Тоталитаризм в Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Эта тема представлется мне актуальной и интересной по ряду причин:

Во-первых, в отличие от Италии, США и Германии, в Испании корпоративное государство строилось не мирным путём, а как итог продолжительной и кровавой гражданской войны, оказавшейся в то время в центре всемирной битвы сил прогресса и реакции, как это тогда представлялось большей части мировой общественности.

Файлы: 1 файл

Тоталитарный политический режим на примере Испании.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Эта тема представлется мне актуальной и интересной по ряду причин:

 

Во-первых, в отличие от Италии, США и Германии, в Испании корпоративное государство строилось не мирным путём, а как итог продолжительной и кровавой гражданской войны, оказавшейся в то время в центре всемирной битвы сил прогресса и реакции, как это тогда представлялось большей части мировой общественности.

 

Во-вторых, в этой гражданской войне обе воюющие стороны получали весомую помощь от иностранных государств в  том числе от СССР

 

В-третьих, каждая из боровшихся сторон выработала свою модель государственного и общественного устройства с использованием опыта тех стран, которые они выбрали в качестве образца, но в основном опиравшиеся на национальные традиции.

 

В-четвёртых, генерал Франко сразу и открыто взял курс на строительство корпоративного государства.

 

В-пятых, до того попытки построения корпоративного государства предпринимались в экономически наиболее развитых государствах - США и Германии или, по крайней мере, в стране со средним уровнем развития капитализма - Италии. Испания же предприняла такую попытку, будучи ещё полуколониальной страной.

 

Корпоративное государство - государственная форма авторитаризма, при которой основные коллегиальные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, отобранных правительством. Идеологи корпоративного государства рассматривают государство как совокупность публичных служб (корпораций), выполняющих определенные социальные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Создание фаланги

 

Основатель Фаланги Хосе-Антонио Примо де Ривера считал, что восстановить прежнее величие Испании может только "национал-синдикалистское государство" с помощью механизмов тоталитарной власти и корпоративных институтов. Всю страну фалангисты рассматривали как огромный производственный синдикат. Движение признавало религиозные, католические ценности, однако подчиняло их задаче "национальной революции". Оно возвеличивало "славное прошлое" Испании и даже её историческое преимущество перед другими нациями.

 

Программа Фаланги носила подчёркнуто антикапиталистический характер. Фалангисты отвергали капиталистическую систему за то, что она "игнорирует интересы народа и дегуманизирует частную собственность" Они провозглашали своей целью проведение "националистической" революции и установление справедливого строя. Их лозунги - "За родину, за хлеб и справедливость!"; "Ни одного очага без огня, ни единой семьи без хлеба!"; "Через Империю к Богу!"; "Испания - неповторимая судьба во Вселенной!"

 

Но Фаланга так и не стала массовой партией. На выборах 1936 года за неё отдали голоса только 45 тысяч избирателей - из 13,5 миллионов.

 

В 1936 году уверенные в своей победе правые разработали избирательный закон, сводившийся к принципу: "Победитель получает всё". Но неожиданно для них победил на парламентских выборах левый Народный фронт. Его приверженцы выпускали из тюрем тысячи заключенных, поджигали церкви и монастыри, избивали священников, незаконно захватывали имения землевладельцев.

 

Начался разгром правых. Франко уволили с должности начальника Генштаба и отправили в почетную ссылку - военным губернатором Канарских островов.

 

Франко, в отличие от большинства генералов, понимал причины успехов Народного фронта. Испания осталась полуколониальной страной. Её промышленность не выдерживала никакой конкуренции. Положение народа было ужасным.

 

Из 11 миллионов трудоспособных испанцев 8 миллионов (2 миллиона мелких крестьян, 2,5 миллиона сельскохозяйственных рабочих, 2,5 миллиона шахтеров и промышленных рабочих, 1 миллион мелких ремесленников) влачили жалкое существование на черте бедности. Лишь 2 миллиона составляли средний слой торговцев и крупных ремесленников. Оставался еще 1 миллион, представлявший высший слой крупных землевладельцев и банкиров, интеллигенции и духовенства, чиновников и военных. Половина нации - около 12 миллионов человек - была неграмотна.

 

Для исправления положения нужны были гигантские инвестиции. В Испании иностранный капитал уже в значительной степени управлял производством электроэнергии, промышленностью, транспортом и связью. Однако эти инвесторы думали не о потребностях Испании, а о своих прибылях.

 

Большинство испанских политиков в тот период не разбиралось в закономерностях современной экономики. Отсюда и непродуманное начало земельной реформы, увлечение разного рода утопиями.

 

Франко не располагал программой экономической и социальной политики, но был убеждён в том, что существующие трудности не могут быть преодолены с помощью революции, а станут усугубляться, вплоть до наступления катастрофы. Только законность и порядок, по его мнению, станут надежной основой грядущей модернизации.

