотя в тоже время до чрезвычайности запутанная и порой кажется противоречивой.  Но цельное всегда  кажется  противоречивым,  если  рассматривать его с позиций  множественности.  Но во всей этой сложности,  изучение которой не может не стать  делом многих, была одна простейшая, невиннейшая и наивнейшая особенность.  Это неугомонное стремление бороться с  нелепостями  и язвами окружающей жизни.  Эту устремленность души его к Добру просто нельзя не увидеть.  Это сильнее всего, что есть в  нем и создано им. Из этого  вечного  ощущения   неудовлетворенности   и стремления  преодолевать  несовершенства окружающей жизни сама собой вытекает еще одна идея,  которую можно с  полным  правом считать для Владимира  Соловьева окончательной,  итоговой и заключительной. Это то, что можно назвать философией конца. В течение  всей  своей  жизни  Владимира  Соловьев только и знал,  что наблюдал конец.  В своих ранних научных  трудах  он изображает  концы  всех философских односторонностей.  Затем - острейшее ощущение конца византийско-московского православия и рвется  к  тому,  чтобы при помощи римской католической церкви преобразовать восточную церковь. В 1891г. его работа «Об упадке  средневекового  мировоззрения» тоже наполнена чувством катастрофизма по  отношению к традиционному православию.19

В 1900 г.  Владимир  Соловьев умирал от неизлечимых болезней;  и человечество, по его мнению, в  те времена тоже умирало и тоже от неизлечимых болезней,  которые  он научился распознавать вопреки своему былому историческому оптимизму. Это  ощущение особенно явно в последней его книге «Три разговора». Чтобы жить, все время зная, что конец грядет, человек должен обладать такой громадной силой духа,  таким самоотречением во имя Идеи, какие присущи очень немногим. И Владимир Соловьев один из них.

Философия цельного знания, которую стремился создать В.С. Соловьев, исходит  из  признания  необходимости развития, как науки, так и философии,  и теологии.  Он доказывает,  что при правильном взгляде они не противоречат друг другу,  а взаимодополняют, давая необходимую материальную основу  знанию,  сообщая ему идеальную форму, получая абсолютное содержание и верховную цель.  Выступая за развитие научного знания и искренне стремясь к развитию  науки в России,  философ все же считал, что она никогда не приведет человека к пониманию смысла Вселенной.

Нельзя однозначно согласиться с утверждением Вл. Соловьева, что источником высших истин является религия, Божественное откровение.  Но и не стоит отвергать то, что любая попытка человеческого разума построить систему,  отвергающую Божественное начало,  неосуществима.   Стремление В.С. Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между  религией  и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. После проведенного анализа можно с уверенностью  утверждать, что в основании его мысли лежит религиозно-нравственное начало. Сводя воедино знание и веру,  с одной стороны,  и  науку, философию и религию, с другой, В.С.Соловьев открыл пути к пониманию человека,  не только как существа «познающего»,  но и как существа «хотящего»,  наделенного верой, способностью к целее устремленности  и свободе действовать.

 

Список литературы

 

  1. Вергазова С.Г. Философские взгляды В.С. Соловьева: учебное пособие/ Петербургский университет для инж-ров жд транспорта/ Спб. ПИИТ, 1993 –17.
  2. Гурвич 2005 - Гурвич Г.Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2005. № 4.
  3. Ильин 1993 - Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1993.
  4. История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. – М.: Логос, 2005-432с.
  5. Куванин В.А. Философия Вл. Соловьева. М.: Знание 1988г.
  6. Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 1990. С.130.
  7. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. М., 1995, С.411. (См.: Прот. Александр Мень, «Владимир Сергеевич Соловьев» - прим. изд.).
  8. Мир философии. Книга для чтения в 2 ч. /Сост. П.С. Гуревич., В.И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. ч.1.
  9. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. 3-е изд. Прага, 1925.
  10. Поляков 1987 - Поляков А.В. Естественно-правовая концепция В.С. Соловьева // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1987. №4.
  11. Прибыткова 2006 - Прибыткова Е.А. Право как «минимум Добра» (из истории одной метафоры) // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Сост. В.Г. Графский. М., 2006.
  12. Прибыткова Е. А. Владимир Сергеевич Соловьев о нравственном призвании права
  13. Соловьев 2001 - Соловьев Э.Ю. Философско-правовые идеи В.С. Соловьева и русский «новый либерализм» // История философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. М., 2001.
  14. Соловьев В С. Право и нравственность // Власть и право Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 98
  15. Соловьёв В.С. Кризис западной философии // Соловьёв В.С.Сочинения в двух томах. М., 1988.  Т.2. С.5.
  16. Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соловьёв В.С.Сочинения в двух томах. М., 1988. Т.1. С.413. (См.: Вл.С.Соловьев, «Оправдание добра»)
  17. Соловьёв В.С. Письма, СПб., 1911, Т. 3, С.75.
  18. Соловьёв В.С. Спор о справедливости // Соловьёв В.С. Сочинения в 2-х томах. М., 1989. т.2. С.509.

1 Владимир Сергеевич Соловьев, Значение государства // http://mirosvet.narod.ru/sol/zngos.htm

2 Вл.С.Соловьёв, Оправдание добра. Нравственна философия// http://www.vehi.net/soloviev/oprav/index.html

3 Соловьёв В.С. Письма, СПб., 1911, Т. 3, С.75.

4 Философско-правовые идеи В.С. Соловьева и русский «новый либерализм» // История философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. М., 2001.

5 Естественно-правовая концепция В.С. Соловьева // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1987. №4.

6 Соловьев В С. Право и нравственность // Власть и право Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 98

7 Мир философии. Книга для чтения в 2 ч. /Сост. П.С. Гуревич., В.И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. ч.1.

8 Вергазова С.Г. Философские взгляды В.С. Соловьева: учебное пособие/ Петербургский университет для инж-ров жд транспорта/ Спб. ПИИТ, 1993 –17.

9 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. 3-е изд. Прага, 1925.

10 История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. – М.: Логос, 2005-432с.

11 Соловьёв В.С.Сочинения в двух томах. М., 1988. Т.1. С.413.

12 Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 1990. С.130

13 Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соловьёв В.С.Сочинения в двух томах. М., 1988. Т.1. С.413.

14 Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соловьёв В.С.Сочинения в двух томах. М., 1988. Т.1. С.413.

15 Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соловьёв В.С.Сочинения в двух томах. М., 1988. Т.1. С.413.

16 Поляков 1987 - Поляков А.В. Естественно-правовая концепция В.С. Соловьева // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1987. №4.

17 Прибыткова Е. А. Владимир Сергеевич Соловьев о нравственном призвании права

18 Владимир Соловьев, Русская идея// http://www.vehi.net/soloviev/russianidea.html

19 Владимир Соловьев, Об упадке средневекового миросозерцания// http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv17.htm

 


Информация о работе Учение В. Соловьева о государстве и праве