Тоталитарное государство: понятие, признаки, роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение основ тоталитарного государства с позиции теории государства и права.
Задачи исследования:
• Установить природу тоталитаризма и определить его роль в формировании командно-административной системы.
• Выяснить предпосылки возникновения тоталитаризма, определить его структуру.
• Выявить формы и методы воздействия тоталитаризма на личность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятия и сущность тоталитарного государства………………………...5
Основные признаки тоталитарного государства……….……………….14
Роль тоталитарного государства…………………………………………26
Заключение…………………………………………………………...…………..36
Список использованных источников…………………………...…………..….38

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП, 1 урс.docx

— 91.40 Кб (Скачать файл)

Нет этому понятию никакого научного определения, целые поколения западных ученых пытались его сформулировать и не смогли».

Не вдаваясь в полемику с А. Яновым и с теми учеными, которые разделяют  его точку зрения, позволим себе не согласиться со столь категоричным замечанием. Действительно, до сих пор  не выработано единого, признанного  всеми исследователями понятия  «тоталитаризм». Это бесспорный факт. Но это не означает, что сам тоталитаризм не существовал и не существует в  практике социального управления, что  это лишь только определенная умозрительная  абстракция. Объяснение этому, как нам  кажется, лежит в несколько иной плоскости. Во-первых, содержание, которое  вкладывает отдельный исследователь  в понятие «тоталитаризм», зависит  во многом от той субъективной позиции, которой он придерживается. Еще Р.Арон отмечал, что тоталитаризм имеет множество разных определений, зависящих как от объективных свойств самого предмета исследования, так и от «точки зрения наблюдателя».8 Во-вторых, как справедливо замечает Э. Баталов, «тоталитаризм - это сложное, многогранное, многообразное явление, которое не может быть уложено в простое перечисление его признаков, сколь бы пространным оно ни было. Тем более, что за несколько десятилетий своего существования тоталитарный режим претерпел определенную эволюцию, приспособившись, словно упорный, болезнетворный микроб, к новым социальным организмам».9 И с этим трудно не согласиться. Истории и современности известны различные вариации тоталитаризма, которые порой могут существенно отличаться друг от друга по частностям, но, в то же время, оставаться идентичными по своим базовым характеристикам. Необходимо проводить четкие различия между идеальным типом тоталитаризма, которого никогда не было и не будет, и его конкретным проявлением в отдельно взятом государстве и в рамках определенной исторической эпохи. Поэтому любое определение тоталитаризма будет в той или иной мере условным и более или менее приближенным к идеалу.

Некоторые авторы предлагают отказаться от термина «тоталитаризм», заменив  его иным понятием. При этом основополагающие моменты концепции тоталитаризма (например, тотальность контроля со стороны государства, личная диктатура  вождя, террор и другие) признаются ими состоятельными, имеющими научную  ценность. Так, Р. Даль для обозначения  крайних форм автократии (тоталитаризма) вводит термин «гегемония», который, на его взгляд, более пригоден и операционален, нежели термин «тоталитаризм», поскольку  последний относится лишь к идеальной  системе, не пригодной для реально  существующих обществ. Румынский социолог П. Кымпяну предпочитает для характеристики сталинизма пользоваться не термином «тоталитаризм», а термином «синкретическое общество», «синкретизм», понимая под последним «состояние стабильного разъединения между производительными силами и классовой структурой в определенном обществе».

Представляется, что в данном случае имеет место всего лишь обычная  игра слов, подмена понятий, которая  никоим образом не меняет сути изучаемого нами явления, а только отвлекает  от самого предмета исследования.

Сегодня в отечественной и зарубежной науке существует несколько десятков определений тоталитаризма. Конечно, можно их критиковать, но, тем не менее, следует признать, что все  они имеют право на существование, как имеет право на существование  и сама теория тоталитаризма.

Сложность поставленной перед исследователем задачи не вызывает сомнений. Видимо поэтому, многие авторы, рассматривая сущность тоталитарной формы доминирования  в различных ее проявлениях, ограничиваются лишь констатацией и анализом его  характерных признаков, сознательно  не затрагивая вопрос об определении  самого понятия «тоталитаризм». Еще  Л. Шапиро заявлял, что всем определениям тоталитаризма он предпочитает описание этого феномена. В этом есть определенная логика. Очень трудно в нескольких словах отразить природу такого сложного политико-правового явления как  тоталитаризм. Отсюда, далеко не случайно, что практически все известные  к настоящему времени научные  дефиниции тоталитаризма носят  описательный характер.