 

А республика и без участия заговорщиков-военных неудержимо шла навстречу гражданской войне. Несмотря на вмешательство гражданской гвардии, повсюду сельский пролетариат захватывал не только не используемые земли, но и засеянные помещичьи поля.

 

Основные причины:

- бедность населения

Из 11 миллионов трудоспособных испанцев 8 миллионов (2 миллиона мелких крестьян, 2,5 миллиона сельскохозяйственных рабочих, 2,5 миллиона шахтеров и промышленных рабочих, 1 миллион мелких ремесленников) влачили жалкое существование на черте бедности. Лишь 2 миллиона составляли средний слой торговцев и крупных ремесленников. Оставался еще 1 миллион, представлявший высший слой крупных землевладельцев и банкиров, интеллигенции и духовенства, чиновников и военных. Половина нации - около 12 миллионов человек - была неграмотна.

 

- неграмотная экономическая политика республиканцев и в соотвестсвии с этим осложнение политической ситуации в стране -

(земельная реформа 1931 года) Выборы, прошедшие 28 июня 1931 года, обеспечили  незначительное большинство для  ИСРП. Среди главных предложений  правительства был Закон о  земельной реформе. Церковь и  большинство военных элит возражали  против этой реформы. Увеличение гражданского волнения в городах и в сельской местности вызвало роспуск правительства, возглавляемого Мануэлем Асанья, и назначение новых выборов на 19 ноября 1933 года.

 

- помощь иностранных  интервентов (Италии и Германии) в гражданской войне 1936 – 1939 года

Франко попросил Муссолини и Гитлера помочь ему вооружением. Они предоставили ему самолеты.

 

- раскол среди  республиканцев (коммунисты, анархисты  троцкисты)

коммунисты в лагере "левых" составляли меньшинство, несравненно больше было анархистов, социалистов и национал-сепаратистов

 

-- наличие харизматичного  лидера у фалангистов ( каудильо  Франциско франко)

В первой половине XX века в Испании рос средний класс, выступающий за стабильность, отвечавшую и национальным интересам. Именно испанский средний класс и породил Франко.

Франсиско-Паулино-Эрменгильдо-Теодуло Франко-и-Баамондэ родился в 1892 году, окончил иезуитский колледж и военную академию. С того времени вся его жизнь была связана с армией. Более того, у него постепенно складывается идеал: вся страна - как армия. Во время колониальной войны в Марокко он приобрел боевой опыт, сделал блестящую карьеру и завоевал безоговорочный авторитет у армейской верхушки.

 

 

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

 

Хартия труда (Fuero del Trabajo) была одобрена Правительством под председательством Франко 9 марта 1938 г. и объявлена им в тот же день. Впоследствии она была возведена в ранг «основных» законов франкистской Испании. Закон 9 марта 1938 г. был актом пропаганды, нацеленным на привлечение на сторону Франко работников и работодателей.[11] Данный акт явно испытал влияние итальянского Закона о труде 1927 г. и стал выражением социально-экономической идеологии,[12] декларацией принципов осуществления власти в социальной сфере. При этом создавался миф об ее обусловленности «католической традицией социальной справедливости» и «высоким чувством гуманизма, который был сообщен нашему законодательству периода империи» (преамбула).

 

Социально-экономическая политика проводится через синдикаты. Все элементы экономики предполагалось охватить «по отраслям производства или обслуживания» вертикальными синдикатами, которые являлись корпорациями публичного права, построенными «иерархически под руководством государства», — «орудием на службе у государства» (ст. 13). Эти организации объединяли работников и предпринимателей, а руководящие посты в них должны быть заняты членами Национального движения.

 

17 июля 1942 г. Закон  «Об учреждении испанских кортесов» (изменен 9 марта 1946 г.) впоследствии был отнесен к числу «основных». Он состоял из преамбулы, 12 статей и двух дополнительных постановлений. Во введении указывалось: учреждаются кортесы, при этом за Главой государства сохраняется «верховная власть принимать правовые нормы общего характера». Кортесы определяются как «высший орган участия испанского народа в делах государства» (ст. 1). Однако они не рассматриваются как орган национального представительства, а по порядку формирования похожи на национальное собрание времен диктатуры генерала

Примо де Риверы, созданного королевским декретом-законом в 1927 г. В состав кортесов входят procuradores (уполномоченные, депутаты) трех видов: включенные в состав кортесов по должности, назначенные каудильо и выборные (ст. 2)

 

Кортесы являлись по существу лишь законосовещательным органом, «пародией» на парламент.[20] Их основная задача заключалась в подготовке и одобрении законопроектов. Утверждение законопроектов и введение законов в силу относится к исключительной компетенции Главы государства (ст. 1). Перечень вопросов, которые требуют законодательной формы, не является исчерпывающим (ст. 10, 12). Однако во время войны или «по соображениям срочности», Глава государства может издавать декреты-законы, кортесам должно быть лишь сообщено об этом сразу же после промульгации (ст. 13)

 

Первым мероприятием, проведенным после окончания Второй мировой войны для реализации поставленной задачи, стало принятие 17 июля 1945 г. Хартии (Fuero) испанского народа, признанной позднее третьим «основным» законом. Хартия состояла из 36 статей, объединенных в два раздела. По своей природе она является декларацией прав и обязанностей испанцев, подлежащей развитию в текущем законодательстве («Кортесы примут законы, необходимые для реализации прав, признанных в этом Фуэро» — ст. 34).

В акте признаются личные, социально-экономические и политические права и свободы. Так, среди первых называются: право на уважение личной и семейной чести (ст. 4), на неприкосновенность жилища (ст. 15), свободу и тайну переписки (ст. 13), юридическую безопасность (ст. 17), свободный выбор местожительства, правда, лишь в пределах национальной территории (ст. 14). Явно настораживает религиозная нетерпимость, закрепленная в Хартии: католическая религия объявляется государственной и пользующейся «официальным покровительством» государства, «не допускаются публичные церемонии или манифестации, кроме церемоний и манифестаций католической церкви» (ст. 6).

Среди политических декларированы права на индивидуальные петиции, обращенные к Главе государства, кортесам и властям (ст. 21), на занятие публичных должностей (ст. 11), на участие в государственных функциях представительного характера посредством семьи, муниципалитета и синдикатов (ст. 10). Хотя, конечно, настораживают некоторые оговорки. Так, признается, что каждый испанец может свободно выражать свои идеи, если они не являются посягательством на основные устои государства (ст. 12). Право испанцев свободно собираться и объединяться для законных целей (ст. 16) ограничивается двумя моментами. Во-первых, оно может быть реализовано лишь согласно «предписаниям закона»; во-вторых, государство может создавать и поддерживать организации, которые оно считает необходимыми для достижения своих целей (ст. 16).

 

Закон о национальном референдуме 22 октября 1945 г. стал четвертым актом, возведенным в ранг «основных».

Но результаты референдума все-таки имели лишь консультативный характер. Следует отметить, что и этот закон был реализован: референдум при Франко использовался дважды: в 1947 г. и в 1966 г.

 

26 июля 1947 г. был  издан закон «О преемстве при  замещении поста Главы государства», ставший пятым «основным» законом.[28] В нем предусматривалось два этапа в данном процессе.[29] Первый — экстраординарное замещение должности при установленной монархической форме правления. Второй — обычное занятие престола. В ст. 1 говорилось: «Испания как политическое целое является католическим, социальным и представительным государством, которое, следуя традициям, объявляет себя королевством». Но это была монархия без монарха,[30] поскольку закон сохранял сложившееся положение: Главой государства объявлялся «Каудильо Испании и Крестового похода, Генералиссимус Вооруженных Сил дон Франсиско Франко Баамонде» (ст. 2).

Весьма важно, что в акте впервые за время франкизма введен термин «основные законы».

Таковым объявляются: Хартия труда, Хартия испанцев, Закон об учреждении кортесов, Закон о референдуме, а также любой другой закон, который «впоследствии при его провозглашении будет отнесен к числу основных». В отличие от обычных, они изменяются и отменяются в особом порядке: с согласия кортесов и по результатам проведенного референдума (ст. 10). Так, впервые упоминалось о связанности власти правовыми нормами особого рода — нормами, закрепленными в «основных» законах.

 

Закон 1947 г. усложняет систему высших органов государства: учреждаются Совет королевства и Регентский совет.

 

Курс на проведение политических реформ заставил диктатора пересмотреть вопрос о политической основе власти. Его прежняя опора — Испанская фаланга традиционалистов и хунт наступательных националистических синдикатов, — хотя и насчитывала в конце 1940‑х годов не менее 1 млн. чел., перестала быть ведущей политической силой. Крах германского национал-социализма и итальянского фашизма означал исчезновение политической и духовной поддержки фаланги за пределами Испании. В результате фалангисты вышли из Правительства или переместились на второстепенные должности. Генеральный секретарь фаланги Арресе констатировал в конце 1956 г., что ее члены занимают не более 5 % государственных постов в стране.[31]

Эти изменения зафиксировал Закон «О фундаментальных принципах Национального движения», объявленный Франко 17 мая 1958 г. и ставший шестым «основным» законом. Движение (Испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалистского наступления) трансформируется в Национальное движение, понимаемое как «сообщество испанцев»

Информация о работе Тоталитаризм в Испании