Как уже отмечалось выше, тоталитаризм - одно из спорных в современной  науке понятий. Под тоталитаризмом сегодня понимается определенный (недемократический) тип государства, государственного строя, диктатуры, политической власти, политического режима, формы политического  правления, общественно-политического  строя, социальной системы, системы  насильственного политического  господства, определенная идеология и так далее. И это далеко не полный перечень известных подходов к определению понятия тоталитарного феномена.

При сравнительном анализе различных  определений можно сделать вывод, что их авторы, как правило, сходятся в одном: тоталитаризм - это прямая противоположность правового государства, его антипод; это определенная система  властных отношений, при которой  все без исключения сферы общества находятся под контролем государства  и его органов, где нет места  реальным правам и свободам граждан, где гражданское общество полностью  растворено в обществе политическом.

Наиболее часто в отечественной  науке тоталитаризм определяют или  как политический режим, или как  общественно-политическую систему. Так, например, П.Е. Студников склонен  рассматривать тоталитаризм только как «одну из недемократических  форм политического режима». Для  И.Н. Рассохи же, тоталитаризм - это  «общественно- политический строй, при  котором государство полностью  подчиняет себе все сферы жизни  общества и отдельного человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные признаки тоталитарного государства

 

Любая тоталитарная система  является системой строго однопартийной. В ней полностью отсутствует  политический плюрализм, что находит  свое выражение в полном запрещении каких-либо партий, кроме той, которая  находится у власти. Вспомним в этой связи слова М.П. Томского: «...В обстановке диктатуры пролетариата может быть и две, и три, и четыре партии, но только при одном условии: одна партия будет у власти, а все остальные в тюрьме»10. Какая-либо фракционность внутри правящей (тоталитарной) партии также запрещена.

Тоталитарная партия относится  к числу так называемых партий «нового типа».  Такая партия, как правило, создается до возникновения  самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что  однажды приходит к власти. При  этом приход ее к власти приходит не всегда насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались  у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера  на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией – партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.11

Власть всецело строится по принципу военной организации, со строгой иерархией и соподчиненностью по вертикали ее членов. Не случайно поэтому, выступая на февральско - мартовском (1937 года) Пленуме ЦК ВКП (б), И.В. Сталин недвусмысленно пояснил, что «в партии 3-4 тысячи руководителей, составляющих ее генералитет, 30-40 тысяч деятелей среднего звена (офицерство) и 100-150 тысяч низовых работников районного звена (унтер-офицерство)».12

Таким образом, диктатура  Сталина – лишь вершина пирамиды, в которой на каждой ступени был  свой авторитарный “вождь”, осуществлявший всю полноту власти на “вверенной”  ему территории или в отрасли  экономики. Поскольку все этажи  этой пирамиды власти заполнялись сверху и были ответственны лишь перед вышестоящими лицами и организациями, то всем этим большим и маленьким “вождям” по сути дела были безразличны интересы народа. Поэтому демократические  институты и сама демократия свертывались и уничтожались или приобретали  чисто формальный характер; в стране устанавливался тоталитарный режим.13

Руководство одного человека (вождя) настолько полно отождествляется  с общей доктриной и судьбой  государства, что, пока он стоит у  власти, его обожествляют, создают  вокруг него культ личности. Так, фашистской Италией руководил дуче Муссолини, нацистской Германией правил фюрер  Гитлер. Сталин в «ипостаси вождя всех народов» почти 30 лет был фактически единоличным властителем Советского Союза, а Мао Цзюдун являлся единственным официальным руководителем Китайской Народной Республики со времени ее учреждения.14

Высшие органы единственно  правящей партии полностью сливаются  с высшими органами государственной  власти. Лидеры партии становятся одновременно и руководителями государства. Партия превращается в решающий стержневой элемент государственной структуры, канал вертикальной мобильности, поскольку  ей принадлежит исключительное право  распределения должностей. Только ее члены могут занимать руководящие  посты в государственном, хозяйственном, военном, дипломатическом и других аппаратах. Лишь принадлежность к партии создает возможность служебного продвижения. Государство выступает  только в качестве средства реализации партийной программы: решения, принимаемые  на партийных съездах, являются обязательными  для государственных органов. Как прямолинейно и совершенно откровенно признавал И.В. Сталин, «ни один важный политический или организационный вопрос не решается у нас нашими советскими и другими массовыми организациями без руководящих указаний партии»15; «кадры партии - это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти, они являются также командным составом руководящих государственных органов».16

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии.Официальная идеология является одновременно идеологией правящей партии и государственной идеологией. Отступление от нее расценивается как проявление нелояльности к существующему режиму и жестоко карается, официально непризнанные убеждения и инакомыслие преследуются. Существует жесткая цензура, независимая пресса отсутствует.В советском Союзе широко практиковались различные фальсификации; в учебнике история представлялась как история победы КПСС аж со средних веков, разумеется, ничего не говорилось о «красном терроре», политзаключенных и голоде в период Советской власти. Власть пытается выступать в роли внешней совести, делает за человека моральный выбор. Мощнейшая пропагандистская машина рисует утопические цели, "великое будущее" - коммунистический или расовый рай. Пропаганда превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята - пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывали нижестоящих. Одновременно создается "образ врага", в качестве которого выступают "реакционные классы" или "низшие народы", сторонники других идеологий. Тезис о внешних и внутренних врагах призван оправдать жесткие методы управления, ограничение свободы личности, массовые репрессии и весь уклад жизни, напоминающий жизнь в осажденной крепости.17 Связанное с этой формулой бесцеремонное вмешательство власти в веками складывающийся менталитет человека и общества, силовое деформирование сложившихся стереотипов, традиций, идеалов и ценностей людей, посягательство на их сознание и мотивы поведения, разрушение связи времен и преемственности поколений и т.д. – во всем этом заключено самое страшное преступление тоталитарных режимов.

Особо стоит сказать о  роли церкви. Являясь более древним  институтом,  чем политические партии, обладая значительным весом в обществе, церковь стала тем камнем преткновения, который не позволял полностью подчинить душу индивида. Попытки тоталитарного режима устранить, или, по крайней мере, сотрудничать с ней не везде приводили к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестоко подавлена (Германия, Россия).

Тоталитарная власть опирается  на широкую поддержку народа. Для  такого режима характерен культ вождя  партии, который в глазах народа обладает харизмой, ему приписываются сверхъестественные свойства: непогрешимость, мудрость. Обожествлению личности тоталитарного диктатора в немалой степени способствует распространение около него ауры недоступной тайны, соответствующей его недостижимому превосходству. С этой целью режим стремится к сохранению в абсолютной тайне частной жизни своих вождей, что контрастирует с той общественной ценностью, которую все демократии придают демонстрации частной жизни президента, короля, премьер-министра и так далее на публике. Не случайно, Борис Суварин (в 30-е годы им была написана и опубликована биография И.В. Сталина) в описании «вождя народов» часто использовал ярлыки: «Сталин - таинственный хозяин Кремля», «Сталин - личность, которую нельзя постигнуть», «Сталин - коммунистический сфинкс», «Сталин - загадка», «неразрешимая тайна».

Полностью подчинив себе область  политики, государственного управления, тоталитарный режим стремится охватить своим тотальным контролем и такую важную сферу человеческой жизнедеятельности как отношения экономические. Поэтому для тоталитарного государства характерно наличие жестко централизованной, планируемой сверху экономики, основывающейся на приказах, применении принудительных мер, таких, например, как трудовая повинность, продразверстка, широкое применение труда репрессированных.

В этой экономике нет места  экономическому интересу как исходному побуждению хозяйственной деятельности. Господствует прямое внеэкономическое принуждение и насилие. «Старый принцип — Кто не работает – тот не ест, заменяется новым: кто не повинуется - тот не ест.» - этот известный социалистический лозунг наглядно демонстрирует уровень мотивации и стимулирования труда в тоталитарном государстве, который низведен до необходимости непосредственного удовлетворения каждым человеком своих физиологических потребностей для элементарного выживания и физического существования. В этих условиях отдельный индивид становится полностью зависимым от единственного работодателя в лице государства. При любой попытке вырваться из этой зависимости человек остается без средств к существованию, а то и без свободы.18

Информация о работе Тоталитарное государство: понятие, признаки, роль